Ольга Стражина
Программа «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» разработана на основании
• Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Программа „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• Концепции развития дополнительного образования детей // Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г №1726-р
• Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015года № 09-3242
• Устава Учреждения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» имеет художественную направленность. Программа рассчитана на группу обучающихся до 10 человек, в которой каждый участник активно задействован как в индивидуальном, так и в групповом процессе освоения практического материала от простого к сложному.
Новизна и инновационность предлагаемой деятельности состоит в комплексном использовании педагогических и психологических методов, которые в случае их разрозненного применения не являются самостоятельными и самодостаточными, а служат для создания благоприятного эмоционального фона, тогда как при комплексном использовании повышают качество образовательной деятельности
Рисование песком - новый простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Декан факультета дошкольного и начального образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» Тупичкина Е. А. считает что песок «замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний.»
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического решения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игры с песком способствуют:
Во-первых, развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Во-вторых, развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, а также речь.
В-третьих, совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков.
В-четвертых, усиливает желание ребенка экспериментировать и работать самостоятельно.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми: тревожными, агрессивными, гиперактивными.
По мнению Трифоновой Е. В., кандидата психологических наук, заведующего лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца песок является всевозрастной игровой средой: «Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать куличики или домики-пещерки для маленьких игрушек, переплетающиеся трассы для машинок или извилистые канавки для воды…» Она считает, что «педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.»
Создание песочных картин увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств ребенка, пробуждает творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисование песком позволяет ребенку передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов.
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Учитывая это, была создана дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок».
Цель программы:
Развитие художественно - творческих способностей обучающихся, посредством формирования интереса рисования песком.
Задачи программы:
Обучающие:
• Сформировать у дошкольников представления об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах.
• Познакомить детей с техникой рисования песком на световом планшете и создания объемных изображений с помощью кинетического песка.
• Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных изображений, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
• Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развивающие:
• Развивать художественно-творческие способности личности обучающегося используя воображение как предпосылку развития у ребенка внутреннего плана действий
• Развивать активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
• Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости;
• Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
• Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
• Укреплять психологическое здоровье, эмоциональное благополучие детей
• Формировать позитивное отношение к своему «Я»
• Формировать позитивное отношение к сверстникам
• Формировать навыки психоэмоциональной разрядки;
Программа строится на следующих принципах:
• Доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
• Наглядность – наличие дидактического материала
• «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам, переходим к более сложным творческим
• Свобода выбора - предоставление ребенку возможности приобретения индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных форм и материалов.
• Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
• “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Категория обучающихся / группа: программа предназначена для детей дошкольного возраста, девочек и мальчиков возрасте 5-6 лет, имеющих разный уровень навыков, с разным уровнем мотивации и способностей.
Возрастные особенности:
Для детей старшей возрастной группы (5-6 лет) - ведущая функция - память, ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте усложняются игровые замыслы, формируются длительные игровые объединения. Появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате, песочнице и т. п.). Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
Особую значимость приобретает формирование элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности, поддержание и создание условия для развития творческого потенциала ребенка, развития воображения. Важно способствовать развитию эмпатийных проявлений, побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности, организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества, обучать детей умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Наполняемость группы – в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
Условия приёма детей – все желающие
Объем программы: продолжительность образовательного процесса – 1 год
Количество учебных часов в год – 20 ч
Количество учебных недель – 20
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (20часов в год)
Форма обучения – очная
Форма занятий – групповая, максимальная наполняемость – 8 человек
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, наблюдение, опыт, эксперимент, занятие игра, практическая работа, творческая работа, проектная деятельность
Методы проведения занятий
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
• Пояснения, уточнения;
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Организация предметно – развивающей среды: занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован
столом-планшетом со стеклянной поверхностью и подсветкой
планшеты (контейнеры) с песком по количеству детей
контейнеры с дополнительным игровым оборудованием
ноутбук
проектор для просмотра видео информации
песок
кинетический песок
фигурки: человеческие персонажи, сказочные герои (злые и добрые, животные (домашние, дикие и др., транспорт (наземный, водный, воздушный, и др., растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)
бросовый материал (трубочки, цветной картон)
пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
совочки, грабельки, стаканчики, сито.
Пластиковые трубочки с отверстиями.
Учебный план
№ Наименование разделов Количество часов 1 год обучения
1. Знакомство с песком 3
2. Геометрические фигуры. 2
3. Симметрия 2
4. Пересекающиеся прямые 1
5. Рисование концентрических фигур 1
6. Закрепление умений 1
7. Разомкнутые кривые 1
8. Творческая работа 1
9. Спираль 1
10. Рисование солью / песком на бумаге. 3
11. Рисование по замыслу 4
Итого 20
Учебно –тематический план
№ Наименование разделов Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1 Знакомство с песком 3 0,25 0,75 Практическая работа
1.1 Тема «Рисуем песком»
Прямые линии. Волнистые
линии. Точки. Пятна. 1 0,25 0,75
1.2 Тема «Овечка» (пятно,
линии, точки) 1 0,25 0,75
1.3 Тема Наклонные линии.
«Елка» «Горы» 1 0,25 0,75
2 Геометрические
фигуры. 2 0,25 0,75 Практическая работа
фотовыставка
2.1 Тема Геометрические
фигуры. «Цыпленок».
«Домик» 1 0,25 0,75
2.2 Тема Песочные
строители «Башни»
«Крепости»
(закрепление умений) 1 0,25 0,75
3 Симметрия 2 0,25 0,75 Практическая работа
3.1 Тема Симметрия.
Рисование двумя руками 1 0,25 0,75
3.2 Тема Симметрия.
Мой симметричный мир.
(по замыслу) 1 0,25 0,75
4 Пересекающиеся
прямые 1 0,25 0,75 Практическая работа
4.1 Тема Пересекающиеся
прямые. Пересекающиеся
петли 1 0,25 0,75
5 Рисование
концентрических фигур 1 0,25 0,75 Практическая работа
5.1 Тема Рисование
концентрических фигур
«Солнце», «Дартс» 1 0,25 0,75
6 Закрепление умений
«Линии». «Радиальные и
концентрические формы» 1 0,25 0,75 Практическая работа
фотовыставка
6.1 Тема Закрепление умений.
«Украсим полоску»
«Новогодняя елка»
«Снежинка». 1 0,25 0,75
7 Разомкнутые кривые 1 0,25 0,75 Практическая работа
7.1 Разомкнутые кривые
Узоры на песке 1 0,25 0,75
8 Творческая работа 1 0,25 0,75 Практическая работа
фотовыставка
8.1 Тема Необыкновенные
следы сказочных животных 1 0,25 0,75
9 Спираль 1 0,25 0,75 Практическая работа
9.1 Тема Спираль.
Украшение спирали.
Спираль. «Улитка» 1 0,25 0,75
10 Рисование солью /
песком на бумаге. 3 0,25 0,75 Практическая работа
фотовыставка
10.1 Тема Рисование
солью на цветной бумаге. 1 0,25 0,75
10.2 Тема Зимушка-зима
Морозные узоры 1 0,25 0,75
10.3 Тема Маленькие
волшебники. «Мы
создаем мир…» 1 0,25 0,75
11 Рисование по замыслу 4 0,25 0,75 Практическая работа
фотовыставка
11.1 Тема Цветы на полянке1 0,25 0,75
11.2 Тема Волшебная сказка
из песка 1 0,25 0,75
11.3 Тема В космическом
пространстве планета Земля 1 0,25 0,75
11.4 Тема Рисование по
замыслу «Мои песочные
фантазии» 1 0,25 0,75
итого 20
Методическое обеспечение программы
Последовательность обучения рисованию песком:
Обучение идет от простого к сложному. Усложнение происходит после прочного усвоения навыка рисования предыдущего элемента.
1. Прямые линии. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.
2. Волнистые линии. Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.
3. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля).
4. Пятно. Пятна различаются по плотности, составу и объёму. Из них создаётся образ. Пятно из точек - каша на тарелке, в овечка (добавить овал и прямые линии); несколько пятен -дерево (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) - ёжик.
5. Геометрические формы. Насыпание контуров и выбирание предметов геометрической формы. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.
6. Спираль. Скованным, замкнутым детям спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.
Правила поведения при работе с песком:
1. Перед началом занятия и после его окончания следует помыть руки
2. Не бросаться песком и стараться не рассыпать его на пол
3. Не брать песок и руки в рот
Ожидаемый результат:
• развитие точности движений рук детей;
• совершенствование умения работать кистью и пальцами обеих рук;
• умение создавать изображения песком различными способами: рисование пальцами, ладонью, высыпанием
• развитие творческих способностей
• развитие познавательного интереса детей
• гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников
Диагностика обучения детей по программе «Волшебный песок».
Диагностика проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно)
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.
Как можно использовать этот предмет? Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, пластиковой бутылки, совочка, вазы др.
Рисование "Чего на свете не бывает?" Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят пр.
"Что не дорисовано?"
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать (оценка целостного восприятия)
Диагностика мелкой моторики пальцев рук
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Диагностика мелкой моторики и пальцев рук.
Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин. Показатели для ребенка 6 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8 - 9 предметов - средний; 5 предметов – низкий.
Диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников.
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурам (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой кружок- голова с двумя ушами и т. д., простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д., цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования:
Ребенку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторяли ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,
лиш нное деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова, то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребенок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребенок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребенок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
Список литературы
1. Зейц Мариелла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова
2. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб: Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
5. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.
6. Интернет ресурсы:
http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/risovaniepeskom.html
https://video-uroki-online.com/raznoe/uroki_risovanija/risovanie_peskom_dlja_na4inajuwiy/
http://www.sandpictures.ru/
http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana/didakticheskie-igry-s-peskom.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/16/kruzhok-pesochnye-fantazii