Султанова Галина Анатольевна
Программа взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика
УДК: 378.2
Михайлова Наталия Васильевна, к. п. н., доцент Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбурга.
Султанова Галина, магистр 1 курса Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбурга,
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Аннотация. Исходя из анализа научно-исследовательской литературы и опыта, что ни одна, даже самая лучшая физкультурнооздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов. На базе своего детского сада мы разработали программу, проходящий через все образовательные области с воспитанниками и их родителями. При этом мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Цель программы заключалась в том, чтобы определить взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5-6 лет.
Ключевые слова. Семья, старший дошкольник, физическое воспитание, родители, физическое развитие, программа.
Mikhailova Natalia, Ph. D., associate Professor of the Orenburg state pedagogical University, Orenburg.
Galina Sultanova, 1st year master of Orenburg state pedagogical University, Orenburg.
A PROGRAMME OF COOPERATION BETWEEN KINDERGARTEN AND FAMILY TO CREATE A SINGLE SPACE IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A CHILD 5-6 YEARS.
Annotation. Based on the analysis of research literature and experience, that no, even the best physical culture and health program will not be able to give full results, if it is not solved together with the family, if the preschool is not created child-adult community (children - parents - teachers) which is characterized by assistance to each other. On the basis of our kindergarten, we have developed a program that runs through all educational areas with pupils and their parents. At the same time, we used both traditional and non-traditional forms of work. The purpose of the program was to determine the interaction of the kindergarten and the family to create a single space for the physical development of the child 5-6 years.
Keyword. Family, senior preschooler, physical education, parents, physical development, program.
Введение. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка [2].
ФГОС ДОО регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС ДОО впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребности детей и заказов родителей [7].
Изложение основного материала статьи. На базе своего детского сада мы разработали программу, проходящую через все образовательные области с воспитанниками и их родителями. При этом мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Цель программы заключалась в том, чтобы определить взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5-6 лет.
Программа «Витаминки для детей от родителей»
«Жить здорово»
родители являются активными участниками спортивных праздников и развлечений : «Будь здоров», «Стартуем вместе, дружно», «Олимпийские игры», «Осенняя спортакиада», «Папа, мама, я – спортивная семья».
«Вместе мы сила» Родители вместе со своими детьми участвовали в конкурсе «Дружная семья», «Юный пешеход», «Правила дорожного движения, нужно знать, как таблицу умножения».
«Связь»
проводятся мероприятия, где дети с родителями общаются, узнают больше друг друга, сближаются интересами и развлечениями.
«Трудовые будни» родители проводят время со своим ребенком, вместе трудятся, изготавливают кормушки, подделки и др.
«Всезнайка»
Родители вступают в образовательный процесс, сближаются с детьми, совместно выполняют работу, беседуют на различные темы. Родитель как гость в детском саду.
«Поэтическая минутка»
дети сочиняют стихи. Рассказываю сказки, соревнуются между собой, загадывают друг другу загадки.
«Своими руками» Каждый дошкольник самостоятельно или с помощью родителей создает свое творение, в результате которого проходит конкурс «Я лучший в семье». Также проводятся конкурсы: «Осенний калейдоскоп», «Руки от скуки», «Новый год нам мчится», «Мой папа лучший!», «Как же прекрасна эта весна», «Моя мамочка красивая».
Задачи программы следующие :
1. Организовать совместную деятельность с детьми и родителями;
2. Повысить воспитательный уровень семей воспитанников;
3. Оптимизировать детско-родительские отношения;
4. Повысить степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения;
5. Сформировать позитивное отношение детей и родителей, на успешную социализацию детей.
Программа «Витаминки для детей от родителей» запланирована в три этапа.
Первый этап заключается в том, чтобы определить специфику детско-родительских отношений в семьях детей 5-6 лет.
Второй этап заключается в том, чтобы реализовать социально-педагогическую программу по профилактике и коррекции детско-родительских отношений, включающая комплекс мероприятий способствующих психолого-психологическому просвещению родителей, формированию у детей чувства единения с семьей, стабилизации детско-родительских отношений и сплочению членов семьи.
Третий этап заключительный. Его цель - определить результативность программы по профилактике и коррекции нарушений в сфере детско-родительских отношений.
На первом этапе запланировано использовать такие диагностические методики, как:
На втором этапе программы «Витаминки детям от родителей» разработан, скорректирован, выстроен по трем направлениям. Где мероприятия, запланированы реализовываться параллельно друг с другом.
На заключительном этапе, с целью определения результативности деятельности и проделанной работы запланированы следующие диагностические методики:
1. Беседа с родителями о целесообразности функционирования семейного клуба в детском саду;
2. Анкетирование родителей;
3. Тест для родителей «Стиль семейного воспитания ребенка в семье»;
4. Кинетический тест «Рисунок семьи»;
5. Методика неоконченных предложений. Цель: Выявить понимание детьми понятий семья, дом, забота, уважение;
6. Методика «Лесенка».
Вывод. Итак, как в заключение можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги».
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа семьями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Список литературы
1. Кларина, Л. Познавательное развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии. Сборник статей / ФГОС ДО. Волосовец Т. В., Кириллов И. Л., Кларина Л. М. – М. 2015. - ISBN - 9785000079591
2. Короткова, Н. Предметная развивающая среда : подход к взаимодействию детского сада с семьей. // Ребенок в детском саду № 2.2014, с. 28
3. Лукина, Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. // Управление ДОУ № 5. 2014, с. 40
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка - М. : «Оникс 21 век», Мир и образование, 2003.
5. Прищепа, С. С,. Гимнастика вдвоем // Дошкольное воспитание № 8. 2014, с. 54
6. Раковская, Г. И. Социально педагогические условия развития доверительного взаимодействия субъектов консультирования / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Оренбург, 2012. С. 22
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013)