Ирина Панова
Программа «Школа вежливости и доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа вежливости и доброты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Опыт работы с детьми ОВЗ показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими в его поведенческом репертуаре. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка. Всё это может привести в дальнейшем к противоправному и асоциальному поведению.
Публикация «Программа „Школа вежливости и доброты“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.
Главным социальным институтом для ребенка является школа. Именно она предлагает систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создает условия здоровьесбережения.
У многих детей с ОВЗ не сформирована способность к регуляции поведения и общения во взаимодействии с другими людьми, не владеют коммуникативными способами в общении, умении слушать собеседника, не способны эмоционально сдерживаться в общении, оказывать дружескую поддержку.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед нами задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения. Такая работа должна быть систематической, ее надо проводить ежедневно, как на занятиях, так и во время игр, конкурсов.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Важно добиться того, чтобы знания, полученные в школе - интернате, помогали детям в жизни и одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Материал программы «Школа доброты и вежливости» строится таким образом, чтобы вызвать интерес у детей к самому себе, как к личности.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и игры. Особое место уделяется игре, когда дети практикуются применять основные правила поведения и отношения к другим людям и к себе.
Целью программы «Школа доброты и вежливости» является привитие культуры поведения; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами вежливости и хорошими манерами.
2. Привить детям умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
3. Сформировать потребность понимать себя и других, уважая их позицию.
4. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
5. Воспитывать детей в традициях русской многонациональной культуры.
Основными методами реализации программы являются приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Механизм реализации программы :
Курс «Школа доброты и вежливости» ориентирован на специфику возрастных категорий детей и призван донести не только содержательную сторону этических понятий, а также правил этикета.
Он рассчитан на регулярную (2мероприятия в месяц) работу с детьми в процессе занятий и бесед по предлагаемой программе.
Программа включает 3 раздела :
1. Раздел «Формирование личностной культуры», который включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений», в котором на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.
3. Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Усвоение каждой нормы требует определённого уровня обобщения жизненной ситуации.
Дети постоянно накапливают представления о хороших и плохих поступках, учатся устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.
Формы организации и методы работы с детьми:
Этические беседы.
Цель: обогатить детей моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. Выработать оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.
Пример других людей.
Цель: воспитывать детей через примеры, учитывая склонность и способность к подражанию, стимулируя их стремление к самосовершенствованию, формировать умение анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы.
Игра, игровые ситуации.
Цель: формировать умение легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения через воспроизведение общественной жизни, способствовать приучению детей к выполнению норм и правил, выработке и закреплению устойчивых привычек поведения.
Чтение и обсуждение литературных произведений и героев.
Цель: расширять кругозор детей, способствовать усвоению норм и принципов нравственности, развивать умение анализировать поступки литературных героев, разбираться в поступках, давать правильную нравственную оценку.
Игровые ситуации.
Цель: формировать умение рассматривать одни и те же ситуации с разных сторон, проигрывать правильные и неправильные линии поведения, находить ошибки и исправлять их, самостоятельно моделировать своё поведение.
Формы проведения занятий:
1. беседа;
2. сюжетно-ролевая игра;
3. игра-спор;
4. подвижная игра;
5. конкурс;
6. праздник.
Формы контроля:
- наблюдения за поведением детей;
- беседы с воспитателями;
- тестовые задания.
Планируемые результаты.
Личностными результатами работы по программе «Школа доброты и вежливости» является формирование следующих умений:
- стать культурными, вежливыми людьми;
- знать и соблюдать правила этикета;
- выработать собственную модель поведения;
- принимать правильные решения в различных ситуациях, основанные на нравственных началах;
- понять, что с культурным, воспитанным человеком приятно общаться;
- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- адекватно воспринимать оценку взрослых. 2018-2019 уч. год
Сентябрь
Коррекционно – развивающие занятия:
Тема «Кто я такой?»
- формировать у детей осознание себя как личности, умения видеть в себе и других положительные и отрицательные.
Целевые прогулки, наблюдения:
Тема «Осень в гости к нам пришла»
- формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства. ответственности за других.
Чтение художественной литературы:
Тема «Б. Заходер «Про Стоножку»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Октябрь
Тема «Учительница-первая моя»
- формирование внимательного и заботливого отношения к учителям, воспитателям и товарищам, желания учиться в школе.
Тема «Имидж и этикет»
- формирование представления о внешнем виде человека, психологическом влиянии внешнего вида на окружающих.
Дидактические игры, упражнения:
Тема «Как я выгляжу?»
-дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, позы, жесты, мимика, речь) Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и уметь поддерживать порядок в личных вещах.
Чтение художественной литературы:
Тема И. Токмакова «Стыдно»
Просмотр мультфильма «Это не про меня»
Ноябрь
Сюжетно-ролевые игры:
Тема «Я умею одеваться»
- формирование умения последовательно одевать и снимать вещи.
Игровые ситуации :
Тема «Кем и каким я буду?»
- воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, охране их здоровья, способствование правильному поведению в быту, в общественных местах.
Праздник
«Нет лучше дружка, чем родимая матушка»
- Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, вызвать желание помогать им, делать приятное.
Чтение художественной литературы:
Тема Т. А. Шорыгина «Вредная ворона»
Просмотр мультфильма «И мама меня простит»
Декабрь
Тема «О чистоте, опрятности и аккуратности»
- формирование привычки соблюдать правила личной гигиены, понимать ее значение.
Мастер- класс «Трудимся вместе» (совместное мероприятие с родителями)
- взаимодействие детей, родителей, учителя и воспитателя. Выстраивание доверительных отношений с помощью диалога и сотрудничества.
Чтение художественной литературы:
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»
Просмотр мультфильма «Трус не играет в хоккей»
Январь
Тема «Искусство быть собой»
- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.
Целевые прогулки, наблюдения:
Тема «Когда по улице идешь…»
- формирование умения самостоятельно наводить порядок на участке: подметать и очищать дорожки от мусора и т. д.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Постирушки»
Просмотр мультфильма «Ежик плюс черепаха»
Февраль
Тема «Приглашает Королева Спорта»
- формирование здорового образа жизни, умения играть в коллективные игры, приходить на помощь товарищам.
Тема «Солнышко смеется»
- воспитание уважения друг к другу, умения играть в командные игры, помогая малышам.
Чтение художественной литературы:
Г. Остер «Одни неприятности»
Просмотр мультфильма «Про Сидорова Вову»
Март
Беседы, рассматривание иллюстраций:
Тема «Опрятность и аккуратность в одежде»
- формирование умения правильно выбирать одежду и самостоятельно за ней ухаживать.
Тема «Чувство благодарности и эгоизма»
формирование понятий «благодарность», «эгоизм», «жадность», воспитание доброты, отзывчивости.
Чтение художественной литературы:
Т. А. Шорыгина «Желтая птичка»
Просмотр мультфильма «Лень»
Апрель
Тема «Мы едем, едем, едем в далекие края»
- формирование у детей навыков культурного обращения друг другу, культуры поведения в транспорте.
Дидактические игры, упражнения:
Тема «Кто аккуратен, тот людям приятен»
- формирование стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, аккуратности и организованности.
Чтение художественной литературы:
В. Голявкин «Тетрадки под дождем»
Просмотр мультфильма «Нехочуха»
Май
Тема «Смелые глаза – молодцу краса»
- формирование нравственных привычек (смелость, доброта).
Тема «Как мы разрешаем конфликты»
формирование на основе примеров умения разрешать конфликтные ситуации.
Чтение художественной литературы:
М. Шехтера «Немало встречается злого»
Просмотр мультфильма «Капитошка»