Оксана Жданюк
Программа сотрудничества с родителями средней группы «Вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
сотрудничества с родителями средней группы
в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Содержание Программы
1. Целевой раздел… 3
1.1 Пояснительная записка…. 3
1.2 Основные принципы Программы …. 4
1.3 Ожидаемые результаты …. 5
2. Содержательный раздел … 5
2.1 Формы работы при реализации Программы …5
2.2 Этапы реализации программы …. 6
Публикация «Программа сотрудничества с родителями средней группы „Вместе“» размещена в разделах
2.3. Реализация Программы.
Перспективный план работы с родителями
(законными представителями) …. 7
3. Организационный раздел …. 19
3.1. Материально – техническое обеспечение …. 19
Список литературы …. 19
1. Целевой раздел
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
1.1. Пояснительная записка
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с семьёй как одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями :
«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44, п. 1.
«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДО, п. 3. 2. 1)
Задача Детского сада - повернуться лицом к семье, оказать педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Актуальность программы
Взаимодействие с родителями является актуальным и непростым на сегодняшний день.
Актуальным, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение, а непростой, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в дошкольном образовательном учреждении (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно - воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия.
А педагогические работники получают богатый практический материал использования подходов к родителям с разными характерами, уровнем образования, имеющимся семейным ценностям и традициям.
Родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника и возрастает степень доверия и уважения к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада.
Программа разработана на основе программы дошкольного образовательного учреждения; примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014., Стратегией развития ДОУ на 2018-2023гг. и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
Цель формирование основ эффективного сотрудничества между семьей и педагогами средней разновозрастной группы МБДОУ «Детский сад № 36», создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности посредством вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Задачи программы
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье. С организацией педагогической работы в группе с детьми двух возрастов (4-5 лет).
2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьей, способствующих активизации и обогащению воспитательных и образовательных умений родителей.
3. Создать систему единых подходов к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.
4. Обозначить эффективные виды совместной деятельности с родителями. Предоставить презентацию опыта работы группы по направлению сотрудничества с родителями на городском методическом объединении педагогов.
1.2. Основные принципы построения программы
Данная программа построена на основе следующих принципов:
1. Принцип активности и сознательности – включение всего коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей в поиск современных форм и методов сотрудничества с семьей.
2. Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.
3. Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
4. Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания, используя как диалогическое общение, так и сетевое взаимодействие.
1.3. Ожидаемые результаты
В результате реализации программы :
1. Установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.
2. Повысится педагогический уровень просвещенности родителей.
3. Обогатится опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
4. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей получит положительную оценку на городском уровне.
2. Содержательный раздел
Реализация программы рассчитана для работы с родителями, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 5 лет. Рассчитана на период с 01.09.2019 по 31.08.2020 гг. Содержание программы реализуется поэтапно, через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
2.1. Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ.
1. Информационно – аналитическое: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка (формы работы- анкетирование, опрос, беседа - для изучения статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей).
2. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методами и приемами взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
3. Наглядно – информационные: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы, педагогическое просвещение родителей (оформление стендов, папок-передвижек; памяток, буклетов проведение консультаций).
4. Досуговые: совместные мероприятия с родителями для укрепления чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями и воспитателями (утренники, праздники, спортивные досуги, выставки, участие в конкурсах)
2.2. Основные формы реализации программы
Традиционные формы взаимодействия
• Беседы
• Оформление папок-передвижек и стендов
• Дни открытых дверей
• Выставки совместных работ
• Консультации
• Родительские собрания
• Совместные праздники и развлечения
• Брошюры, листовки и буклеты
Инновационные
Электронная приемная по обращению родителей.
• Проектная деятельность («Центр воды и песка», «Огород на подоконнике»).
• Участие в муниципальных, региональных, во Всероссийских и Международных конкурсах детского творчества
2.3. Этапы реализации программы
Первый этап – подготовительный
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения путей сотрудничества.
2. Установить индивидуальные контакты с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия.
Второй этап – практический
Цель - реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Активизировать и обогатить знания родителей в вопросах воспитания дошкольников.
2. Поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать воспитательную роль в семье, определить характер взаимоотношений с ребенком.
Третий этап – заключительный
Цель – подведение итогов.
Задачи данного этапа:
1. Провести анализ проделанной работы.
2. Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.
3. Представить опыт работы педагогов с родителями на педагогическом совете ДОУ и на городском методическом объединении в 2020-2021 учебный год
2.4. Реализация работы с родителями
Перспективный план работы с родителями средней группы в соответствии с ФГОС на 2019-2020 учебный год
Форма проведения Тема и цель проводимой работы
Сентябрь
Индивидуальные беседы
«Как знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми».
Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему их вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения
Консультации
«Как правильно общаться с ребенком».
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
День здоровья с родителями и детьми
«Вместе очень весело, очень хорошо!»
Цель: Формирование у родителей и детей основ здорового образа жизни.
Выставка
«Дары матушки – природы».
Цель: вовлечение родителей в жизнь группы.
Родительское собрание «Знакомство родителей с годовыми задачами работы ДОУ.»
Цель: ознакомление родителей с требованиями программы средней группы.
Анкетирование
"По вопросам прав детей"
Творческая мастерская Привлечь родителей к обновлению физкультурного уголка в группе.
Октябрь
Педагогические беседы с родителями «Семейное чтение как средство формирования у детей знаний о правилах дорожного движения».
Цель: повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Размещение в родительском уголке энциклопедии здоровья
«Психическое развитие ребёнка пятого года жизни».
Цель: познакомить родителей с особенностями психического развития детей. Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Папка-передвижка
Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей».
Цель: обогатить знания родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
Фотоколлаж
«По дороге в детский сад»
«Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышающей культуру участников дорожного движения.
Анкетирование
«Хорошо ль у нас в саду?»
Цель: выявить степень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения к потребностям ребенка.
Развлечение «День матери».
Цель: создание благоприятной атмосферы, любви, радостного настроения.
Ноябрь
Развлечение.
Совместное развлечение детей и родителей «Осень золотая».
Консультация.
«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Цель: Профилактика безопасности в быту, побуждение к творческому союзу воспитателей, детей и родителей.
Педагогические беседы с родителями. «Чему учит сюжетно- ролевая игра!»
Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения
Индивидуальные беседы с родителями «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». «Одежда детей зимой».
Цель: профилактика здорового образа жизни.
Декабрь
Консультации
«Развлечения в семье. Рождественские каникулы»
"Веселые игры, для детского застолья".
Цель: получение положительных эмоций от совместных развлечений.
День открытых дверей.
«Минутка безопасности».
Цель: добиться синхронности воспитателя и родителя в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Анкетирование
«Изучение отношения родителей к необходимости изучения правил дорожного движения»
Выставка совместных рисунков детей и родителей. «Зима - краса».
Цель: создание атмосферы праздника, положительных эмоций от совместной работы с детьми.
Творческая мастерская Подготовка к новогодним утренникам - изготовление костюмов и атрибутов.
Утренник «Новогодний карнавал».
Цель: создание радостного, праздничного настроения.
Январь
Консультации
«Искусство быть родителем!»
Цель: расширять представления родителей о методах воспитания детей, помочь взглянуть на этот вопрос с другой стороны.
Развлечение «Игры с детьми по ПДД».
Цель: профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Памятка для родителей. «Искусство наказывать и прощать».
Развлечение «Коляда, Коляда, отворяй ворота».
Цель: создание удовлетворения от совместных развлечений.
Ларец предложений и пожеланий «Детский сад будущего».
Цель: выявление пожеланий и предложений родителей в улучшении жизни детей в детском саду.
Беседы на волнующие темы для родителей «Как организовать выходной день с ребенком».
Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения
Папка–передвижка «Крещение Господне».
Цель: обогащение знание родителями традиций, истоков праздника.
Февраль
Консультации «Роль отца в воспитании ребёнка».
Цель: обратить внимание на значимость участия отцов в воспитании ребёнка».
«Детское «ХОЧУ» и родительская снисходительность». Цель: повышение педагогической компетентности родителей».
Фотовыставка «Наши замечательные папы».
Творческая мастерская Привлечение родителей к обновлению атрибутов в сюжетно- ролевым играм.
Развлечение «Масленица».
Цель: вовлечение родителей в жизнь группы, прививать желание проводить совместные праздники с детьми.
Март
Выставка детских работ «Моя мамочка».
Цель: создание атмосферы праздника, любви, положительных эмоций.
Творческая мастерская Подготовка к утреннику - изготовление костюмов и атрибутов.
Цель: привлечение родителей к жизни детского сада.
День открытых дверей Утренник, посвящённый 8 марта.
Цель: создание атмосферы праздника, любви.
Педагогические беседы с родителями. «Как воспитывать самостоятельность».
«Как развивать речь ребёнка».
Консультации «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка».
Цель: расширять представления родителей о здоровьесберегающих технологиях.
Практикум «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками».
Апрель
Экологическая акция Экологическая акция
Консультации «"Безопасная книга для ребенка".
Цель: обезопасить детей и родителей от некачественных книг.
«Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
Цель: профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Повышение знаний родителей по данному вопросу.
Развлечение День здоровья.
Цель: формирование основ здорового образа жизни.
Дискуссия «Наши привычки – привычки наших детей».
Цель: оказать родителям своевременную помощь по интересующему вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения
Май
Консультации «Страна безопасности».
Цель: профилактика безопасного образа жизни.
Беседы на волнующие родителей темы «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей».
Выставка «Моя семья».
Цель: формировать ценность семейного воспитания, получение удовлетворения от совместной деятельности с детьми.
Папка-передвижка «День Победы».
Цель: патриотическое воспитание детей и родителей.
Творческая мастерская Привлечь родителей к обновлению макета улицы в уголке безопасности.
Родительское собрание «Что сумели сделать за год».
Цель: подведение итогов усвоения программы средней группы.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Просторное, светлое помещение средней группы, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением, музыкальный зал.
Методическая литература, электронные образовательные ресурсы.
3.2. Требования к оформлению материала для родителей.
• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
• Родительский уголок должен быть доступным и удобным для восприятия (чтения) информации, информационным (приспособлены к размещению информации, содержательным, эстетически и красочно оформленным).
• Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
• Шрифт крупный (14-16, чёткий, текст не объёмный.
• При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
• Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и плакаты и фотографии. При оформлении стенда не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.
• Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текста и 6 частей иллюстраций, они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести нужную информацию. Хорошо, если это фотографии детей данной группы.
• Не допустимы нечёткие ксерокопии.
3.3. Постоянное повышение квалификации педагогических кадров, обмен опытом с педагогами различных уровней системы образования.
• Создание творческих, инициативных групп по разработке проектов, новых технологий сотрудничества с родительской общественностью.
• Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с родителями и детьми.
• Формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
• Повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления.
Повышение престижа профессии педагога, имиджа учреждения.
Список литературы:
1. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт. - сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2010. -256 с. ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.- 128 с. - (Кодексы, Законы, Нормы)
3. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с.
4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)