Марина Шеина
Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя в организации работы с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя в организации работы с семьёй
Шеина М. Б., преподаватель
ГБПОУ «Осинский колледж образования и профессиональных технологий»
В современных условиях семья меняется как ценность и социокультурная реальность. Спонтанность семейного воспитания, недооценка воспитательных возможностей семьи привели к ослаблению одной из основных функций семьи – воспитательной. Это делает актуальным проблему повышения воспитательного потенциала семьи. Решение данной проблемы может осуществляться через разработку и реализацию образовательных программ для родителей.
Публикация «Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя в организации работы с семьёй» размещена в разделах
Нами была разработана программа «Клуб умных родителей», направленная на развитие воспитательного потенциала семьи, формирование родительской компетентности.
Задачи программы :
1) обеспечить всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
2) сформировать потребность родителей в рефлексивном анализе взаимодействия с ребенком в процессе семейного воспитания;
3) создать условия для продвижения каждого родителя на более высокий уровень готовности к развитию собственных воспитательных возможностей.
Программа ориентирована на максимально полный учет специфики образовательной деятельности взрослого (родителя, что обуславливает ряд особенностей при ее реализации.
1. В центре процесса обучения находится сам обучающийся, а именно родитель, имеющий свои интересы, мотивы, психологические, физиологические и другие особенности.
2. Взрослый человек обучается для решения своей жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
3. Изменяются взгляды педагога на взрослых обучающих, на свою роль и место в процессе обучения и управления им.
4. Процесс формирования готовности родителей к развитию собственных воспитательных возможностей имеет практико-ориентированную направленность.
5. Обучающий процесс организуется в виде совместной деятельности обучающего и обучающегося на всех этапах деятельности.
Формы реализации программы : дискуссии с элементами тренинга, беседы, мини-лекции, решение педагогических ситуаций, лектории, тренинги, обсуждение конкретных идей, консультации, практико-ориентированные занятия, обмен опытом и мнениями, их анализ, ролевые игры и т. д. Формы занятий основаны непосредственно на применении опыта взрослых.
Разработанная программа «Клуб умных родителей» предназначена для работы с родителями учащихся средних классов.
Содержание программы. Программа «Клуб умных родителей» реализуется по направлениям:
1) родительский лекторий «Здоровая семья»;
2) родительский практикум «Компетентный родитель»;
3) организация совместной коллективно-творческой деятельности детей и родителей;
4) индивидуальная работа с родителями (беседы, индивидуальные консультации);
5) организация информационно-просветительского пространства.
Рекомендации по реализации. Реализация программы предполагает совместную работу классного руководителя с родителями, что в свою очередь требует новых навыков, как от классного руководителя, так и от родителей.
В работе с родителями следует исключить дидактизм, не поучать, а советовать, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях, тактично подводить к пониманию необходимых педагогических знаний, т. е. выстраивать партнерские отношения. Таким образом, создается атмосфера взаимодействия, при которой классный руководитель показывает, что он нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители сразу готовы откликнуться на стремление педагога к сотрудничеству. Работу следует начинать с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов. Постепенно удастся привлечь и других родителей, учитывая интересы ребенка и его семьи. Перед началом работы семьи обязательно должны иметь достаточную информацию о традициях, культуре, особенностях образовательного учреждения, а также знания, непосредственно относящиеся к работе. Это обеспечивается преемственностью начального и среднего звена школы.
Родительский лекторий «Здоровая семья» включает следующие темы:
1. Семья – одна из основных сфер жизнедеятельности ребенка (современная семья и место ребенка в ней; психолого-педагогические основы семейного воспитания; наши воспитательные возможности: что их составляет).
2. Мы – родители (родительский труд; стили родительского поведения; прародительская семья и ее роль в воспитании).
3. Знакомьтесь, ваши дети (этот трудный возраст; детско-родительские конфликты; конструктивные способы регулирования и разрешения конфликтов между родителями и детьми) и др.
4. Семья и школа – партнеры в воспитании
В практикум «Компетентный родитель» включены такие вопросы как:
1. Компетентный родитель: кто он?
2. Как понять и принять чувства и поведение ребенка,
3. что значит любить ребенка.
4. Давай поговорим или общение родителей с детьми.
5. Кто вы своему ребенку: родитель или приятель? и др.
Представленная тематика занятий вариативна. В соответствии с запросами и потребностями родителей она модифицируется. Педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания в данном коллективе. Однако, именно представленные разделы и темы занятий способствуют обеспечению формирования у родителей комплекса знаний и умений, обеспечивающих родительскую компетентность. Данные занятия составляют инвариантную часть разработанной программы.
В зависимости от сложности темы, педагог может привлекать для проведения занятий специалистов школы (психологов, социальных педагогов и т. п.)