Стафеева Татьяна
Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.
Публикация «Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания.
Родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью. Эти позиции адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях со здоровыми детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, то есть адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.
Родители допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей и деформирующие их психику, бессознательно используют неправильные модели воспитания, которые закладывают основу невротизации детей.
Выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. Родители понимают особенности ребенка при адекватной оценке. При динамической оценке характерна изменчивость родительской позиции, изменчивость форм и способов общения с ребенком. Прогностическая оценка позиции родителей отражает их способность к перестройке взаимодействия с детьми, восприятие дальнейших жизненных перспектив.
Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребенка. «Отвержение» выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.
Негативное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, жалеют его, стараются все сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации.
Так, семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, переживает критические состояния, которые обусловлены субъективными и объективными причинами.
Некоторые родители стараются не смотреть правде в глаза, надеются, что произошла ошибка, что хромосомный анализ был проведен неправильно, и в то же время они могут устыдиться таких мыслей. Это - естественная реакция. Она отражает общее для всех людей стремление спрятаться от ситуации, которая кажется безвыходной. Многие родители боятся, что рождение ребенка с синдромом Дауна каким-то образом отразится на их социальном положении, и они упадут в глазах других - как люди, давшие жизнь ребенку с нарушением умственного развития.
Чтобы вернуться к своему обычному состоянию, приступить к повседневным делам, наладить привычные связи, требуется не один месяц. Возможно, печаль и чувство утраты никогда не исчезнут окончательно, и, тем не менее, многие семьи, столкнувшиеся с этой проблемой, свидетельствуют и о благотворном влиянии такого опыта. Они почувствовали, что жизнь приобрела новый, более глубокий смысл, и стали лучше понимать, что в жизни действительно важно. Иногда такой сокрушительный удар придает силы и сплачивает семью. Такое отношение к ситуации благоприятнее всего скажется на ребенке.
Если с синдромом Дауна рождается младший ребенок в семье, перед родителями встает еще одна трудность: что сказать своим старшим детям. Возникает естественное желание оградить их от огорчений взрослых. Часто родители переоценивают чувствительность своих детей к переживаниям взрослых и их способность заметить что-нибудь необычное во внешности и развитии новорожденного. Однако опыт показывает, что с ними важно поговорить как можно раньше.
Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?
1. Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других.
2. Уметь работать среди обычных людей.
3. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
4. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям.
5. Быть счастливыми.
Для того чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире.
Что мы знаем о людях с синдромом Дауна? Что они безнадежные идиоты, что они крест и беда своих родителей. А родителей, которые со своим дауненком счастливы, психиатры причисляют к своим клиентам. Между тем счастливых семей, которые не сдали новорожденного ребенка с синдромом Дауна в интернат, становится в России все больше.
Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Люди с синдромом Дауна не являются больными.
Люди с синдромом Дауна способны к обучению. живя в семье, "бесперспективный" (по словам врачей) малыш в годик – сам садится, в два – ходит, к двум с половиной – ест ложкой и произносит первые слова, в четыре – показывает свой характер, учится помогать по дому, готов пойти в детский сад, а потом и в школу, говорить на иностранном языке, освоить компьютер и заниматься спортом! Эти дети рождаются с любовью к нам, с доверием к миру. В чём виноваты они перед нашим обществом, почему оно закрывает перед ними все возможности развития, счастье быть среди людей? У этих детей чего-то не хватает? Нет! У них есть то, чего нет у других – лишняя хромосома – она делает их особенными.
Приметная внешность, чуткое переживание мира, огромная способность подражать, свой темп и ритм развития, артистизм, музыкальность, доверие к людям и в изоляции от людей и отрыве от семьи, в отсутствие ранней реабилитации – полная деградация и нежизнеспособность.
Эти дети никогда, наверное, не смогут стать выпускниками обычных школ, им не придётся ломать головы над ЕГЭ, но им приходится сдавать свой экзамен на право существовать в обществе людей.
Павел
Диагноз — синдром Дауна — мальчику поставили в 1год 4 месяца. Он ничем не отличался от остальных. Сейчас Павлу уже 18 лет. Он окончил коррекционную школу, учился в классе со сложной структурой дефекта, имеет документ об образовании, и чем очень гордится…
А с чего всё начиналось
Павел появился на свет декабрьским вечером. «Мы ведь не знали о диагнозе, — рассказывает мама Паши. — В роддоме ничего не сказали. А мы, естественно, всем друзьям радостно сообщили о рождении сына. Потом нас направили к детскому психиатру говорят: «А вы знаете, что у вас стоит диагноз — синдром Дауна?» Шок был страшный».
Тогда молодые родители даже и не понимали толком, что это за болезнь такая. Дауны — люди с лишней хромосомой. Из-за этой ошибки природы они по-другому развиваются. Если раньше бытовало мнение, что такие дети рождаются в семьях алкоголиков, то сейчас ученые от него отказались, но до сих пор не могут ответить — по какой же причине происходит генетический сбой. Теоретически ни одна из пар не застрахована от этого несчастья. В мире на каждые 800 младенцев приходится один даун. Они похожи друг на друга.
С 3 лет посещал детский сад, сначала в речи были только звуки, затем появились слоги, к 1 классу он говорил несколько слов. Благодаря логопеду коррекционной школы и родительскому желанию обучить ребёнка во 2 классе Паша начал говорить простые предложения.
В детском саду его любили за доброту, ласку, отзывчивость (были конечно и недоброжелатели, кто считал, что синдром Дауна заразен).
Очень нравились физкультурные занятия, занятия по рисованию, лепке, и особенно утренники и праздники, он участвовал в конкурсах, танцевал, пел (как мог).
Своих воспитателей помнит по сей день, и при встрече расскажет все свои новости.
В школу ходил с удовольствием. В начальном звене мама приводила в школу и забирала после уроков, а в 5 классе Павел начал ходить самостоятельно. За время учёбы научился писать; читать - художественную литературу Павел не жалует, зато с обожает читать газеты и журналы; рисовать (в школе проводилась индивидуальная выставка «Мои увлечения»). И особая гордость – спортивные достижения. Лыжи и коньки - зимой, велосипед, турник и гантели – летом. По сей день принимает участие в спортивных мероприятиях для лиц с ограниченными способностями, имеет множество грамот, дипломов и медалей.
Дома Павел чувствует себя как рыба в воде. Он многое делает по дому, с удовольствием моет посуду, делаем влажную уборку. Освоил компьютер.
Отлично проявляет себя в сельском хозяйстве: любит кроликов, овец, а особенно лошадей.
Сложности наступают за пределами «своей крепости». «Растить такого ребенка в России сложно, люди злые, — говорит Пашин папа. — Мы отпускаем его на улицу, но постоянно контролируем. Страшно. Дети пальцами показывают, дразнят. Мы возим сына в развлекательные центры, в аквапарк, на горячие источники. Есть мечта выехать за границу, ведь там многие дауны работают и чувствуют себя нормальными людьми».
«Расстроили бы нас все те трудности - "барьеры",- говорит мама - которые мы привычно преодолеваем в повседневной жизни, огорчения, которые настигают внезапно, когда встречаешь его ровесников, значительно более умелых и самостоятельных? Наконец, те усилия, которые вся семья, включая ближайших родных, прикладывали для ее развития и воспитания? Не знаем.
Мы стали другими - более сильными, более храбрыми и более мудрыми».