Савенкова Галина Владимировна
Роль социализации учащихся с ТНР средствами кабинета жизненных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль социализации учащихся с ТНР средствами кабинета жизненных компетенций»
Воспитание ребёнка- процесс длительный и кропотливый, процесс в котором «первую скрипку» играет сам ребёнок, а мы умело, профессионально и тактично помогаем ему становиться человеком.
Человек существо социальное, поэтому социализация личности ребёнка неотъемлема при воспитании и обучении.
Публикация «Роль социализации учащихся с ТНР средствами кабинета жизненных компетенций» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современная государственная политика в сфере одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования для учащихся с ТНР и их социализации. В действующих документах раскрывающих специфику коррекционно-педагогического процесса как в специальных учреждениях, так и в школах общего типа необходимость целенаправленного формирования у учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.
Необходимость постановки вопроса у учащихся жизненных компетенций обусловлена тем, что дети с ТНР значительно затрудняются или не могут самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Опираясь на положение Л. С. Выготского о том, что «ребёнок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации дети первоначально усваивают, а затем воспроизводят систему социальных связей, формы, модели поведения в активной деятельности в социальной среде.
Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации :
- в условиях школы-интерната, где семья заменена учреждением, родители в данном случае не могут целенаправленно осуществлять воспитание и обучение своих детей, обогащая и совершенствуя тем самым их социальный опыт. Именно педагоги предстают перед детьми как носители социального опыта, норм и правил общежития. Воспитатели и учителя являются посредниками между ребёнком и окружающим его социальным миром, поэтому именно с них он берёт образцы поведения, общения, суждения, мировоззрения.
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка.
В образовательной и коррекционно- воспитательной программах центра «Логос» в целях эффективности социализации учтена специфика формирования личности в условиях учреждения интернатного типа и введена коррекционно-развивающая система, основанная на разнообразных видах деятельности.
Через целенаправленно организованную деятельность детей, мы отрабатываем правила и навыки поведения, воспитываем положительные качества личности, развиваем творческое воображение, углубляем знания детей о профессиях, формируем коммуникативную функцию речи, которая помогает ребёнку адаптироваться в социуме.
Общение как деятельность берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Общение объединяет взрослого и ребёнка, помогает взрослому передавать ученику социальный опыт. Обучаясь диалогу, ребёнок не только компенсирует недоразвитие связной речи, но и практикуется грамотно и спонтанно излагать свои мысли.
(Слайд Основные методы формирования жизненных компетенций :
-сюжетно ролевые игры;
-практические упражнения;
-экскурсии;
-беседы.)
Адаптируясь к требованиям социума, накапливается социальный опыт в общении со взрослым и детским коллективами. Ребёнку предлагается взаимодействие с окружающим миром через наблюдения, экскурсии, участие в совместной деятельности по самообслуживанию, самоуправлению и игровую сюжетно - ролевую деятельность, практические упражнения, беседы.
Наиболее эффективно процесс обучения и воспитания осуществляется в том виде деятельности, которая более комфортна для ребёнка.
Уровень притязаний младших школьников продолжает акцентироваться на игровой деятельности. Играя, в ролевые игры дети легче усваивают новые знания, быстрее формируют социально-бытовые навыки и умения, имеют возможность «войти» в социальный мир в воображаемом плане. «Игра даёт ребёнку «доступные» для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение казалось бы недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Эффективная социализация детей обучающихся в учреждениях интернатного типа, предполагает создание благоприятных условий позволяющих:
- научить общению в различных социально-бытовых и проблемных ситуациях;
- развить их творческие способности;
- сформировать успешность деятельности, адекватную самооценку, самостоятельность и самоконтроль;
- своевременно выявить трудности и определить способы их устранения;
-обогатить социальный опыт детей.
Основным решением выше указанных проблем стало создание дополнительной развивающей площадки. Социализация жизненных компетенций осуществляется в специально оборудованной комнате.
Это комната развития жизненных компетенций. Она оборудована под типичную квартиру и разделена на зоны. Визуально подразделяется на три зоны: жилая, кухонная, учебная. (слайд общий вид комнаты)
-«Жилая комната» оборудована корпусной мебелью, мягким уголком.
(слайд мягкого уголка)
-«В учебной зоне» располагается стол, стулья для проведения практических работ, шкаф с пособиями, дидактическим материалом.
-«Кухонная зона» оборудована мойкой для мытья посуды, электроплитой, холодильником, стиральной машинкой,
швейной машинкой,чайной и столовой посудой, имеются электроприборы (пылесос, утюг, тосте, бутербродница, хлебопечка).
В нашем учреждении в рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Коммуникативное развитие и социализация» и предназначена для занятий с учащимися на 4 года. Данная программа направлена на достижение следующих целей:
-формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной речи;
-монологической и диалогической речи, как показателя общей культуры человека;
-преодоление речевого нарушения, воспитания и коррекции у детей с ТНР бытовых навыков в сочетании со словом;
-воспитание нравственных и эстетических чувств;
-овладение практическими умениями и навыками.
Работа по социализации в нашем центре проводилась и раньше, но с учетом новых требований ФГОС, мы корректируем эту работу, создаем новый проект программы.
Работа проводится по следующим направлениям:
-развитие навыков культурного поведения в общественных местах;
-развитие представлений о многообразии продуктов питания и их хранения и культуры приема пищи;
-развитие навыков личной гигиены, обучение правилам и ухода за одеждой, обувью, жилищем;
Коррекционная работа на занятиях по социализации жизненных компетенций строится с учетом следующих принципов:
Слайд-Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения: С учетом этого принципа у учащихся происходит развитие нравственных представлений, адекватных способов поведения в быту.
-Принцип доступности: В соответствии с этим принципом содержание каждого занятия определяется с учетом как индивидуальных, так и возрастных возможностей материалы использованные на занятиях (наглядные пособия, речевой материал) доступны и понятны учащимся, вызывают у них интерес, способствует активизации, деятельности на занятии.
-Принцип систематичности и последовательности: Согласно этому принципу вся работа проводится регулярно и последовательно. Постепенно усложняется материал.
-Принцип связи обучения и воспитания: С учетом данного принципа все занятия и умения, полученные на занятиях, закрепляются в ходе выполнения практических занятия, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, драматизации бытовых ситуаций.
-Принцип наглядности: Во время экспериментальных занятий используются различные наглядные пособия (натуральные предметы одежда, обувь, игрушки, иллюстрации, сюжетные картинки изображающие особенности поведения людей в социально значимых ситуациях.
-Принцип сознательности и активности: Учитывая суть данного принципа для поддержания познавательной активности учащихся в содержание занятий включаются интересные сценки. Отражение в речи выполняемых практических действий.
Осуществляется на материале тематических разделов: «Питание»,
«Жилище», «Культура поведения в общественных местах», «Оказание первой медицинской помощи», «Гигиена». И проводятся эти занятия в комнате развития жизненных компетенций.
Например, изучая раздел «Развитие навыков культурного поведения в общественных местах» мы решаем следующие задачи:
-развитие у учащихся навыков адекватного поведения в общественных местах, умений взаимодействовать с окружающими людьми;
-учить объективно оценивать социально значимые ситуации, принимая правильные решения; (слайд дети сидят за столом)
При изучении с учащимися раздела «Питание», «Кулинария» учу детей культуре приема пищи, сервировки стола, рассказываю о правилах пользования столовыми приборами, а также,как например подать блюдо с угощением для гостей. (слайд сервировка стола).
С учащимися выполняли задания, связанных с приготовлением пищи: учились заваривать чай, готовить простейшие блюда (бутерброды, салаты, блинчики, коктейли) (слайд винегрет)
В требованиях ФГОС важное значение придается вовлечению в процесс воспитания и обучения, социализации детей с ОВЗ. Родители привлекаются к закреплению полученных знаний, умений, навыков у школьников в домашних условиях.
(слайд Соня и Егор)
Дети проявляют интерес, инициативу- читают рецепты, придумывают свои, просят дать им рецепты, чтобы они дома с родителями приготовили салаты.
В направлении «Развитие навыков личной гигиены». Работа осуществляется не только на занятиях по социальному воспитанию, но и ежедневно в процессе режимных моментов. (Слайд Дети чистят зубы)
На каждом занятии формируются определенные жизненно важные компетенции в зависимости от темы.
В целом проводимая воспитательная работа позволяет сделать следующий вывод, реализация программы дает определенные результаты:
-Уровень мотивации у учащихся повысился;
-с большим желанием занимаются;
-дети понимают, что навыки и умения им пригодятся в дальнейшем в жизни;
Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации учащихся, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
Проводимая работа совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека рассуждать.
Формирование жизненной компетенции это длительный процесс, все зависит от того, какие методы будет применять педагог, создавать систему по формированию жизненной компетенции, сформируется ли мотивация.
Спасибо за внимание!