Суховеева Татьяна Дмитриевна
Игровое занятие по наблюдению за сезонными изменениями в природе «Прогулка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Педагогическая цель: расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;
Закреплять знания детей о том, что сентябрь – первый осенний месяц;
Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах; устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
Обобщать и систематизировать представления о временах года;
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
Публикация «Игровое занятие по наблюдению за сезонными изменениями в природе „Прогулка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширение и активизация словаря; продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.
Целевые ориентиры: Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе; к животному миру; развивает любознательность, творческое воображение; проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира. Овладевает познавательно – исследовательской деятельностью. Овладевает двигательной деятельностью.
Осваиваемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности:игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.
Средства реализации: лопатки, грабельки, детские ведерки, спортивное оборудование, атрибуты для игр.
Сентябрь
Карточка №1
1. Ход наблюдения :В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист и прозрачен, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Приметы: Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
Поговорки и пословицы:Лето со снопами, осень с пирогами.
Художественное слово:…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса –
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Загадки: Рыжий Егорка упал в озерко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Тучи серые несу над землею вязкой.
И рисую я в лесу золотою краской. (Осень)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:Какие знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как называется сбрасывание листьев деревьями?
3. Трудовая деятельность. Уборка участка д/сада от опавших листьев.
4. Исследовательская деятельность.
Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени (тополь, береза). Найдите самый красивый лист березы, осенний лист тополя.
5. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра: «Когда это бывает?», «Живое - неживое»
Подвижные игры: «Листопад», «Осень»
Ход игры:Дети расположены на одной стороне площадки, входящий – «дворник» в центре площадки. Игроки проговаривают слова : Листопад, листопад, листья по ветру летят. Входящий отвечает: А я листья соберу, их в корзинку положу. После слов входящего игроки стараются перебежать на противоположную сторону. Пойманные игроки выполняют задание по усмотрению остальных.
6. ОВД:ходьба с высоким подниманием колена.
7. Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
8. В/ м:лопатки, формочки, совочки, метелки, ведерки.
Карточка№2
1. Ход наблюдения :
Весной землю копают, боронят граблями и делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, рыхлят, пропалывают от сорняков. Осенью собирают урожай.
Приметы:Много желудей в сентябре – к теплой зиме.
Поговорки и пословицы:Весна красна, голодна, осень дождлива, да сыта.
Художественное слово:
«Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох. Петрушку и свеклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле: картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался не плох!»
Загадки: Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка. (Капуста)
Этот овощ не простой. Был вначале зелен он
А теперь он покраснел, вдруг окрасился, зардел.
Очень важный тот сеньор и зовется (Помидор)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:Какие овощи растут на грядке? Где растут фрукты? Что помогает растениям вырасти? Какая польза от овощей и фруктов?
3. Трудовая деятельность:Сбор овощей с огорода.
4. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра: «Съедобное - несъедобное», «Назови овощ»
Подвижные игры: «Хлибчик», «Баба сеяла горох»
Ход игры: Один из детей становится водящим, все остальные – горошинками. Горошинки водят хоровод вокруг водящего и произносят текст: Баба сеяла горох! Ох! Уродился он не плох. Ох! (приседают). Уродился он густой (идут в центр круга.)Мы помчимся– ты постой (поворачиваются спиной к водящему и разбегаются, водящий ловит их).
5. ОВД: бег мелким и широким шагом.
6. Индивидуальная работа:подскоки на одной ноге.
7. В/ м: лопатки, совочки, формочки, ведерки, мяч.
Карточка№3
1. Ход наблюдения :Рябинка – так ласково называют люди- это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Она – любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору подъедают лоси и зайцы. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки.
Приметы: Если рябины уродилось много, то зима будет морозная.
Поговорки и пословицы:В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина.
Художественное слово:
С рябиной свежей воду поставили на стол.
Ее заметил сразу лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,
Нарисую ягодки-влажные и яркие,
В каплях-бусинки росы удивительной красы.
Загадки:
Ягоды-не сладость, зато глазу-радость:
Садам-украшенье и дроздам-угощенье. (Рябина)
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Рябина)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Как рябина используется в народном хозяйстве?
3. Трудовая деятельность: уборка сухих веток с участка.
4. Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Сравнить красную рябину с другим деревом. Найти сходство и отличие.
5. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра: «Найди по описанию», «Назови меня», «Один-много».
Подвижные игры: «Перебежки», «Поймай мяч»
Ход игры: Дети делятся на две группы и строятся в две шеренги друг против друга на небольшом расстоянии. Между ними проводится черта. По сигналу они бегают, прыгают. По команде «Стройся!» игроки каждой команды должны встать на противоположную сторону, при этом не опаздывать и не путаться.
6. ОВД: построение в колонну.
7. Индивидуальная работа:прыжки в длину с места.
8. В/ м: лопатки, ведерки, формочки, мяч.
Карточка №4
1. Ход наблюдения :
Посмотрите вокруг: небо заволокло тучами, сохнет трава, стало меньше цветов, птицы собираются в стаи для перелета в теплые края, время от времени дует холодный ветер. Деревья и кусты прикрываются от холода последней листвой.
Приметы:
В сентябре лето кончается, осень начинается. От осени к лету поворота нету.
Поговорки и пословицы: В осеннее ненастье-семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Художественное слово:
Разгулялась осенняя стужа. Вымок город, любимый до нитки.
Льют небесные лейки с утра. Он дрожит как осенний листок.
И опять необъятная лужа Для него мне не жалко накидки
Разлеглась посредине двора. И резиновой пары сапог.
(Л. Шестакова)
Загадки:С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Без рук, без ног стучит-в избу просится. (Ветер)
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Какие осадки выпадают осенью? Какую одежду надеваем осенью?
3. Трудовая деятельность: помощь в уборке участка младшей группы.
4. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра:
«Кто больше назовет действий?», «Ветер, ветер, ты какой?»
Подвижные игры: «Кто лишний?», «Удочка»
Ход игры: играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от земли. Все прыгают через веревочку. Задевший ее получает штрафное очко. Выигрывают прыгуны, получившие наименьшее число штрафных очков.
5. ОВД:прыжки через короткую скакалку.
6. Индивидуальная работа: подскоки на одной ноге.
7. В/ м:метелки, ведерки, совочки, атрибуты к игре.
Октябрь
Карточка №5
1. Ход наблюдения :Чтобы у нас на столе был вкусный хлеб, первыми в поле выходят трактористы и пашут землю. Затем ее боронят и засевают семенами. В теплой земле семена быстро прорастают, пшеница начинает колоситься, созревают колосья. Какое красивое поле, когда созрел урожай. В конце лета у хлеборобов начинается жатва, уборка урожая.
Приметы:Весна красна цветами, а осень снопами.
Поговорки и пословицы:Весенний день год кормит. Всякое семя знает свое время.
Художественное слово:
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо, вам солнце и ласковый дождь!
Спасибо, земля, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарныезерна
А нынче они урожай берегут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!
Я. Дягуте
Загадки:Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос)
Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет. (Комбайн)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Кто для нас хлеб выращивает? Кто первым выходит в поле? Кто проверяет земли перед посевом? Кто убирает хлеб?
3. Трудовая деятельность: собрать песок вокруг песочницы.
4. Исследовательская деятельность:Сравнить колоски пшеницы и ржи (чем похожи и чем отличаются друг от друга).
5. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра: «Родственные слова», «Узнай профессию».
Подвижные игры: «Профессии», «Магазин»
Ход игры:дети идут по кругу друг за другом. По сигналу воспитателя, все стараются встать в пары. Тот, кто остался без пары, выходит в центр площадки. Дети говорят: «Раз, два, три – врач (пожарный и т. д.) – ты!» Ребенок им отвечает: «Учитель тоже человек, начинаем быстрый бег» Игроки бегут в рассыпную и снова ищут пару.
6. ОВД:построение в круг.
7. Индивидуальная работа:ходьба скрестным шагом
8. В/ м:ведерки, метелки, совочки.
Карточка №6
1. Ход наблюдения :
Чаще всего тополь встречается в городе. Зовется оно – городским. Ствол высокий, с пышной кроной. Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Поздней осенью облетают с тополей последние желто – золотистые листья.
Приметы:Если видна нижняя сторона листьев тополя, ждите ненастья.
Поговорки и пословицы:Без ветра верхушка тополя не колышется. И тополь высок, да какая польза в нем, если не дает плодов.
Художественное слово:
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух –
Над улицей несутся сотни белых мух.
С. Васильева
Загадки:
Народ пушистый и летучийУ него в июне с веток
На дворе улёгся кучей. Теплым снегом пух летит.
Тополь ветки стряс тугиеВ сентябре он желтый,светлый - Началася аллергияСловно солнышко блестит
(Тополиный Пух. (Тополь)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:Какие еще растут деревья в городе? Почему осенью листья с деревьев опадают?3. Трудовая деятельность:сгребание листьев в кучи и их уборка. 4. Игровая деятельность по выбору детей
Д/ и:«Узнай, чей лист», «Найди пару»
Подвижные игры:«Ель, береза, дуб», «Ловишка, поймай ленту»
Ход игры:дети «гуляют» заданным способом по лесу со словами:
Мы с тобою в лес идем, все деревья узнаем,
Тут - осинка, там - дубок, здесь - береза, вот – кленок.
По окончании слов: останавливаются и выполняют задания: «ель»-руки в стороны – вниз, «береза»- руки вверх, покачивать, «дуб»-ноги прыжком на ширину плеч, руки округлить перед собой.
5. ОВД:построение в колонну по росту самостоятельно
6. Индивидуальная работа:перебрасывание мяча друг другу одной, двумя руками.
7. В/ м:лопатки, метелки, ведерки, мяч.
Карточка №7
1. Ход наблюдения :
Осенью корма для птиц становится все меньше: пропадают насекомые, увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.
Приметы:Если перелетные птицы улетели рано – зима предстоит холодная.
Поговорки и пословицы:Всякая птичка сети боится. Всякая птица к своей стае летит.
Художественное слово:
Высоко летят, под облаками,В путь не ближний провожать их выйдем
И курлычут журавли над нами. Им простор земли далеко виден:
Вдаль скользя по ветру легкой тенью, Ленты рек, поля, озер разливы…
Тают птицы в синеве осенней. «До свиданья, птицы, путь счастливый»
А. Барто
Загадки:
Всех перелетных птиц черней, Листья падают с осин,
Чистит пашню от червей. (Грач) Мчится в небе острый клин. (Журавли)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Почему осенью птиц становится мало? Как птицы готовятся к отлету? Какие птицы позже всех улетают на юг?
3. Трудовая деятельность:Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
4. Исследовательская деятельность:
Рассмотреть с детьми карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, точки. Подумать, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
5. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра:«Не зевай», «Какое время года»
Подвижные игры:«Бездомная кукушка», «Воробьи и вороны»
Ход игры:дети образуют небольшие круги (5-6 человек, внутри каждого гнезда – птица, в центре площадки – кукушка. Под звук бубна - птица и кукушка хлопают в ладоши, дети – «гнезда» движутся подскоками вокруг своей птицы, бубен не звучит, птица и кукушка движутся по площадке, а дети говорят: Ку – ку, кукушечка! Ку – ку, рябушечка! Ты лети в лесок, подавай голосок. Сколько лет нам жить, по земле ходить? Кукушка говорит: Ку – ку! Птицы должны вернуться в гнезда, а кукушка старается занять любое гнездо.
6. ОВД:бег – боковой галоп; построение в круг
7. Индивидуальная работа:продолжительный бег в медленном темпе.
8. В/ м:бубен, атрибуты к игре, пакетики для семян.
Карточка №8
1. Ход наблюдения :
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки – снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Приметы: Первый снег за сорок дней выпадает. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Пословицы и поговорки: Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осень идет, а за собою дождь ведет.
Художественное слово:Нежаркие, не летние,
Встают из – за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки.
(А. Исаковский)
Загадки:И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Кто тепло к нам не пускает?
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода?
Знаешь ты? Конечно, да (Ноябрь)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Как называется предзимье? (Серебряная осень)
Почему? Как долго лежит первый снег?
3. Трудовая деятельность:уборка мусора на участке.
4. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/ игра: «Да или нет», «Расскажи без слов»
Подвижные игры:«Осень», «Салки с приседаниями»
Ход игры:дети убегают от водящего – салки. Если игрок успел присесть на корточки, водящий не может его задевать. Игра начинается и заканчивается по команде воспитателя.
5. ОВД:прыжки на двух ногах на месте, по сигналу на 360*.
6. Индивидуальная работа:прыжки на одной ноге.
7. В/ м:лопатки, метелки, ведерки.
Ноябрь
Карточка№9
1. Ход наблюдения : Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом все остановилось в росте. Но это еще не зима – предзимье.
Приметы: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два – три дня», «Первый снежок - належек; первый прочный снег выпадает ночью»
Пословицы и поговорки:Снега надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется. Не то снег, что метет, а то, что сверху идет. Белый снег на черную землю и то к лицу.
Художественное слово: По утру вчера дождь в стекло окон стучал,
Над землею туман облаками вставал…
В полдень дождь перестал, и, что белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист, и замерзла река.
И. Никитин
Загадки: Снеба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много – много звездочек тонких, как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло! (Снежинки)
2. Воспитатель организует беседу по вопросам:
Как долго лежит первый снег? (Два – три дня) Какой он на ощупь? (Мокрый) Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью)
3. Трудовая деятельность:утепление снегом корней деревьев.
4. Исследовательская деятельность: поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее. Сравнить две снежинки. Определить место, где снег быстрее тает. Найти место, где снег еще не растаял.
5. Игровая деятельность по выбору детей.
Д/и «Что за чем», «Что стало не так?»
Подвижные игры:«Ловишки», «Салки с приседаниями»
Ход игры:дети убегают от водящего – салки. Если игрок успел присесть на корточки, водящий не может его задевать (салить). Игра начинается и заканчивается по команде воспитателя.
6. ОВД:расчет на первый – второй; перестроение в две шеренги
7. Индивидуальная работа:прыжки на двух ногах
8. В/ м:лопатки, метелки, совочки
Карточка №10
1. Ход наблюдения :Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Приметы: В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Пословицы и поговорки:Вода с ледком в зиму не диво. Вода все осиливает, а человек осилит и воду.
Художественное слово:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. Г. Ладонщиков
Загадки:Поле серо – белым стало. Я и туча, и туман
Падает то дождь, то снег. И ручей, и океан,
А еще похолодало – И летаю, и бегу,
Льдом сковало воды рек. И стеклянной быть могу!
Мерзнет в поле озимь ржи, (Вода)
Что за месяц, подскажи?