Елена Емельянова
Программа внеурочной деятельности «Живой звук». Развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Программа курса «Живой звук» относится к коррекционно-развивающему направлению внеурочной деятельности и включает в себя дополнительные занятия по коррекции устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития с применением компьютерных технологий.
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Живой звук“, Развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Верещагинская школа-интернат».
Преподавание устной речи ведётся по программе А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, Э. В. Якубовская. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл. / под ред. И. М. Бгажноковой. – СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Цель развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра, позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Содержание программы
Внедрение программы обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации. Раздел включает в себя четыре подраздела с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения в слушании и понимании речи в магнитофонной записи. Это важное направление работы, в ходе которого учащиеся должны научиться вслушиваться в речь, ориентируясь на ее вербальный компонент, а не только на мимику и артикуляцию говорящего, что поможет им лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной разговорной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах т. д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» нацеливает учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т. к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела включен перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанным с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
В течение учебного года важно ввести детей в круг каждой из обозначенных лексических тем, при этом предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы, являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения». Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Устная речь» в 1-м классе является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Содержание программы
Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в нее цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога, близких по звуча-нию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Ша - ша - ша — мама моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоних цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты. куда. идёшь. внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций : «Давайте полакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка и машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», Колобок»; «Мой адрес».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка. Дерево высокое, а куст и т. д.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно - символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи, так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
Системы оценки достижения результатов
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях.
Календарно- тематическое планирование курса «Звуки, буквы и слова»
(речевая практика) 1 класс
№ Тема урока Кол-во часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Дата Примечания
Школьная жизнь
1. Давайте познакомимся.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников.
2 Где мы учимся
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений. Называние уроков.
3 Знакомство со школой и учителями
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве, при обращении за помощью. Экскурсия по школе : посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. Диалог с врачом «Маша заболела» определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила
поведения. Называние помещений школы по картинкам. Использование в
речи этикетных выражений
4 Покупка школьных принадлежностей Познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине Использование слов: пожалуйста, спасибо. Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации
Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина.
5 Покупка школьных принадлежностей
обращаться за помощью и принимать помощь
6 Ролевая игра «Магазин «Школьник»
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.)
7 Школьный двор
Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.
8 Школьный двор
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
9 Знакомство во дворе
Ситуация «Знакомство во дворе». Использование в
диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Дополнение предложений.
понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе Расширение представления детей
о правилах поведения при знакомстве
Играем в сказку
10 Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок»)
Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок». Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их.
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.
11 Рассказываем сказку «Теремок»
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки
12 Мы играем в «Теремок».
Просмотр мультфильма «Теремок». Коллективное рассказывание сказки
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки
У нас праздник
13 Мы в гостях.
Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении. Устное поздравление с опорой на
символический план. проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими.
14 Знакомимся с гостями.
Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическом у плану. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту, с ровесниками.
15-16 Провожаем гостей.
Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла провожает гостей». Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту, с ровесниками
Мы встречаем Новый Год
17 Готовимся к празднику
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно- графические схемы предложений. входить и выходить из учебного помещения со звонком
Составление устного поздравления с Новым годом. Составление высказываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно- графическим схемам предложений.
18 Новогодние поздравления.
Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Учить первоклассников строить реплики- поздравления, сопровождающие вручение подарков. Выражение благодарности. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)
Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков
19 Новогодние чудеса
Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему.
Зимняя прогулка
20 Зимняя одежда
Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды
21 Зимние забавы
Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями, изображённым и на картинке. Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией.
22 Мы катаемся с горы. Мы лепим снеговика
Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта.
Моделирование диалога между мальчиком и девочкой. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией
Игры и игрушки
23 «Игрушки»
Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Предложения с противительным союзом а. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока.
24 «Моя любимая игрушка»
Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Диалог «Давай приберём игрушки». Ответы на вопросы учителя «Игрушки ночью». Описание игрушки по картинно- графическому плану. Игра «Назови ласково» ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой.
25 «Магазин игрушек»
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек». Повторить основные правила поведения в магазине в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Ответы на вопросы учителя по впечатлениям.
Мамины помощники
26 -27 Я помогаю маме прибираться.
Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихотворению. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. пользоваться учебной мебелью
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта.
28 Содержу одежду в чистоте
Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Ответы на вопросы учителя. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. слушать и понимать речь других Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.
Я дома
29 – 30 - 31 Спокойной ночи!
Слушание «Сказки о глупом
мышонке» С. Маршака Составление диалогов по прочитанной сказке. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать».
Разучивание чистоговорки «Та-та- та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?» Учить первоклассников выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Слушание и пение колыбельных песенок. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну)
Знакомство с дымковской игрушкой, иллюстрациями к сказке. Передача в рисунке формы и цвета предмета Формировать у учащихся
умение давать словесные отчеты о выполняемом действии.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Умение поддерживать диалог.
Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам.
32 Доброе утро!
Слушание и воспроизведение чистоговорок: Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка! Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений) в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
33 Занятия людей утром.
Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро) Составление диалогов на основе сюжетных картинок Участие в беседе «Как начинается твоё утро» обращаться за помощью и принимать помощь
Использование слов приветствий, выражение радости при встрече
34 Режим дня школьника.
Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.)
Умение строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном.
Список литературы:
1. Аксёнова А. К., Комарова С. В., Якубовская Э. В.. Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл. / под ред. И. М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.
2. Комарова С. В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. : Просвещение, 2011г.