Ольга Лакомкина
Рабочая программа кружковой работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительной (кружковой) образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, «Волшебный мир красок».
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружковой работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста „Волшебный мир красок“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Государственные образовательные стандарты ДО выделяют область художественно-эстетического развития, как одну из важных составляющих воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Занятия по изобразительной деятельности играют большое значение для всестороннего развития ребенка, развивают эстетические интересы, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. Задача педагога в том, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для дальнейшего его развития. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют воспитателю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебных задач НОД по рисованию, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов воспитанников, что позволяет сделать образовательный процесс желанным, интересным, познавательным. Введение новых техник и художественных материалов активизирует процесс художественного творчества детей. Целесообразно повышать мотивацию к рисованию через нетрадиционные техники изображения в рамках кружковой деятельности.
Цель программы : Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с нарушением речи в процессе нетрадиционного рисования.
Задачи программы :
1. «Художественно-эстетическое развитие» : Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель, с национальным искусством Югры; вызвать интерес к различным изобразительным материалам нетрадиционной техники рисования, познакомить с приемами рисования; развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.
2. «Познавательное развитие» : Формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества; закрепить представления о культуре и быте родного края; закреплять знание цветов; способствовать развитию любознательности, мышления; развивать мыслительные операции.
3. «Речевое развитие» : Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу продуктивной деятельности; совершенствовать диалогическую речь; формировать умение поддерживать речевое общение.
4. «Социально-коммуникативное развитие» : Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, бережное отношение к продуктам деятельности; формировать трудовые умения и навыки, адекватные возрасту воспитанников, трудолюбие; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Рабочая программа разработана с учётом требований примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы социально-личностного направления Романовой С. А. "Югра – мой край родной".
Рабочая программа опирается на принципы:
- Поддержка разнообразия детства.
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе программы лежат педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированный подход в обучении. Подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей; ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
2. Информационно-коммуникативные технологии. На занятиях организуется просмотр видеоуроков по нетрадиционным техникам обучения, включаются аудиозаписи для создания благоприятного эмоционального фона.
3. Здоровьесберегающая технология. Используются элементы дыхательной гимнастики.
4. Технология проектного обучения. Создание совместно с родителями и детьми исследовательских и творческих проектов.
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, имеющих нарушения речи. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов. У детей с различными речевыми нарушениями наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии.
Условия организации кружка «Волшебный мир красок». Занятия проводятся один раз в неделю по 25 мин. в рамках совместной деятельности педагога и детей в помещении группы детского сада соответственно календарно-тематическим планам.
Предметно-развивающая среда соответствует требованиям безопасности и включает в себя: демонстрационный материал для детей – игрушки народного-прикладного творчества (Городец, Полхов-Майдан, Гжель, народов ханты и манси, образцы орнаментов; дидактические игры по изобразительной деятельности; видеоматериалы (видеоуроки обучения нетрадиционным техникам рисования, презентации; разнообразные атрибуты для обучения нетрадиционным техникам рисования (на каждого ребенка). Особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью в группе организуются уголки творчества, где можно экспериментировать с различными материалами. Одним из основных условий для успешной реализации программы является тесное взаимодействие с родителями и социальными партнерами. Формы организации работы с родителями : беседы; конкурсы работ родителей и воспитанников; выставки детских работ для родителей; оформление групповых помещений к праздникам; клубы для родителей; создание совместно с родителями исследовательских и творческих проектов; организация экскурсий в музеи, художественные школы. Взаимодействие с социальными партнерами: посещение детской художественной школы № 1 им. Л. А. Горды; экскурсии в картинные галереи, дом детского творчества, посещение историко-культурного центра-музея «Старый Сургут» (совместно с родителями).
С целью выявления результативности кружковой деятельности в начале и конце года целесообразно проводить мониторинг художественно-творческих способностей, разработанный Т. С. Комаровой. Диагностический инструментарий: диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; оборудование для мониторинга.
Методическое обеспечение:
В основе проекта лежат технологии нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста : рисование пальчиками и ладошкой; тычок жесткой полусухой кистью; оттиск поролоном, смятой бумагой; восковые мелки и акварель; монотипия; кляксография; печатание; ниткография. Используются игры с песком (рисование на песке).
Методические приемы: познавательные беседы, видеоуроки, презентации – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом; вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли; пальчиковая гимнастика и самомассаж; игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, экспериментирование.
Календарно-тематическое планирование занятий в рамках кружка «Волшебный мир красок» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (на один месяц)
Октябрь
Тема недели: Дикие животные. Тема занятия: Животные Югры. Программное содержание :Познакомить с животными нашего края (презентация). Учить изображать пейзаж с помощью выдувания и дорисовывания полученных изображений, применять технику тычок жесткой кистью в изображении диких животных.
Тема недели: Домашние животные. Тема занятия: Собака возле чума. Программное содержание :Познакомить с особенностями быта народов ханты. Учить имитировать шерсть животного при раскрашивании жесткой кистью.
Тема недели: Овощи. Тема занятия: Натюрморт из овощей. Программное содержание :Учить создавать натюрморт на песке. Развивать речь в процессе игр с песком, мелкую моторику. Упражнять в рисовании овощей на листе бумаги, выбирая самостоятельно технику рисования.
Тема недели: Фрукты. Тема занятия: Яблочки в вазе. Программное содержание :Продолжать учить создавать натюрморт на песке. Закреплять навыки рисования на песке в дальнейшем изображении натюрморта на бумаге. Упражнять в использовании печаток из картофеля, пробок.