Модонова Ольга
Игры на развитие сотрудничества среди детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяются следующие виды игр, помогающие постепенному введению ребенка младшего дошкольного возраста в коллектив сверстников:
1. подвижные игры - забавы и хороводы
Направлены на развитие доброжелательных отношений между малышами в совместной деятельности и на сближение детей и взрослого;
2. игры с ролью
Публикация «Игры на развитие сотрудничества среди детей средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
С одной стороны, действуя в соответствии с тем или иным образом героя, ребенок легче справляется со многими задачами, учится незаметно для себя; с другой стороны, активизируется воображение детей, способствуя развитию более сложных форм совместных творческих игр;
3. игры - задачи
Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Обучающая задача составляет саму суть игры. ее решение становится условием игрового общения детей друг с другом;
4. игры - соревнования
В них ребенок может сравнить себя с другими. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.
Цели и основные задачи:
• Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
• Вызывать заинтересованность в общей цели.
• Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
• Развивать готовность идти друг другу навстречу.
• Учить проявлять терпение к недостаткам других.
Игры на развитие сотрудничества
для детей 4-5 года жизни
1. «Найди свою группу» (с 4-5 лет)
Цели: Создание условий для социального творчества детей и их
экспериментирования в учебной и игровой деятельности. Воспитание
культуры диалога; ответственности за принятое решение.
Материал: наборы картинок, разрезные картинки, наборы пазлов.
Организация игрового пространства:
На ковре или на большом столе раскладываются картинки, содержание
которых соответствует учебной задаче. Количество картинок соответствует
количеству детей или чуть больше. По окончании игры дискуссия, в которой
каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно
принадлежности к группе. На начальном этапе дискуссию можно проводить
в упрощенном виде: один говорит – все остальные хлопают (выражая
согласие) или топают (выражая несогласие).
Правила и ход игры :
Вариант 1.21
Детям предлагается взять по одной картинке.
Внимательно рассмотрите картинку, доставшуюся вам, и объединитесь в
несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых
есть что-то общее».
Вариант 2.
Возьмите по фрагменту картинки и подойдите к столу, помеченному тем же
цветом. После того как вся группа соберется за столом, сложите картинку и
определите, что на ней изображено. Когда задание выполнено всеми
группами, спросите: «Что объединяет всех зверей, изображенных на
картинках? (Они живут в Африке)
Вариант 3
Детям нужно самим разобраться, в какие группы собираться и за какие столы
садиться. В этом варианте игры создаются благоприятные условия для
социального творчества, но оно требует довольно высокого уровня
социального развития группы.
Вариант 4
Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла. Картинки
раскладываются на разных столах, за которыми предстоит собраться рабочей
группе.
Каждый из вас вытащит из волшебного мешочка по пазлу и постарается
определить свою картинку и место пазла в ней. После того как задание будет
выполнено, сядьте за тот стол, на котором оказалась нужная вам картинка.
2. «Волшебная палочка» (с 4-5 лет)
Цели: Формирование навыков речевого этикета
- Заинтересованно выслушивать всех участников игры
- Быстро включаться в групповую работу
- Самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей
- Выражать свое мнение публично
- Сдерживать свое желание подсказывать
- Придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения
Материал: Волшебная палочка (карандаш, указка, ручка, любой предмет
удлиненной формы.
Организация игрового пространства: Все участники игры (включая
водящего) становятся в круг, лицом к центру. Руки свободны.
Правила и ход игры :
Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его
назначение в игре.
«Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные
ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я
водящий. Выбираю себе партнера по кругу (педагог подходит к любому из
детей). Задаю ему вопрос…. Если ответ будет правильным, палочка
перейдет в руки отвечающему, если нет. Останется у водящего. Все
остальные участники будут внимательно следить за ответами, и помогать22
волшебной палочке, но делать надо это по правилам. Если вы согласны с
ответом, нужно сообщить палочке аплодисментами. Если нет, вы должны
сообщить палочке топаньем ног.
Игра имеет правила, которые сделают речевой этикет не только доступным
пониманию дошкольников, но и приятным в соблюдении.
Данная игра может быть использована в ситуациях, когда возникает
необходимость выслушать мнение всех обучающихся или получить ответ на
вопрос, предоставив всем участникам равные возможности в
привлекательной для них форме.
Преимущества такого стиля общения настолько очевидны, что вам не
придется долго объяснять ребятам, для чего нужно соблюдать правила
этикета. Игру можно проводить не только на занятиях. Вы можете
проигрывать ее в течении дня несколько раз, в удобных для этого случаях.
Рекомендуется до начала игры потренироваться с детьми в способе
правильно выражать свое мнение – аплодисментами и топаньем ног.
3. «Распускающийся бутон» (с 4-5 лет)
Цели: Активизировать совместную деятельность детей в малых группах.
Умение синхронизировать свои действия с действиями других детей.
Правила и ход игры :
Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за
руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы
можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше
выполнить эту задачу.
После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется
вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон.
Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.
Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.
Когда вся группа справится с этой задачей, можно попробовать составить
бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.
Анализ упражнения:
— Насколько тебе понравилась эта игра?
— Как твоя группа справилась с этим заданием?
— Быстро ли вы смогли подняться?
— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?
— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими
трудностями?
— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?23
4. «Пчелы и змеи» (с 4 – 5 лет)
Цели: Развитие слаженности действий детей внутри группы, готовность
внести свою лепту в общее дело.
Материал: губка и карандаш (или два любых предмета).
Инструкция:
Результат этой игры зависит от слаженности действий внутри группы.
Педагог: Вам нужно разбиться на две примерно равные группы. Кто хочет
стать «пчелами», отойдите к окнам, а кто хочет играть в команде «змей»,
подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего
«короля».
Правила и ход игры :
Оба «короля» выходят из группы и ждут, когда их позовут, а воспитатель
прячет два предмета, которые они должны разыскать в группе. «Король
пчел» должен найти «мед» — губку, а «король змей» ищет «ящерицу» —
карандаш. «Пчелы» и «змеи» должны помогать своим «королям». Каждая
группа может делать это, издавая определенный звук. Все «пчелы» —
жужжат: «ж-ж-ж-ж». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем
громче должно быть жужжание. А «змеи» должны помогать своему
«королю» шипением: «ш-ш-ш-ш». Чем ближе «змеиный король»
приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение.
Затем оба короля выходят из группы, а педагог прячет «мед» и «ящерицу».
«Пчелы» и «змеи» могут занять свои места и внимательно следить за тем,
насколько их «король» удаляется от цели. Если он далек от цели,
корректируют его движения условленными звуками, повышая или понижая
громкость жужжания или шипения. Необходимо помнить, что во время игры
нельзя ничего говорить.