Любовь Анатольевна Ермолина
НОД «Путешествие по стране доброты и вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей разновозрастной группе с использованием здоровьесберегающих технологий
«Путешествие по стране добра и вежливости».
Автор: Ермолина Л. А. воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад «Колосок» с. Большая Рудка.
Цели и задачи:
• Формировать представления детей средней группы о добре, доброте, вежливости, культуре поведения. У детей старшей подгруппы и подготовительной к школе группы развивать и закреплять эти понятия.
Публикация «НОД „Путешествие по стране доброты и вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Продолжать формировать у детей умение понимать эмоциональное состояние людей и сказочных персонажей (средняя группа – радость, злость, страх, доброжелательность, спокойствие; старшая группа – задумчивость, грусть; подготовительная группа – безразличие).
• Способствовать формированию умения анализировать поступки персонажей, оценивать их с точки зрения этики (хороший или плохой поступок).
• Закрепить представления детей всех возрастных групп о «волшебных» словах, элементарных правилах вежливости и этикета.
• Развивать доброжелательные межличностные отношения, взаимопонимание и доверие.
• поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
• развивать речь, внимание, память;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.
Материал:
• макет леса с набором птиц («волшебные слова»);
• макет озера с набором рыбок;
• макет полянки с ромашками (настроение);
• макет города с замком доброй волшебницы, замком злой волшебницы и набором положительных и отрицательных героев сказки);
• мольберт;
• конверт с письмом от Феи Доброты;
• кубик – карта;
• сундучок с подарками (сердечки).
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодняшний день был для всех по настоящему добрым и светлым, поэтому предлагаю начать его с добрых пожеланий, а поможет нам мячик желаний, который мы будем передавать друг другу с добрыми пожеланиями, и они обязательно исполнятся. Давайте я первая начну свои пожелания вам:
- Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Мячик передаётся по кругу, дети высказывают свои пожелания)
Дети:
— Я желаю всем здоровья.
— Я желаю всем радости.
— Я желаю всем солнечного дня.
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…
Воспитатель:
Ой, дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите, какие они добрые и улыбчивые. Вы с ними уже поздоровались?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А как вы поздоровались?
Дети:
Мы сказали им: «Здравствуйте!»
Воспитатель:
Да вы у меня молодцы, вежливые. А знаете ли вы, что обозначает слово «здравствуйте»?
Дети:
Говоря «здравствуйте» при встрече люди приветствуют друг друга и желают здоровья.
Воспитатель:
Правильно! А как ещё можно поздороваться друг с другом?
Дети:
- Можно при встрече казать: «Доброе утро!».
- Можно сказать друзьям: «Привет!».
- Можно сказать при встрече: «Добрый день!».
- Мужчины здороваются рукопожатием.
Воспитатель:
Молодцы дети! А я сегодня предлагаю вам поздороваться с нашими гостями не обычно, по-особому: прикоснувшись своими ладошками к ладошкам гостей. Хотите попробовать?
Дети:
Да!
(Под весёлую музыку дети подходят к гостям и прикасаются своими ладошками к ладоням гостей, затем садятся на стульчики).
Воспитатель:
У гостей ладошки тёплые?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Наши гости добрые и сейчас они поделились с вами своей добротой.
А я хочу поделиться с вами хорошей новостью: в нашу группу рано утром пришёл почтальон и принёс письмо и посылку от Феи Доброты.
Давайте вместе прочитаем письмо и откроем сундучок, который был в посылке.
«Здравствуйте, дорогие дети из группы «Солнышко» детского сада «Колосок»!
Я, Фея Доброты и вежливости часто наблюдаю за вами: когда вы занимаетесь, гуляете и играете. Вы мне очень нравитесь, потому что вы добрые и вежливые. Я приготовила для вас подарок и положила его в сундучок, но злая колдунья на вас обижена и решила заколдовать сундучок. Она закрыла сундучок на ключик, превратила ключик в сердечко, разбила сердечко на шесть частей и разбросала их по всему свету. Открыть сундучок вы сможете, собрав и соединив осколки сердечка. Не расстраивайтесь я помогу вам открыть сундучок - посылаю вам подсказку – волшебный кубик, он покажет вам путь. Желаю вам удачи!»
Воспитатель:
Готовы ли вы, дети отправиться в опасное путешествие, чтобы открыть заветный сундучок?
Дети:
Готовы!
Воспитатель:
Тогда – в добрый путь!
Дети:
Спасибо!
Воспитатель:
Фея Доброты и Вежливости сказала, что волшебный кубик подскажет нам путь. А что же нам с ним делать? Нужно его, наверное, бросить, какая картинка выпадет, туда мы и попадём с вами.
Кто же самый смелый, кто бросит кубик?
(ребёнок бросает кубик. Выпадает сторона с изображением полянки с ромашками, а на нём паровозик).
Воспитатель:
Нам выпало путешествие на «Поляну настроений»! а поедем мы туда на паровозике.
(Дети встают друг за другом паровозиком, звучит сказочная музыка в сопровождении светомузыки, пока дети делают круг по группе на мольберте появляется картина с изображением ромашек).
Воспитатель:
Вот мы и прибыли на «Поляну настроений».
Что вы видите?
Дети:
Мы видим много ромашек.
Воспитатель:
А все ли ромашки одинаковые?
Дети:
Нет все ромашки разные.
Воспитатель:
Да, похоже на этой полянке у всех ромашек разное настроение, не зря и полянка называется «Полянка настроений».
Давайте поговорим с ромашками, выясним, почему у всех их разное настроение и как оно называется.
Кто хочет выбрать ромашку и познакомиться с ней?
(дети по желанию выбирают ромашки, называют её настроение)
Ребёнок:
- эта ромашка грустная.
Воспитатель:
Да, эта ромашка грустная. Она мне шепнула, что грустит, потому, что выросла в тени, а ей так хочется на солнышко. Поможем ей, давайте пересадим её поближе к солнышку.
(ребёнок с помощью воспитателя «пересаживает» ромашку ближе к солнышку, в это время воспитатель переворачивает незаметно ромашку другой стороной, и она меняет настроение, становится весёлой).
Воспитатель:
Посмотрите, дети, какое настроение стало у нашей ромашки?
Дети:
Весёлое, радостное.
Воспитатель:
Давайте дольше знакомиться с ромашками.
(далее к полянке выходят дети по желанию).
Ребёнок:
- эта ромашка добродушная. Ей хорошо, она всем довольна.
Ребёнок:
- у этой ромашки настроение злое.
Воспитатель:
Почему у неё такое настроение, как ты думаешь?
Ребёнок:
Мне кажется паровозик своим колесом наехал на её листочек, и она сердится.
Воспитатель:
Как ей помочь?
Ребёнок:
Отодвинуть паровозик с листочка.
(отодвигая паровозик ромашку переворачиваем, на обратной стороне ромашка в спокойном настроении).
Ребёнок:
- эта ромашка равнодушна, безразлична.
Воспитатель:
Как ты думаешь, почему у ромашки такое настроение?
Ребёнок:
Может быть с ней никто не дружит, ей стало скучно, одной играть не интересно.
Воспитатель:
А как же мы ей помочь можем?
Ребёнок:
Нужно ей найти подружку, чтобы они разговаривали, играли, дружили.
(воспитатель помогает ребёнку поместить ромашку поближе к ромашке с добродушной улыбкой, в ходе этого перемещения повернуть ромашку, она меняет настроение, становится добродушной.)
Ребёнок:
- эта ромашка задумчивая.
Воспитатель:
Как ты думаешь, хорошо, что эта ромашка задумчива? Нужно ли что – то менять в её настроении?
Ребёнок:
Это не плохо. Возможно эта ромашка о чём – то мечтает, она мечтательница. Мне кажется не нужно ничего менять, пусть она будет задумчива.
Воспитатель:
Я согласна с твоим мнением.
Давайте познакомимся с другими ромашками.
Ребёнок:
- Эта ромашка испугана, чего –то боится, ей страшно.
Воспитатель:
Как ты думаешь, чего ромашка испугалась?
Ребёнок:
Наверное, ромашка боится пчёлки. Нужно пчёлку попросить перелететь на другую полянку.
Пчёлка, пожалуйста, лети на другую полянку, там тебя ждут пчёлки подружки.
(в это время воспитатель незаметно переворачивает изображение ромашки).
Воспитатель:
Какое сейчас настроение у ромашки?
Ребёнок:
Ромашка успокоилась.
Воспитатель:
Давайте знакомиться с ромашками дальше.
Ребёнок:
- эта ромашка спокойная. Её хорошо на полянке.
Ребёнок:
- эта ромашка весёлая. Радостная.
Воспитатель:
Как ты думаешь, почему ей так хорошо, весело?
Ребёнок:
Наверное, потому, что она любит свою полянку, ей весело со своими подружками – ромашками.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, какой весёлой и красивой стала наша полянка.
Ой, посмотрите, что – то в вагончике паровозика есть.
(воспитатель достаёт часть сердечка).
Посмотрите, сделав доброе дело, мы добыли первый осколок сердечка.
Давайте поблагодарим полянку настроений и попрощаемся с ней.
Дети:
Спасибо, полянка настроений. До свидания!
(дети на паровозике уезжают, садятся на стульчики).
Воспитатель:
Вот мы и добыли первое волшебное сердечко. Пора отправляться за вторым.
Кто поможет нам выбрать дальнейший путь?
(ребёнок бросает кубик, выпадает сторона с изображением животных).
Воспитатель:
Мы с вами отправляемся на остров Добрых животных. А полетим мы туда на самолёте.
(дети расправляют руки как крылья самолёта и «летят», сделав круг по группе. В это время воспитатель меняет изображение на мольберте)
Воспитатель:
Дети, каких добрых животных вы видите на острове?
Дети:
- зайчик.
- жираф.
- слон.
- дельфин.
- ёжик.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько здесь добрых животных!
Дети, давайте мы с вами сейчас попробуем превратиться в одно из них!
Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьётся его большое доброе сердце: стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. Тук, тук, тук, тук! Как приятно чувствовать всем вместе! Очень хорошо. Молодцы.
Ой, ребята, посмотрите – частичка волшебного сердечка! Это нам его подарили добрые животные, за то, что мы поиграли.
Давайте поблагодарим животных и попрощаемся с ними.
Дети:
Спасибо, добрые животные. До свидания.
(дети «летят» на самолёте, делая круг по группе).
Воспитатель:
Вот мы с вами и добыли два осколка сердечка.
Пора отправиться за следующим осколком. Кто поможет узнать, куда же мы отправимся дальше?
(ребёнок бросает кубик. Выпадает сторона кубика с изображением леса).
Воспитатель:
Кубик говорит нам что сейчас мы отправимся в лес волшебных слов.
А отправимся мы туда на лыжах.
(Под музыку дети делают круг по группе имитируя ходьбу на лыжах. В это время воспитатель помещает на мольберт изображение зимнего леса.)
Воспитатель:
Как вы думаете, кто может жить в лесу волшебных слов?
Дети:
В этом лесу живут волшебные слова.
Воспитатель:
Дети, а какие волшебные слова вы знаете?
(Дети по очереди читают стихи).
1. «Спасибо»
Скажем «спасибо» с тобою не раз,
За всё, что делают для нас.
2. «Доброе утро».
Яркое солнышко встало опять.
«Доброе утро» - должны мы сказать!
3. «Извините».
«Извини пожалуйста», «Прости» и «Разреши» -
Это не слова, а ключик от души!
4. «Здравствуйте»
«Здравствуйте!» -
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым, будем много лет!
5. «Доброго пути»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
6. «Приятного аппетита».
Пора за стол, всё для еды накрыто,
Приятного желаем аппетита!
7. «До свидания!»
Друг другу на прощание
Мы скажем «До свидания»!
Воспитатель:
Посмотрите, дети, в наш лес прилетели птицы – волшебные слова.
Они нам что – то принесли. Это третий осколок волшебного сердца.
Давайте поблагодарим Лес Волшебных слов и попрощаемся с ним.
Дети:
Спасибо, Лес Волшебных слов! До свидания!
Воспитатель:
Куда же мы отправимся дальше?
(ребёнок бросает кубик. Выпадает сторона с изображением «Озеро хороших поступков»).
Воспитатель:
Кубик говорит, что дальше наш путь лежит к Озеру хороших поступков. А отправимся мы к озеру на машине.
(Дети, имитируя езду на машине делают круг по группе. В это время воспитатель помещает на мольберт изображение озера, в нём плавают рыбки)
Воспитатель:
Вот мы и приехали к Озеру хороших поступков. Посмотрите, в нём плавают рыбки – загадки. Наша задача – найти решение для разных ситуаций. Готовы подсказать, как нужно поступить в предложенных рыбками ситуациях?
- через дорогу переходит бабушка с клюшкой. Вот она споткнулась и уронила свою клюшку. Как поступит добрый, воспитанный прохожий?
- птенец выпал из гнезда. Как поступит добрый, воспитанный человек?
- на скамеечке сидит грустная девочка. Что сделает добрый, воспитанный ребёнок?
- около дороги сидит голодная бездомная кошка. Как поступит добрый, воспитанный человек?
- вы едете в автобусе. На остановке в автобус входят старенький дедушка, ваша мама и ваш друг. Как ты поступишь?
(дети отвечают на вопросы).
Воспитатель:
Посмотрите, дети, рыбки принесли нам четвёртый осколок волшебного сердца.
Давайте поблагодарим Озеро хороших поступков и попрощаемся с ним.
Дети:
Спасибо, Озеро хороших поступков. До свидания!
Воспитатель:
Нам пора в путь. Давайте попросим кубик указать нам дальнейший путь.
(Ребёнок бросает кубик. Выпадает сторона, на которой изображено Облако улыбок.)
Воспитатель:
Нас ждёт Облако улыбок. Как вы думаете, на чём мы туда полетим? На вертолёте!
(Дети «Заводят моторчики» и делают круг по группе. В это время воспитатель помещает на мольберт изображение облака.)
Воспитатель:
Дети, а Облачко улыбок – то не простое, музыкальное.
Оно предлагает нам песенку спеть.
(Дети исполняют песенку «Улыбка»).
Воспитатель:
Понравилось Облачку, как вы песенку пели, как улыбались друг другу и решило оно подарить нам осколок волшебного сердца.
Давайте поблагодарим Облако улыбок и попрощаемся с ним.
Дети:
Спасибо, Облако улыбок. До свидания!
Воспитатель:
Посмотрите, дети, мы собрали уже пять осколков. Осталось ещё одно. А волшебный кубик мне подсказал, что осталось нам посетить Сказочный город.
А отправимся в город мы на лошаках.
(Дети имитируя езду на лошадках скачут по комнате. В это время воспитатель помещает на столе макет двух замков, фигурки героев сказок.)
Воспитатель:
Мы с вами попали в город сказок. Посмотрите, здесь живут герои разных сказок. В городе есть два замка. В одном живут добрые герои сказок, в другом – злые. Наша с вами задача – каждого героя сказки поселить в соответствующий замок.
(дети «селят» положительных героев сказок в Замок Доброты, отрицательных героев – в замок Зла.)
Воспитатель:
Молодцы, дети, справились с заданием. Посмотрите, жители Сказочного города в благодарность за помощь подарили нам последний осколок волшебного сердца. Давайте поблагодарим жителей Сказочного города и попрощаемся с ними.
Дети:
Спасибо. До свидания!
Воспитатель:
Вот и собрали мы с вами все осколочки волшебного сердца. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте вернёмся в детский сад на паровозике.
(Дети имитируя паровозик делают круг по группе и рассаживаются на свои места).
Воспитатель:
Вот мы и вернулись. Устали?
Дети:
Нет!
Воспитатель:
Тогда мы попробуем соединить осколки, чтобы получилось целое волшебное сердце.
(Дети собирают сердце из частей)
Воспитатель:
Ребята, вот оно – волшебное сердце! Сейчас мы попробуем открыть наш сундучок.
(Воспитатель прикладывает сердце к сундучку. Звучит музыка и сундучок открывается.)
Воспитатель:
Дети, а в сундучке у нас ещё одно письмо. Давайте прочитаем его.
«Дорогие дети, я - Фея Доброты и Вежливости поздравляю вас. Сегодня я убедилась, что все вы добрые, вежливые и воспитанные, поэтому хочу подарить вам сердечки, они наполнены моим добром, любовью и заботой. Пусть эти сердечки напоминают вам о вашем сказочном путешествии и помогут остаться всегда добрыми, чуткими и вежливыми!»
Воспитатель:
Посмотрите, дети, сколько здесь добрых сердечек! Давайте подарим их на память всем нашим гостям. Пусть и их согревает доброта и чуткость доброй Феи.
(Дети дарят сердечки гостям).