Мария Зайцева
Программа «занимательная математика для детей от 3 до 4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Научная теория:
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др., педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. (Рационально организованное — это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.)
Публикация «Программа „занимательная математика для детей от 3 до 4 лет“» размещена в разделах
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляютспонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время,пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах иситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуютформированию понятий. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношенийФормирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий аспект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
Основная цель программы - формирование элементарных математических представлений у детей 3-6 лет, привить интерес к математике, развить математические способности ребёнка. Выявление особенностей математического развития детей 3-4 летв свете современных требований.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности. Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Длительность занятия 15 - 20 минут. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Математическое развитие детей осуществляется по следующим разделам:
1. Ознакомление с числом и обучение счёту. 2. Величина. 3. Геометрические фигуры. 4. Ориентировка в пространстве. 5. Ориентировка во времени. 6. Логические задачи.
На занятиях используются словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а так же метод практических заданий.
В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.
Основные задачи в работе с детьми 3-4 лет:
1. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
2. Активизировать словарный запас детей, закреплять навыки речевого общения.
3. Познакомить с основными геометрическими фигурами как эталонами.
4. Познакомить с числами от 1 до 5.
5. Учить различать предметы разных размеров по величине.
6. Учить различать понятия: слева и справа.
Программа рассчитана на возраст от 3 до 4 лет.
Тематический учебный план:
Название Количество занятий
Занятие 1,2, 3:Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе. 3
Занятие 4:Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них. 1
Занятие 1:Учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов; упражнять в выделении отдельных предметов из группы и в объединении предметов в группу, в употреблении слов много, один, по одному, ни одного. 1
Занятие 2: Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (1 и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу, одна под другой; учить называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения (вверху или внизу). 1
Занятие 3, 4:Закрепление занятия 1 и 2. 2
Занятие 1:Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке. 1
Занятие 2:Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке 1
Занятие 3:Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, учить называть фигуры (треугольник, квадрат). 1
Занятие 4: Закрепление 3 – х занятий 1
Занятие 1:Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки. 2
Занятие 3:Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине» и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника. 2
Занятие 1:Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа. 1
Занятие 2:Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий 1
Занятие 3:Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по ширине и высоте. 1
Занятие 4:Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, по ширине и по высоте, использовать слова: длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже 1
Занятие 1:"Что у ежика в мешочке?» обучение количественному счету. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач. 2
Занятие 3: развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. 1
Занятие 4:«сложи елочку из палочек»выполнение классификации по заданному признаку 1
Занятие 1: "Найди цифру" Знакомство с цифрами. Решение конструктивных задач; знакомство с графическим образом цифр. Обучение соотносить цифру и обозначаемое ею кол-во предметов. "Что написано?"знакомство с графич. образом цифр.
закрепление образа цифры в представлении. "Гости пришли" обучение соотносить слово-числительное и соответствующее кол-во предметов. 2
Занятие 3: "Найди цифру". Научить детей узнавать цифры 1, 2 и 3. Решение конструктивных задач. Упр. 2 и 3. обучение решению конструктивных задач; развитие конструктивной деятельности. Обучение количественному анализу конструкции. 2
Занятие 1: Упр. №1обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета. Упр. №2решение конструктивной задачи на соотнесение размеров элементов конструкции. Упр. №3развитие пространственного мышления, внимания и воображения. 2
Занятие 3: закрепление и обобщение пройденных занятий. 2
В течение недели проводится 1 занятие, в любой день недели. Всего 36 занятий проводимых за год.
Учебный план:
Количество занятий в год Количество занятий в месяц
36 4
Этапы:
- развивающие игровые упражнения;
- свободное творческое использование полученных знаний, навыков и умений.
Структура занятия:
1. Сюрпризный момент;
2. Основная часть;
3. Выполнение работ детьми;
4. Итог работы.
Предполагаемый результат: к концу второй младшей группы дети должны знать и уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке; владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. т; знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный); знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 5, с названиями частей суток и временами года, узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трёх тел (шар, куб, цилиндр, научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа.
Дидактический материал :
1. Наборы игрушек.
2. Фланелеграф.
3. Геометрические фигуры.
4. Ленточки, полоски разной длины.
5. Палочки.
Дидактическая игра:
1. Чудесный мешочек.
2. Возьми «мячик».
Пальчиковая гимнастика:
1. игра с «пальчиками».
2. упражнение «Прятки».
Перспективный план занятий
Месяц №занятий Название упражнений Цель и задачи занятия
Октябрь 1; 2; 3 Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.
4 Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них.
Ноябрь 1 Учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов; упражнять в выделении отдельных предметов из группы и в объединении предметов в группу, в употреблении слов много, один, по одному, ни одного.
2 Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (1 и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу, одна под другой; учить называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения (вверху или внизу).
3;4 Закрепление занятия 1 и 2.
Декабрь 1 Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке.
2 Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке.
3 Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, учить называть фигуры (треугольник, квадрат).
4 Закрепление 3 – х занятий
Январь 1 Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки.
2 Закрепление 1 занятия (повторение)
3 Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине» и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника.
4 Закрепление 3 занятия (повторение)
Февраль 1 Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.
2 Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.
3 Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по ширине и высоте.
4 Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, по ширине и по высоте, использовать слова: длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже.
Март 1,2 "Что у ежика в мешочке?" обучение количественному счету. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач.
3 развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов.
4 «сложи елочку из палочек» выполнение классификации по заданному признаку.
Апрель 1, 2 "Найди цифру" Знакомство с цифрами. Решение конструктивных задач; знакомство с графическим образом цифр. Обучение соотносить цифру и обозначаемое ею кол-во предметов.
знакомство с графич. образом цифр.
"Что написано?"
закрепление образа цифры в представлении.
"Гости пришли" обучение соотносить слово-числительное и соответствующее кол-во предметов.
3, 4 "Найди цифру" Научить детей узнавать цифры 1, 2 и 3. Решение конструктивных задач.
Упр. 2 и 3 обучение решению конструктивных задач; развитие конструктивной деятельности. Обучение количественному анализу конструкции.
Май 1,2 Упр. №1 обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета.
Упр. №2 решение конструктивной задачи на соотнесение размеров элементов конструкции.
Упр. №3 развитие пространственного мышления, внимания и воображения.
3, 4 Закрепление и обобщение пройденных занятий.
Мониторинг освоения знаний, умений детей по программе
«Занимательная математика»для детей от 3 до 4 лет.
ФИ ребенка Должен знать Должен уметь баллы %
Считать до трех Владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий. основные цвета основные геометрические фигуры сравнивать предметы по величине, цвету, форме; подбирать пару к предмету с заданным признаком сравнивать количество предметов; подбирать пару к предмету с заданным признаком
Список использованной литературы:
1. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.
2. Блехер Ф. Н. "Счет и число в детском саду". Методическое
письмо. - М. : 1945 г. стр. 6-8.
3. Волковский Д Л. "Руководство к "Детскому миру" в числах". -
М. : 1916г. стр. 7-11,13,24.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
5. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.
6. Дошкольное воспитание, 1981г. № 3 стр. 55-56.
7. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М. : Просвещение 1992г.
8. Под. Ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. "Психология и педагогика игры дошкольника" М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
9.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
10. Логинова В. И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". - Л. : 1964г
11. Леушина А. М. "Обучение счёту в детском саду".1961г. стр. 17-20.
13. Морозова М., Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. - М. -Л. : Госиздат 1927г. стр. 6-13, 66.
15. Метлина Л. С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
16. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л. : 1990г. стр. 47-62.
17. Смоленцева А. А. "Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.