Приложение МААМ

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников

Татьяна Степанчук
Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер.

Поскольку дошкольный возраст является важнейшим этапом социализации ребёнка в процессе усвоения им общественного опыта и социальных отношений.

Ребенок получает определенный социальный опыт в процессе взаимодействия с другими людьми. Этот социальный опыт, становится неотъемлемой частью его личности. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к социальному развитию дошкольников. В результате, которого дети должны научиться распознавать эмоциональные переживания, состояния окружающих, разрешать конфликтные ситуации, договариваясь, соблюдая очерёдность, устанавливая новые контакты. У дошкольников должно быть сформировано положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, чувство собственного достоинства, ответственность за другого человека. Позитивная социализация определяется ФГОС ДО, как приоритетная задача современного дошкольного образования [2 п. 2.3. п. 2.4].

Публикация «Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах

Коломийченко Л. В. говорит о том, что процесс социального развития – сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. Душевный комфорт, удовлетворённость от своей деятельности напрямую зависят от взаимоотношений с окружающими, поэтому важно обеспечить в дошкольном возрасте вхождение ребенка в коллектив, успешную его социализацию.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Целью позитивной социализации является освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества, основанных на духовно-нравственных и социокультурных ценностях принятых в обществе.

Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.

Компонентами позитивной социализации являются : эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе; позитивное восприятие окружающего мира; коммуникативная компетентность дошкольника; развитие социальных навыков детей соответственно возрасту, усвоение социокультурных и духовно-нравственных ценностей,в т. ч. представлений о семейном укладе и родной земле.

Дошкольный возраст – «начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений».Сложный процесс формирования личности нельзя пустить на «самотёк».

Освоить нормы социокультурного и нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей, «устанавливать межличностные контакты», достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, положительно воспринимать как свои неудачи, так и неудачи других людей – вот запрос общества на современном этапе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В формировании самостоятельности и способности детей значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные люди – воспитатели, родители. Ребенок подражает им. Возрастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем и обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих определенное правило, становятся критерием оценки и самооценки детей, основой их морального поведения.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель.

Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Личностные качества педагога чрезвычайно важны в формировании самостоятельности дошкольника. От той или иной позиции, занимаемой педагогом, зависит очень многое в развитии личности ребенка.

Стремясь к развитию самостоятельности и способности к самоорганизации, воспитатель, во-первых, не должен выбирать крайние позиции в требованиях. Необходима золотая середина, которая предполагает некоторую свободу в сочетании с определенными правилами и ограничениями.

Во-вторых, воспитатель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка – все это оказывает существенное влияние на процесс деятельности ребенка, а в деятельности вырабатываются и закрепляются качества личности человека, в том числе и самостоятельность.

В-третьих, воспитатель должен предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности на всех этапах его деятельности.

В-четвертых, важен общий положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Таким образом, условия для организации и поддержки детской активности и самостоятельности создает взрослый. Тактичность, выдержка, умение держать себя в руках пригодятся воспитателям, исправляющим ошибки домашнего воспитания. Главный принцип компетентной помощи ребенку – вместе с ребенком, а не вместо него.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает использование современных форм образовательной деятельности для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Для обеспечения позитивной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста мы попробовали адаптировать такую форму как флеш- моб.

Флэш-моб является одной из таких форм работы с дошкольниками (произносится флэшмоб; от англ. flashmob, дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

И в самом деле, флэш-моб - это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданные танцы и песни.

Флэш-моб для детей может стать не просто развлечением, а целым праздником! И для того чтобы этот праздник удался, от взрослых, в общем- то, не требуется приложения каких- либо усилий и безумно большого количества времени.

Педагоги детского сада Родничок г. Зимы используют флешмоб как одну из форм работы с дошкольниками направленную на позитивную социализацию.

Так и в нашем саду с детьми старшего дошкольного возраста были организованы такие флеш-мобы как «Моя Россия», «Профессии», «Мой город!», «Слава Победе!», их основная цель - это патриотическое воспитание, приобщение к здоровому образу жизни дошкольников.

Участие в флешмобе позволяет дошкольникам усвоить внутренние правила и договоренности. В процессе флешмобов у детей происходит формирование уверенности в себе и своих силах, развиваются чувственная сфера, эмоции и переживаний, ощущение общности, единства (мы, наши, ощущение положительной перспективы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Активные методы и формы работы ДОУ по социализации дошкольников через игровую деятельность» Презентация на тему «Активные методы и формы работы ДОУ по социализации дошкольников через игровую деятельность» была создана для работы.

«Формы и средства позитивной социализации воспитанников в условиях событийной организации образовательного процесса» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Место и роль нравственно-патриотического воспитания в социализации детей с особенностями в развитии Актуальным вопросом специального (коррекционного) образования является социализация детей с особенностями в развитии в условиях современного.

Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения.

Консультация «Создание условий для позитивной социализации детей в ДОУ» " Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский.

Консльтация для педагогов ДОУ «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников» Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников. «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».

О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.

Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников» Уважаемые коллеги! В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО. И первый выпуск – это экологический.

Роль карманных денег в экономической социализации подростков В настоящее время все чаще специалисты различных областей фиксируют неготовность подрастающего поколения жить в стремительно меняющейся.

Роль семьи в социализации старших дошкольников Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 11:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Степанчук (УИ 1375122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД