юлия корец
Цикл занятий по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «Нянина сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл занятий «Нянина сказка»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Развитие речи»;
Развивающие задачи:
• развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ которой связан с миром сказки;
• развивать воображение детей;
• развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
• развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений.
Воспитательные задачи:
Публикация «Цикл занятий по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста „Нянина сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• прививать любовь к музыке и литературе.
Методическое обеспечение:
• «Детский альбом» П. И. Чайковского (пьесы «Нянина сказка», «Баба Яга», «Зимнее утро»);
• Мнемотаблица «Чья метла»;
• Мультимедийный проектор и средства наглядности:
– портрет П. И. Чайковского,
– презентации «Зимнее утро», «Детский альбом».
• Метла;
• Народный костюм, кукла
Предварительная работа:
• разучивание пластических упражнений
1 занятие
Муз. рук:
Ребята, сегодня у нас в гостях замечательный русский композитор П. И. Чайковский. он принёс нам в подарок «Детский альбом». (Презентация)
Слайд 3 – сидел как-то Пётр Ильич и думал, что бы подарить своему племяннику Вове.
Слайд 4 – Вова был ещё маленьким, но очень любил, когда ему играли на пианино.
Тогда Пётр Ильич решил подарить племяннику музыкальный альбом. А картинки в нём были не обыкновенные, а музыкальные. Их придумал сам Чайковский и записал нотами. Среди них были такие картинки, как:
Слайд 5 – «Марш деревянных солдатиков».
Слайд 6 – «Болезнь куклы».
Слайд 7 – «Баба Яга».
Слайд 8 – «Песнь жаворонка».
Слайд 9 – «Вальс».
Слайд 10 – «Сладкая грёза».
Слайд 11 – «Утро» и другие.
С некоторыми из них мы с вами познакомимся поближе.
2 занятие
(музыкальный руководитель в русском народном костюме, в руках кукла)
Муз. рук:
Здравствуйте, мои деточки, мои голубочики. Тише, не шумите, мне надо деточку мою укачать.
Поёт колыбельную
Муз. рук:
Да что за озорник у меня, никак не хочет спать. А ну, спи, кому говорят. Вот сейчас придёт волчок, серый бочок, унесёт тебя в далёкие леса, за тёмные горы. Утих…
(кладёт в кроватку и дальше общается с детьми)
Муз. рук:
А мы с вами продолжаем знакомиться с «Детским альбомом» П. И. Чайковского. раньше в богатых домах у детей были нянюшки, которые за ними присматривали, ухаживали. Это были простые женщины, они выглядели, как я сейчас. Была няня и у Вовы, племянника П. И. Чайковского. она всегда бурчала, когда Вова не хотел спать. Чайковский это увидел и написал музыкальную картинку, которую так и назвал – «Нянина сказка».
Слушание : «Нянина сказка»
Анализ:
• Как вы думаете, какой характер был у няни? (немного ворчливый, сердитый)
• Про что была сказка няни?
• Как вы думаете, передаёт ли музыка историю про няню?
• Почему вам так кажется?
Муз. рук:
А давайте придумаем сказку, которую рассказывала няня Вове.
(дети по очереди говорят 1-2 предложения, постепенно разворачивая сюжет)
Повторное прослушивание.
3 занятие
Муз. рук:
Представляете, ребята. Прихожу я в зал, а тут метла. Да как начала кружить, едва её поймала. Но метлу ведь вернуть надо. Как вы думаете, чья она?
Слайд «Чья метла»
И я думаю, что это Баба Яга. Узнала, что мы про неё будем музыку слушать, вот и прилетела. Наверное, прячется где-то.
Слушание : «Баба Яга»
Анализ:
Какими красками в альбоме можно нарисовать ту музыку, которую мы слушали?
Почему вы выбрали именно такие цвета?
Какой характер был у нашей Бабы Яги. (злой, сердитый, вредный)
Как звучала музыка. (резко, колко, остро, отрывисто)
С какой скоростью летала Баба Яга? Какой темп был у музыки? (стремительный, быстрый)
Муз. рук:
Ребята, а метла ведь волшебная. Сейчас я превращу вас всех в маленьких бабок ёжек. И вы попробуете своими движениями передать этот образ.
Двигательная импровизация: «Маленькие бабки ёжки»
4 занятие
Муз. рук:
Давайте, ребята, вспомним с вами те музыкальные истории, с которыми мы познакомились.
Слушание : «Нянина сказка», «Баба Яга»
Муз. рук:
Всё имеет свой конец. И сказка, и даже самая страшная тёмная ночь. Выглядывает солнышко и наступает светлое, ясное утро. Сейчас мы прослушаем ещё одну пьесу из «Детского альбома», которая так и называется «Утро».
Слушание : «Зимнее утро»
Анализ:
• Какие чувства вызвала у вас музыка? (спокойствия, нежности, тихой радости)
• Что можно делать под такую музыку (думать, мечтать, смотреть в окно)
• Какой был темп? (медленный, неспешный, неторопливый)
• Менялся ли характер?
• В какой части пьесы музыка звучала более ярко? (в середине)
• Почему музыка зимнего утра не яркая и быстрая? (зимой всё спит, природа замирает)
Повторное прослушивание пьесы «Зимнее утро» (стоя у окна, если слушают зимой, если в другое время года, то глядя презентацию «Зимнее утро»)