Дина Макшаева
Программа самообразования «Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№80» комбинированного вида
Программа саморазвития
учителя-логопеда Макшаевой Дины Ивановны
На 2019-2020 уч. год
На 2020-2021 уч. год
Тема «Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Сентябрь 2020 год
Публикация «Программа самообразования „Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Пояснительная записка
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Актуальность темы:
Одним из важных направлений коррекционной работы со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, является подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии. Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Цель:
* Изучение и внедрение в коррекционную работу инновационных средств развития графомоторных навыков у детей.
* Развитие зрительно-пространственной координации детей.
* Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
2. Провести анализ уровня развития графомоторных навыков детей.
3. Включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики, графических навыков нетрадиционными методами и за счет применения этих методов :
* улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
* улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
* улучшить общую двигательную активность;
* содействовать нормализации речевой функции;
* развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Формировать интерес и мотивацию детей к работе с прописями.
5. Создать условия для сотрудничества родителей и детей.
Направления самообразования :
профессиональное, профессиональное, методическое.
Источники самообразования :
семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет-ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.
Форма самообразования : индивидуальная.
Срок реализации программы самообразования : 2020-2021гг.
Представление материала:
открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы, конкурсы.
Основные этапы работы по теме саморазвития :
Прогностический
2019-2020 уч. год
Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический
2019-2020 уч. год.
Подбор дидактического материала, разработка конспектов, изготовление наглядных пособий. Внедрение новых разработок в практику.
Обобщающий
2020-2021 ч. год.
Дальнейшая педагогическая деятельность. Подведение итогов, оформление результатов работы
Внедренческий
Использование полученного опыта в коррекционной работе, его распространение (семинары, мастер-классы, открытые занятия, родительские собрания, конкурсы)
Предполагаемый результат
Для учителя-логопеда
1. Расширить знания по данной теме.
2. Повысить качество обучения детей графомоторным навыкам путем использования инновационной технологии.
3. Пополнить банк методических разработок.
Для воспитанников
1. Формировать интерес и мотивацию детей к работе в прописях.
2. Закреплять полученные навыки.
3. Развивать память, мышление, внимание, воображение.
Направления саморазвития.
Профессиональное
1. Знакомиться с современными тенденциями по формированию графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
4. Проводить открытые занятия для коллег и родителей.
5. Создать методическую копилку по формированию и развитию графомоторных навыков.
Психолого-педагогическое:
1. Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии.
2. Изучать современные технологии и методики взаимодействия с детьми.
Методическое :
1. Совершенствовать знания современного содержания процесса коррекции речи.
2. Знакомиться с новыми коррекционными технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет-ресурсы.
3. Изучать опыт коллег по данной теме.
4. Принимать активное участие в работе ГМО учителей-логопедов.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
1. Проведение открытых мероприятий.
2. Проведение мастер-классов для воспитателей и логопедов.
3. Выпуск буклетов, памяток для родителей.
4. Представление результатов педагогической деятельности на сайте ДОУ, ГМО.
Содержание и формы работы на 2019-2020 уч. год
№п/п Содержание и формы работы. Сроки Отметка о выполнении
1. 1. Изучение литературы: Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
В течение года. Выполнено
2. Изучение темы на образовательных порталах сети «Internet». В течение года. Выполнено
3 Обследование развития мелкой моторики. сентябрь
Предложить родителям тесты «Левша или правша» «Готов ли ваш ребенок к письму». октябрь
4. Подбор дидактического материала. Разработка конспектов. В течение года. Выполнено
5. Консультация для логопедов «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи». Ноябрь. Проведено
6. Семинар – практикум для воспитателей «Подготовка руки ребенка к письму» Декабрь. Проведено
7. Оформить для родителей папку – передвижку «Как научить ребенка правильно держать письменные принадлежности». Январь. Выполнено
8. Консультация – практикум для родителей «Игры для профилактики дисграфии». Февраль. Проведено
9.
Отрытое занятие для родителей и педагогов детского сада.
Март.
Проведено
10. Организация выставки пособий для развития мелкой моторики рук для педагогов детского сада. Апрель. Проведено
Содержание и формы работы на 2020-2021 уч. год
№п/п Содержание и формы работы Сроки Отметка о выполнении
1. В течение года Выполнено
2. Изучение темы на образовательных
порталах сети «INTERNET» В течение года Выполнено
3. Обследование графомоторных
навыков детей подготовительной группы. Проведено
4. Подбор дидактического материала. Разработка конспектов В течение года Выполнено
5. Семинар-практикум для воспитателей и учителей-логопедов «» Ноябрь Проведено
6. Консультация-практикум для родителей «Учимся писать графические диктанты» Декабрь Проведено
7. На сайте детского сада опубликовать консультацию для родителей «Моторная готовность к школе» Январь Выполнено
8. Участвовать в международных дистанционных конкурсах по данной теме В течение года Выполнено
9. На персональном сайте опубликовать конспекты НОД по развитию графомоторных навыков. В течение года Выполнено
10. Итоговая диагностика развития графомоторных навыков. Апрель Проведена
11. Показ открытого занятия для педагогов детского сада и родителей группы Выполнено