Светлана Буханкова
Программа внеурочной деятельности «Юные спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ СПАСАТЕЛИ»
Направленность программы : социально-педагогическая
Срок реализации программы : 1 год
Объем программы : 34 часа
Возраст детей: 13 -15 лет
Составитель: Буханкова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
(протокол №1 от 31.08.2022г)
2022 г
Пояснительная записка
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Пожарная безопасность
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Международное движение волонтеров появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. Позже, 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов получили широкое распространение экологические проекты. В настоящее время в 90 странах мира ежегодно проходит более 2500 волонтерских лагерей, в которых участвуют тысячи добровольцев. Молодые люди, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы. Приятно сознавать, что количество действующих сейчас в России благотворительных организаций и добровольческих инициативных групп постоянно растет. Те, кто по разным причинам оказался в сложной жизненной ситуации, могут быть уверены - в нашей огромной стране наверняка найдутся сограждане, которые помогут. Ведь волонтерство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло. В
наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети - сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений детского объединения является волонтерское движение, где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.
Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе мы создали программу «Юные спасатели»
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
С целью профилактики употребления ПАВ среди подростков и формирования здорового образа жизни нами была разработана программа работы отряда юных волонтеров «Юные спасатели» рассчитанная на подростков 5-9 х классов.
Новизна программы заключается в целостном подходе (правовое, психологическое, здравоохранительное, духовно- нравственное сопровождение) направленном на здоровую социализацию подростка.
Актуальность программы.
Необходимость создания данной программы продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ, что приводит к болезням поведения. Поэтому, привлечение подростков и молодежь к участию в общественно–полезной деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни и формирование целесообразного природопользования среди детей, подростков и молодежи, является актуальным в современном мире.
Распространение опыта работы и создание волонтерских отрядов, способных после специальной подготовки изучать, накапливать и распространять практические и методические материалы, проводить работу по пропаганде ЗОЖ и экологической культуре в школах, в подростковых клубах по месту жительства, техникумах, профессионально-технических, военных училищах, в высших учебных заведениях – ВАЖНОЕ ДЕЛО, которое надо развивать и поддерживать.
Проблеме формирования здорового образа жизни и разумного стиля поведения молодежной среде в последние годы уделяется самое пристальное внимание как специалистов медиков, призванных в силу своих профессиональных обязанностей заниматься данной проблемой, так и работников образования.
По нашему мнению, волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию здорового образа жизни и разумного стиля поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.
Волонтерами школы являются учащиеся 5-9 классов школы.
Ребята выполняют сложную и великую миссию в наше сложное время - пропагандируют ЗОЖ (здоровый образ жизни, проводят первичную профилактику курения, алкоголизма.
Цели и задачи программы
Цель: Формирование у школьников активной, социально- ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности.
Задачи
1. Ознакомление учеников с правами и основными свободами человека.
2. Развитие навыков правого поведения.
3. Формирование у ребят привычки здорового образа жизни через соблюдение законов природы; развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
4. Развитие навыков организации свободного времени, и творческого подхода к сбору информации.
5. Формирование привычки к постоянному труду, через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания; соблюдение правил безопасности жизни и культуры поведения
6. Поддержка школьного волонтерского движения с целью повышения эффективности работы по профилактики негативных явлений.
7. Включение волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде.
8. Формирование у школьников стремления заниматься добровольной работой на благо общества.
9. Повышение духовно-нравственной культуры школьников.
Основные исполнители
-Администрация школы;
-педагогический коллектив;
-совет по профилактике правонарушений;
-классные руководители;
-социальный педагог;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ. Внеурочная деятельность «Юные спасатели» рассчитана на 1 год (68 часов).
Класс – 6-8
Количество занятий в неделю – 1
Количество часов в год – 34
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты освоения программы «Юные спасатели» :
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Юные спасатели» проявляются в:
- расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы ;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодеж
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
• увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
• привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН;
• создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
• участвовать в акциях по привитию здорового образа жизни, организуемых школой, районом.
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
6. Создать механизм работы школы с окружающим социумом.
7. Создание модели детского и родительского волонтерского
движения внутри школы и вне её, уметь общаться с учащимися
и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного
отношения к окружающим.
Механизм реализации программы.
1. Формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни. Волонтёры проведут беседы, акции, операции, игры-тренинги по распространению идей здорового образа жизни. Ребята получат жизненно важные знания и навыки по профилактике употребления ПАВ.
2 .Предоставление молодёжи объективной научной информации о факторах, укрепляющих здоровье. Волонтё ры подготовят презентации на следующие темы:
- Соблюдение правил гигиены.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность.
- Поддержание духовного здоровья.
- Отказ от вредных привычек.
- Экологическая грамотность.
3. Организация обучения для добровольцев по теме «Факторы, укрепляющие здоровье».
4. Активизация родителей и учителей школы в выработке общих подходов к формированию у учащихся внутренней мотивации к здоровому образу жизни. Волонтёры совместно с администрацией, классными руководителями, родительским активом разработают и проведут информационную конференцию и затем беседы по классам.
5. Выпуск информационных изданий, на формирование среди молодёжи устойчивой позиции к ведению здорового образа жизни. В ходе реализации программы будут выпускаться буклеты о здоровом образе жизни для учащихся и родителей школы.
Темы:
- Гигиена. Средства личной гигиены.
- Рациональное питание.
- Двигательная активность.
- Почему я не употребляю ПАВ?
6. Механизмы оценки результатов. Для оценки результатов выполнения задач будут проводиться анкетирование, интерактивные опросы. Для оценки позитивных откликов планируется ведение мониторинга. Количественные показатели фиксируются простым методом подсчёта.
Федеральные, областные, муниципальные и школьные законодательные акты:
Закон РФ "Об образовании";
Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
Устав школы
Информационная карта программы
1 Полное название программы «Юные спасатели»
2 Автор программы Социальный педагог МБОУ СОШ с. Луков Кордон Буханкова Светлана Владимировна
3 Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Луков Кордон
4 Адрес и реквизиты с. Луков Кордон
5 Телефон, факс 89271005435
6 Форма реализации программы Беседы, акции, операции, тренинги, анкетирование, консультации.
7 Цель программы Формирование у школьников активной, социально- ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности.
8 Кадровое обеспечение программы -Администрация школы ;
-педагогический коллектив;
-классные руководители;
-социальный педагог;
- библиотекарь;
- педагог организатор.
9 Сроки реализации программы 2022-2023
10 Место реализации Школа
11 Возможные источники и сумма финансирования программы
12 Общее количество участников программы 15
13 География участников 13-15 лет
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие. Кто такой волонтер? Кодекс волонтера. Устав школьного волонтерского отряда. 10
2. Профилактика и пропаганда ЗОЖ 3
3. «Вредные привычки и их влияние на здоровье» 6
4. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека 3
5. Спеши творить добро 5
6. Я и мое здоровье 7
VIII. Календарно-тематический план
№ п/п
Тема учебного занятия Кол- во
часов
Дата Примечание
План
П
Вводное занятие. Кто такой волонтер? Кодекс волонтера. Устав школьного волонтерского отряда 10
1
Знакомство. История и значение волонтерского движения. Создание волонтерской команды. Создание Устава. 1
2 Разучивание игр волонтеров
1
3
Ознакомление с волонтерским движением, деятельностью волонтерских организаций в мире и России. 1
4 Функции волонтеров. Распределение функциональных обязанностей. 1
5 Формирование навыков совместной работы. Знакомство с планом работы. 1
6 Практическая работа: Посвящение в волонтеры. 1
7 «Огонь знакомств».
Игры на командную работу. 1
8 Игры на контактность.
Анкетирование волонтеров. 1
9 Дискуссия: «Кто же такие волонтеры?»
Мозговой штурм «Волонтеры – это обычные «люди», только … немного лучше». 1
10
Тест «Лидер ли я».
Упражнения на выявление лидеров. 1
Профилактика и пропаганда ЗОЖ 3
11 Практическая работа: Беседа «Режим дня 1
12
Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми».
1
13 Рейд «Самый зеленый класс» 1
Вредные привычки и их влияние на здоровье 6
14 Влияние алкоголя, табака на организм человека. 1
15 Чем опасны наркотики? Наркотики: зависимость и последствия. Употребление ПАВ 1
16 Изготовление кормушек в рамках акции «Зеленая планета». 1
17 Виртуальная агрессия. 1
18 Анкетирование «Посеешь привычку – пожнешь характер». 1
19 Подготовка к участию в акции «Дарите книги с любовью» в рамках Международного дня книгодарения. 1
Значение двигательной активности и физичес-
кой культуры для здоровья человека 3
20 Физическая активность и здоровье. Значение физических упражнений на формирование опорно – двигательной системы. 1
21 Спартакиада. «Веселый поезд». 1
22 Профилактика инфекционных заболеваний. «Что делать, чтобы не болеть?» 1
Спеши творить добро 5
23 Беседа. Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать. «Добро помни, а зло забывай». 1
24 Тренинг. Позитивное отношение к трудным ситуациям. Быть честным перед собой и перед другими. 1
25 Проект «Доброе сердце». 1
26 Практикум «Как поступить в данной ситуации». 1
27 КТД «Подарок просто так». 1
1 Я и мое здоровье 7
28 Санитарно – гигиенический режим. Экологи и проблемы XXI века. 1
29 Польза и вред компьютера, сотовых телефонов, телевидения и видео. 1
30 Брейн – ринг «Здоровье - Да».
1
31 Рационально питание 1
32 «День добрых сюрпризов» 1
33 Подготовка к проведению акции «Подари книге вторую жизнь» 1
34 Подведение итогов и круглый стол. Тема: «Марафон Добрых Дел. Наши достижения» 1
Литература:
Для учителя:
1. Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. - Самара
2000
1. Битенский В. С. и др. Наркомания у подростков. Киев. 1988
2. Журавлёва О. В., Зуева С. П., Нижегородова М. Н. Программа "Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога--- М. ,1997
4. Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993
5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
6. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. - М., 1991
7. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г. Т. Новосибирск, 1995
8. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
10. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
11. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
12. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000
13. Рудестам К. Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998
14. 15. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 16. Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики»
Книга для родителей. М. : Просвещение,2010.
17. М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
18. Казьмина О. Е. «Русская православная церковь и новая религилзная ситуация в России» - М. ,2009
Для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет - ресурсы
3. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского -М., 1994
4. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - М., СПб, 1998
Федеральные, областные, муниципальные и школьные законодательные акты:
Закон РФ "Об образовании";
Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
Устав школы