Хорькова Ольга
Развитие самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста через формирование игровых умений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Лысково
Программа саморазвития
Тема: «Развитие самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста через формирование игровых умений»
( Срок реализации: сентябрь 2020- май 2021)
Составила:
Хорькова Ольга Васильевна,
воспитатель
г. Лысково
Публикация «Развитие самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста через формирование игровых умений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Тема: «Развитие самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста через формирование игровых умений»
Актуальность
Проблема развития у детей самостоятельности всегда была и остается в педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т. е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности.
В современном обществе в последнее время педагоги и родители начинают замечать проблемы, связанные с самостоятельностью детей дошкольного возраста. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, незадолго до начала поступления в первый класс. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте. Самостоятельность у детей развивается постепенно и детский сад является первой ступенью этого развития, где дети должны научится ставить перед собой цели и задачи, анализировать свои поступки, решать некоторые проблемные ситуации, находить средства, преодолевать разногласия. Но где дети могут освоить все эти знания? Конечно же, основой для получения этих знаний послужит игровая деятельность. Игра начинается уже с раннего детства и остается ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. Это позволило обосновать актуальность выбранной мной проблемы – развитие самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста, через формирование игровых умений.
Цель
Повышение своего теоретического уровня образования, профессионального мастерства и компетентности в направлении развития самостоятельности и творчества детей среднего дошкольного возраста через формирование игровых умений.
Задачи:
1) Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
2) Создать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности, включающей разнообразие игр (тематика, содержание).
3) Разработать перспективное планирование и апробировать цикл организованной деятельности для средней группы, обеспечивающих развитие самостоятельности детей.
4) Создать условия для развития самостоятельности и творческих способностей воспитанников.
5) Активизировать взаимодействие с родителями по вопросу развития деятельности у дошкольников.
План работы:
1 этап. Подготовительный
1. Определение целей и форм работы
2. Составление перспективного плана работы
3. Подбор дидактического и информационного материала
4. Обновление предметно-пространственной среды.
2 этап. Практический
1. Подбор материала
2. Изготовление и оформление игровых пособий
3. Использование интернет ресурсов
4. Консультация для родителей
5. Составление перспективного плана работы на учебный год
Перспективный план:
Срок проведения Этапы
Сентябрь • Поиск информационных ресурсов
по изучаемой теме.
• Составление плана работы по
самообразованию.
• Подбор художественных
произведений для детей.
Октябрь • Познакомиться с психолого-педагогическими аспектами формирования самостоятельности
• Анкетирование родителей.
• Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности у детей среднего дошкольного
возраста»
• Изучить роль семьи в формировании самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Ноябрь • Познакомиться с особенностями формирования самостоятельности у детей 4-5 лет.
• Оформить папку передвижку на тему: «Что должен уметь ребёнок 4-5 лет»
• Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.
Декабрь • Оформить памятки для родителей на тему; «Воспитание самостоятельности в самообслуживании»
• Познакомиться с видами самостоятельной деятельности у детей 4-5 лет жизни.
• Изучить тему «Формирование самостоятельности в самообслуживании»
Январь • Этическая беседа – рассуждение «Что значит быть самостоятельным?»
• Проблемная ситуация «Представь, что наступил твой День рождения. Ты пригласил к себе гостей. Как ты будешь готовиться к празднику? Чем вы будете заниматься с гостями?
• Обогащение РППС игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.
Февраль • Чтение художественной литературы В. Степанов «Умелые помощники»
• Чтение литературы М. Зощенко «Глупая история»
• Мастер – класс для детей средней группы «Учимся сервировать стол»
• Разработка конспектов игр «Мы фермеры», «Дачники», игровой материал, материал для подготовки к играм
Март • Разработка картотеки игр.
• Обучение детей при мам игры
• Беседа «Как я помогаю маме»
• Разработка конспектов игр «Путешествие по реке», «Поход в лес», игровой материал, материал для подготовки к играм
• Оформление фотогалереи на тему «Мы играем»
Апрель • Беседа – рассуждение ««Надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…»
• Просмотр видеофильма «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А. Волков
• Мастер – класс «Научим малышей аккуратно вешать и складывать одежду.»
• В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
Май • Разработка конспектов игр «К бабушке в деревню», «Путешествие в автобусе»
• Проблемная ситуация: «Самостоятельный – кто делает все сам…»
• Выставка работ, сделанных руками детей.
• Отчет по теме самообразования на педагогическом совете.
3 этап. Заключительный
1. Обобщение опыта работы по данной теме
2. Совместная образовательная деятельность с детьми, посредством разных видов игровой деятельности.
Результаты саморазвития
Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне повысить уровень профессиональной компетенции в формировании самостоятельности у детей средней группы.
Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.
Мною была проведена работа по пополнению предметно-пространственной среды, необходимой для формирования и развития самостоятельности у детей.
Я создала необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и «закрепляется» в домашних условиях.
Я предоставляю детям, как можно больше самостоятельности на всех этапах - от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата.
Таким образом, проведенная работа подтверждает то, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста эффективно при создании реализации системы формирования этого качества личности, предусматривающей содержательную учебно-воспитательную деятельность в дошкольном учреждении, определенную работу с родителями.
Литература
1. Волженина,Т. В. Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов / Журнал «Виноград». -2015 - № 37
2. Абузярова, Л. Н. Предметно - развивающая среда ДОУ/- 2014.-№6.-с. 30-32.
3. Акимова, Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2до 7 лет/ -СПб. ,- 2013
4. Акулова,Е. Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр// Наука, образование, общество. - 2015 - №4 (6). - С. 38-52.
5. Букина, Н. А. Что мешает нашим детям быть самостоятельными/ Дошкольное воспитание. – 2016 – № 12 – С. 28-33.
6. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей
дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов,
родителей и дошкольников / Издательство «Ювета», - 2001.- С. 176.
7. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей
– Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС. -
2000- С. 192.
8. Выготский, Л. С. Кризис трёх лет /Л. С Выготский // Дошкольное
образование. -2005.- №15.-С. 2-4.
9. Гуськова Т. В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д. в. -1988.-№11.-с. 60-64.
10. Гуськова Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д. в. -№8.-с. 65-69.
11. Игра дошкольника/Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др. ; Под ред. С. Л. Новосёловой. -М. : Просвещение, 1989.-286с. : - (Б-ка воспитателя дет. сада).
12. Каплан Л. И. Первые проявления самостоятеьности. //Каплан Л. И. Посеешь привычку-пожнёшь характер. -М., 1980, с. 31-32.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова- М. : Педагогика-Пресс, - 1999 – С. 536;
14. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития :
учебное пособие /.- М. : Изд-во СГУ, - 2013 –С. 204
15. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации /В. П. Дуброва– М. : «Просвещение»,1999