Татьяна Владимировна Юрчик
Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социологического исследования по теме :
«Роль воспитания в социализации личности»
1. Методологический раздел.
Обоснование проблемы.
Публикация «Программа социологического исследования „Роль воспитания в социализации личности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных цен-ностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в об-ществе. Существует большое количество концепций социализации, которые можно условно объединить в две группы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. В рамках субъкт-объектного подхода человеку отво-дится пассивная роль в процессе социализации. Социализация рассматрива-ется как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждо-го своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект-субъектном подходе человек находится в активной позиции в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
Отечественная педагогика рассматривает социализацию как единство приспособления (социальная адаптация) и обособления (автономизация, становление индивидуальности) человека в условиях конкретного общества.
Процесс социализации можно представить как единство четырех со-ставляющих: стихийная, относительно направляемая, относительно социально-контролируемая (воспитание) социализация и самоизменение человека.
В социальном становлении человека особая роль принадлежит соци-альному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.
В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют осо-бенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рас-сматривал процесс социального становления как три этапа или ступени:
Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.
Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания.
Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я».
Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др.
Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодей-ствующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники.
На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом, макрофакторы (страна, этнос, общество и государство, мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения, микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).
Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определения понятия социализации, кроме процесса обретения соци-альной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.
Цели исследования :
В качестве цели выступают рассмотрение и анализ воспитательного процесса в социализации личности учащегося начального профессионального образования.
Задачи исследования :
Изучить мнение студентов относительно роли воспитания в социализации личности.
Объект исследования :
Объект исследования данной работы - воспитательный процесс в учебных заведениях. Предметом исследования является процесс социализации личности.
Предмет исследования :
Взаимоотношение социализации и воспитания
Интерпретация понятий:
Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного и обозначения смысла, прямо противоположного.
Так, например, в работе Л. Н. Рыбаковой мы встречаем характерную фразу: "Включение в употребление наркотиков можно рассматривать как социализацию относительно норм девиантного поведения, как результат обучения". Другой автор присоединяется к этому и пишет: Проведенное исследование не только подтверждает такую точку зрения, но и позволяет понять и описать, как начинается и как происходит такое обучение в современных условиях". Здесь смешиваются понятия социализации и обучения, социализации и адаптации (приспособления). И потому появляется парадоксальная фраза про "социализацию относительно норм девиантного поведения".
Еще пример В. И. Чупров пишет, что сегодня преемственность между родительским поколением и молодежью "по большинству параметров пре-рвана, и потому нынешние молодые люди поставлены перед необходимо-стью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений:", кроме того, происходит расширение "контакта молодежи с новыми социальными посредниками, такими, как нетрадиционные формы наемного труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес. Это отражается в изменении механизмов социализации молодежи". Здесь мы видим применение термина "социализация" в смысле приспособления ко всему, что происходит в обществе, ко всяким нормам и ценностям, в том числе к аморальным и неправовым.
Почему происходит расширение содержания понятия "социализация"? Причин несколько, среди которых не последнюю роль играет отсутствие у понятия "социализация" парной (полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать "девиация". Это позволило бы ограничить основное содержание не только понятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается.
Тот факт, что даже социологи "попадаются на удочку", некорректно используя понятие социализации, говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрение практики использования понятия социализация в социологической, педагогической, философской и др. Научной литературе позволяет открыть панораму смыслов этого ключевого социологического понятия.
Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе". Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение чело-века в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определения понятия социализации, кроме процесса обретения соци-альной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.
Социализация и "девиация" - полярные категории. Таким спаситель-ным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиа-ции. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому сме-шению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия социализация как про-цесса, необходимо включающего освоение человеком прежде всего норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм.
Гипотезы исследования :
Социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации внеклассных мероприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для проверки гипотезы нужно рассмотреть и изучить понятия воспитание, социализация, проанализировать воспитательную работу в средних профессиональных учебных заведениях.
2. Методический раздел.
Познавательные возможности тех или иных методов, достижение с их помощью поставленных целей и задач служат обоснованием их использова-ния в исследовании.
При изучении потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, мнений и других субъективных характеристик основным методом сбора информации является опрос (анкетирование или интервью, поскольку сама природа изучаемых явлений требует использования данного метода. Респондент в этом случае является уникальным источником информации.
Внешние проявления социальных процессов в поведении людей, в той или иной деятельности и ее результатах, в очевидных социальных ситуациях изучаются методом наблюдения.
Анкета для студентов состоит из 10 вопросов, посвященных изучению различных аспектов их социального статуса : социально-экономического, социально-профессионального, социально-демографического (включая положение в семье, социально- политического и социально-культурного. Основной ролевой конфликт (между профессиональными и семейными ролями женщин) обусловил более детальную разработку вопросов, связанных с социально-профессиональным статусом и положением в семье. В вопросах анкеты реализуются эмпирические показатели составных компонентов социального статуса и конкуренто-способности.
Генеральной совокупностью являются студенты.
Выборочной совокупностью являются студенты АлтГПА.
Объем выборки 250 человек.
Основной метод сбора информации – метод анкетирования.
Анкета
Уважаемые студенты!
Алтайский государственный педагогический университет проводит ис-следование с целью определения роли воспитания в социализации личности.
Просим Вас ответить на вопросы.
Благодарим за участие!
1. Укажите Ваш возраст___
2. Кто может повлиять на ваше мнение?
А) Семья;
Б) Друг;
В) Только я.
3. Ваши увлечения?
А) компьютер;
Б) книги;
В) спорт.
4. Что являлось главным при выборе Вашей профессии?
А) личный интерес;
Б) оплата данной профессии;
В) востребованность данной профессии;
Г) затрудняюсь ответить.
5. Как вы поведете себя в конфликтной ситуации?
А) промолчу, чтобы закончить конфликт;
Б) буду конфликтовать;
В) постараюсь сгладить конфликт;
Г) затрудняюсь ответить.
6. Как Вы относитесь к труду?
А) положительно;
Б) отрицательно;
В) затрудняюсь ответить.
7. Укажите Ваши жизненные ценности.
А) семья, любовь, забота;
Б) работа, карьера, деньги;
В) друзья, хобби, веселье;
Г) направленность на личный рост.
8. Опыт Ваших родителей является для Вас ценным?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
9. Много ли у вас друзей, знакомых?
А) Да, не страдаю одиночеством;
Б) Нет;
В) Есть один.
10. Любите ли вы своих близких?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.