Любовь Коростелева
Программа театрального кружка «Сказка» для детей 4–7 лет
Пояснительная записка
Программа разработана на основе парциальной программы М. Д. Маханевой «Театральные игры в детском саду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию по театрализованной деятельности для детей с 4 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида№196.
Публикация «Программа театрального кружка „Сказка“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Программа обеспечивает формирование опыта навыков социального поведения детей с ОВЗ; направлена на выявление и развитие детей с актуальной одаренностью, умение отстаивать собственное мнение, развитие выразительной стороны речи, поможет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, развить творчество, фантазию.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании».
СанПиН2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детском саду»
Программа состоит из двух частей:
обязательной
части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по театрализованной деятельности.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
возрастные и индивидуальные особенности детей;
интересы и потребности детей и их родителей.
Психолого-педагогическая работа по театрализованной деятельности с воспитанниками в старшей группе строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
1. Музыкальное воспитание - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать их движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя.
2. Изобразительная деятельность - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. Развитие речи - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Ознакомление с художественной литературой - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. .
5. Ознакомление с окружающим - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. Ритмика - дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
7. Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку
8. Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек)
9. Интеграция с социально - коммуникативной областью – приобретение опыта различного рода взаимоотношений, нравственного и патриотическое воспитание, социализация.
10. Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе
Цель программы : развитие речевых и творческих способностей средствами театрального искусства
Задачи:
1. Активизировать и формировать познавательный интерес ребенка.
2. Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
3. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
4. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
5. Познакомить с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства.
6. Развивать умения согласовывать свои действия с другими.
7. Развивать музыкальный слух, учить сочинять этюды по сказкам.
8. Учить импровизировать, драматизировать потешки, пословицы
1. Особенности осуществления театрализованной деятельности (национально - культурные, демографические)
Осуществление театрализованной деятельности с учетом специфики национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие и сохранение индивидуальности ребенка, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения, развитие образной выразительной речи, через разнообразные виды детской театрализованной деятельности.
В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:
эмоционально-поддерживающий, т. е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;
эмоционально-стабилизирующий, т. е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;
эмоционально-настраивающий, т. е. внешняя обстановка (цветовое решение, различные виды тетра, реквизиты, атрибуты для различных игровых позиций, театрально-игровой материал.
Эмоционально - активизирующий, т. е. организация занятости детей (театрализованные игры, занятия) (эмоционально-тренирующий, т. е. проведение псих гимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов, (этюдов, упражнений на звуковое воображение)
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах игровой театрализованной деятельности и в сфере отношений.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие, речевые.
2. Принципы и подходы к формированию Программы театрального кружка
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы :
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является театрализованная игра.
I. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Модульная система организации занятий
1. Модуль. «Что такое театр»? Включает игры, упражнения, творческие задания, исследования, создание совместных с взрослыми проектов, экскурсии, выставки детских работ. Развивает словарный запас детей театральными терминами, развивает у детей театральный этикет. Дает знания по основам кукловождения
2. Модуль. «Волшебный мир эмоций». Знакомит с основными эмоциями (Фундаментальные эмоции по Изарду).
3. Модуль «Актерский тренинг» Направлен на тренировку речевого аппарата, различных групп мышц, артикуляционного аппарата, дикции, интонации.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная форма работы – театральные занятия в театральном кружке «Сказка». В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера.
В практике используются разнообразные формы взаимодействия с детьми: мини-игры на других занятиях, инсценировки, игры – драматизации, игры - спектакли и др.
Самостоятельная деятельность детей :
социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, игры драматизации
художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы, играть на дет-ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр., слушать музыку, играть в различные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.)
2. Предметно-развивающая образовательная среда
Оборудование в театральном уголке безопасно, здоровье-сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Организация уголка театрализованной деятельности. При размещении оборудования в уголке учитывается пространство помещения, характер и стиль его оформления, оно естественно вписывается в интерьер и не вызывает чувство захламленности и случайности.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
В уголке по театрализованной деятельности есть место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, костюмов на рукавичках.
В уголке «Ряжения» располагаются - различные вида театра (бибабо, настольный и т. д.)
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, маски и т. д. ;
-атрибуты для игровой деятельности:
театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей. Афиша, билеты, касса, краски, клей и т. д.
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы театрального кружка «Сказка».
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно-эстетическому.
Содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание психолого-педагогической работы направлено на развитие речевых, познавательных и двигательных способностей детей, на углубление знакомства детей с разными видами театрального искусства, содействия развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; развитие словесной импровизации, ознакомление детей с простейшими приемами составления сюжета, на активизацию участия детей в совместных театрализованных представлений, на умение строить простейшие диалоги, умение произносить одну и ту же фразу с различной интонацией. Образовательная деятельность детей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Решение программных задач осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих:
совместная деятельность взрослого и детей (музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра, утренники и развлечения)
самостоятельную деятельность детей (театрализованный игры в повседневной жизни) - мини–игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли посещение детьми театров вместе с родителями, мини сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента, привлечение кукол для решения познавательных задач.
Программа реализуется в организованных, совместных и самостоятельных формах деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, социальным заказом родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач достигается, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
4. Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка на занятиях и в самостоятельной деятельности, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом и психологом, логопедом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность программы и организацию образовательного процесса в театральном кружке «Сказка».
Мониторинг освоения программы проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются диагностические карты.
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемой комплексной Общеобразовательной программой в детском саду программой «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И.
Предполагаемые умения и навыки:
умеют действовать согласованно;
знают 5-8 артикуляционных упражнений;
запоминают заданные позы и умеют снимать напряжение мышц;
запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;
умеют делать длинный вдох при не заметном коротком вдохе, не прерывая дыхания в середине фразы;
умеют произносить скороговорки в разных темпах и шепотом;
умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнести слова с нужной интонацией;
умеют составлять предложения с заданными словами.
умеют управлять куклой и импровизировать с ней;
Диагностика уровней творческой одаренности проводится на основе творческих заданий, а так же диагностик «Одаренный ребенок», «Экспресс – анкета для воспитателя», наблюдений и тестов психолога и логопеда. Составляется карта индивидуального развития на каждого ребенка
5. Критерии оценки уровней умений и навыков
по развитию творческих и речевых способностей через театрализованную деятельность
Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл) Итого
баллов
Основы театральной культуры Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре.
Называет различные виды театра, знает их различия. Интересуется театрализованной деятельностью.
Знает правила поведения в театре.
Использует свои знания в театрализованной деятельностью. Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.
Затрудняется назвать виды театра.
Эмоционально-образное развитие Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях героев, использует различные средства выразительности (мимику, жест, позу, движения) Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать.
Требуется помощь в выразительности. Различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения Импровизирует с куклами в работе над спектаклем Использует навыки кукловождения Владеет элементарными навыками кукловождения
Основы коллективной творческой деятельности Проявляет согласованность действий с партнерами на всех этапах работы над спектаклем Проявляет согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
Культура речи Четко и ясно произносит слова, умеет регулировать громкость, правильное речевое дыхание, хорошо развиты слуховое внимание, речевой слух, умело использует интонационные средства выразительности. Хорошо развита монологическая и диалогическая речь. Совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, расширение словаря. Умеют связанно, последовательно пересказывать литературные произведения, составлять сказки, рассказы. Четко и ясно произносит слова, старается регулировать громкость при произношении слов, использует средства выразительности, развито слуховое внимание, речевой слух Слова произносит не четко из-за неправильного произношения звуков, не умеет регулировать громкость при произношении слов и фраз, интонационные средства выразительности использует при помощи воспитателя.