Сергей Ксенышен
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Сам себе мастер» для обучающихся 10–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Принята на заседании
педагогического совета
ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса»
Протокол от. 2022 № ___ Утверждена приказом
ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса»
от. 2022 № ___ - о/д
Директор ___ Е. В. Саенко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Сам себе мастер»
Направленность – техническая
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности „Сам себе мастер“ для обучающихся 10–16 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Срок реализации программы – 12 часов
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 10-16 лет
Составитель: Ксенышен Сергей Михайлович
педагог дополнительного образования
г. Евпатория 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программ …. 3
1.1. Пояснительная записка….3
1.2. Цель и задачи программы….6
1.3. Воспитательный потенциал программы….7
1.4. Содержание программы…8
1.5. Планируемые результаты…. 11
2. Комплекс организационно-педагогических условий … 13
2.1. Календарный учебный график…. 13
2.2. Условия реализации программы…. 13
2.3. Формы аттестации… 16
2.4. Список литературы….17
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сам себе мастер» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ :
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020г.);
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020г.);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. № 16);
- Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016г. № 11);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015г. № 131
ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г.);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09 декабря 2021г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Устав федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения «Всероссийский детский центр «Алые паруса».
- Дополнительная общеразвивающая программа федерального
- государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Алые паруса» на 2022 год;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах ФГБОУ
«ВДЦ «Алые паруса».
Направленность (профиль) программы – техническая.
Программа модифицированная и составлена на основе учебника-тетради «Умелые руки» (автор - Н. М. Конышева, 2004 год, учебника по трудовому обучению для учащихся 1 класса (автор - Т. М. Геронимус, 2001 г. и включает апробированный опыт работы автора - составителя.
Программа имеет художественную направленность, так как способствует развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, помогает развитию мелкой моторики рук и художественных навыков работы с бумагой, пластилином, тестом и другими художественными материалами.
Актуальность Программы обусловлена тем, что она помогает решать не только задачи художественного воспитания, но и способствует формированию эмоционального отношения к миру, развивает восприятие, воображение, память, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику, что в свою очередь благотворно влияет на процесс адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
Новизна программы заключается, в тонкости индивидуального подхода, внимательного анализа работы каждого ребенка, а также активная работа с родителями. Программа позволяет индивидуализировать простую и сложную работу, для достижения наилучших результатов.
Педагогическая целесообразность программы : адаптированная общеобразовательная программа создает условия для развития у учащихся с ограниченными возможностями здоровья внимания, усидчивости, памяти, речи, мышления, способствующие социализации личности ребенка.
Отличительная особенность Программы : обобщение различных способов работы с художественным материалом, выстраивание заданий по принципу индивидуального подхода к каждому учащемуся, ориентируясь на его способности.
Адресат программы. Школьники 5-9 классов, желающие научиться петь и выступать на сцене.
Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте 10-16 лет.
Объем и срок освоения программы
12 часов для 1 группы на 1 смену.
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная. Возможно применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом данной программы.
ДООП реализуется посредством:
- организации основного состава одновозрастных или разновозрастных
объединений по интересам и с учётом их подготовки и способностей;
- индивидуально.
Количество групп в объединении: 2- 4.
Группы формируются в начале смены на основе свободного выбора детей.
Состав группы – постоянный или переменный.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое, включаться в освоение дополнительной общеразвивающей программы на любом этапе, если это не противоречит возможностям комплектования групп и соответствует способностям обучающегося и состоянию его здоровья.
Виды занятий:
1) Групповые;
2) Подгрупповые;
3. Индивидуальные.
Предусматриваются теоретические, семинарские и практические занятия, мастер-классы, концерты, ролевые игры, конкурсы, выступления, индивидуальные прослушивания и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Возраст обучающихся :
Программу осваивают обучающиеся 5-9 классов (дети в возрасте 10(11)-15(16) лет.
Режим занятий: по расписанию. Число занятий – 2 академических часа по 40минут, 2 занятия в неделю (перерыв между занятиями 10 минут, индивидуальные занятия 20- 25 минут
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, памяти, внимания посредством вовлечения учащихся в творческий процесс с помощью методов, техник и средств декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- обучать различным приемам работы с бумагой и клеем;
- обучать вырезанию по линиям;
- обучать учащихся владению инструментами и приспособлениями;
- обучать элементам работы с пластичным материалом;
- обучить работе с нитками и другими материалами.
Развивающие:
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям кистей рук;
- развивать внимание, память, пространственное воображение;
- развить художественные навыки;
- развивать самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать элементарные навыки общения с окружающими и
педагогом;
- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках данной программы направлена на
достижение общей цели воспитания учреждения:
Воспитательная работа в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы базового уровня кружка «Очумелые ручки» направлена на : социализацию детей с ОВЗ; формирование и усвоение принципов взаимопомощи, взаимоподдержки; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и объективное отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнуто повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах).
1.4. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Форма аттестации/контроля
Всего Теория Практика
Учебно-тренировочная работа
Инвариантная часть
1 Вводное занятие 1 0,5 0,5 Опрос
2 Пиление столярной ножовкой. 2 0,5 1.5 Тестирование
3 Сверление отверстий на станке. Виды отверстий.
2 0,5 1.5 Анкетирование
4 Выжигание. Перевод рисунка.
2 0,5 1.5 Практическое занятие
5 Строгание рубанком.
2 0,5 1.5 Практическое занятие
6 Самостоятельная работа 3 - 3 Практическое занятие
ИТОГО: 12 2,5 9,5
Вариативная часть
1 Вводное занятие 1 0,5 0,5 Тестирование
2 Соединение деталей с помощью шурупов. 3 1 2 Практическое занятие
3 Изготовление кухонной утвари. 6,5 1 5,5 Практическое занятие
4 Заключительное занятие, диагностика 1,5 0,5 1,
ИТОГО: 12 3,5 8,5
Мастер-классы для обучающихся, не задействованных в программе
Мастер-класс «Умелые руки»
шашашек.»
1 Практическое занятие
Мастер-класс «Выжигание» 1 Практическое занятие
Мастер-класс «Буратино» 1 Практическое занятие
.Содержательный раздел
2.1 Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Инвариантная часть
1. Вводное занятие.
2. Пиление столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине.
3. Сверление отверстий на станке. Виды отверстий.
Ручной сверлильный инструмент.
Работа ручным инструментом.
Настольный сверлильный станок.
Устройство станка.
Охрана труда при работе.
Виды свёрл.
Устройство сверла.
Установка сверла.
Сверление сквозных отверстий.
Элементы бруска, доски.
Размеры бруска, доски.
Строение древесины.
Процесс строгания.
Инструменты для строгания.
Устройство рубанка.
Приемы строгания.
Строгание в размер.
Контроль строгания.
Охрана труда при строгании.
Брак при строгании.
Сверление отверстий по метке.
4. Выжигание. Перевод рисунка.
Копировальная бумага.
Электровыжигатель.
Устройство выжигателя.
Охрана труда при работе.
Подготовка к выжиганию.
Приемы работы.
Брак при выжигании.
5. Строгание рубанком.
Самостоятельная работа.
Шило, буравчик: назначение. Устройство шила. Работа шилом, буравчиком. Виды шурупов. Элементы шурупа. Зенкерование отверстий. Дрель ручная, устройство.
Работа дрелью. Правила безопасности. Чертеж детали. Масштаб. Виды линий на чертеже.
1. Вводное занятие.
Виды кухонной утвари. Древесина для кухонной утвари. Требования к изделию. Выбор материала. Эскиз изделия. Черновая разметка и обработка. Чистовая разметка и обработка. Отделка изделия.
2. Соединение деталей с помощью шурупов. Изготовление кухонной утвари.
Самостоятельная работа.
2.1 Контроль за реализацией программы. Текущий контроль успеваемости результатов проводится по итогам обучения по разделам программы в форме практических заданий, конкурсов решения задач, тестирования.
1.4. Планируемые результаты:
Учащиеся будут знать:
- название используемых материалов (бумаги, пластилина, соленого теста);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножниц,
кисточки для клея, палитры и т. д.);
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
инструментами;
- особенности используемых материалов (пластилина, теста, бумаги,
ниток).
Учащиеся будут уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- самостоятельно или с помощью педагога складывать и вырезать детали из бумаги;
- самостоятельно или с помощью педагога приклеивать детали, создавая аппликацию;
- самостоятельно или с помощью педагога пользоваться инструментами;
- самостоятельно или с помощью педагога формировать в руках из пластилина фигуры;
- самостоятельно или с помощью педагога приклеивать и растягивать пластилин, тесто на картоне;
- самостоятельно или с помощью педагога выполнять работу, используя художественные материалы.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2022 год
Сроки реализации программы Учебный период (смена) Режим занятий Объем ДОП (час.) Количество групп
2022 год 31.05.2022-23.06.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 27.06.2022-20.07.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 24.07.2022-16.08.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 20.08.2022-12.09.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 16.09.2022-09.10.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 13.10.2022-05.11.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 09.11.2022-02.12.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2022 год 06.12.2022-29.12.2022 По расписанию 12 Не ограничено
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сам себе мастер» осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (п. 3.1. профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утв. приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н).
Педагог, реализующий данную программу, должен своевременно повышать свою квалификацию. Формой повышения квалификации является обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по профилю педагогической деятельности, а также по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ, не реже чем один раз в три года.
Повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования способствует участие в профессиональных конкурсах, вебинарах, мастер-классах, использование мотивирующих форматов профессионального развития (стажировка, коучинг, наставничество со стороны признанных авторитетов в сфере искусства, создание электронной учебной, методической, справочной базы Центра.
Реализации ДООП данного направления содействует творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, воспитателями, классными кураторами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, медицинскими работниками через совместное обсуждение проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Материально-техническое обеспечение программы
Учебное оборудование (комплект мебели).
Материалы: древесина разных парод (липа, осина, кедр, сосна, ель, береза) и разных видов (доска, брусок, полено, пластина, бревно).
Инструменты: нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, ножовки, лобзик ручной, рубанки, топорик, тиски, плоскогубцы.
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
Подборка информационной и справочной литературы.
Материалы для работы (карандаши, бумага, линейки, фломастеры, кнопки, резинки, скрепки, копирка, ножницы, клей, кисти).
Методическое обеспечение программы
№ Тема, разделы программы Формы занятий Приёмы, методы обучения Дидактический материал Формы подведения итогов
1. Вводное занятие Коллективная
Беседа, обсуждение инструктаж Мультимедийная презентация Беседа, тест.
2. Пиление столярной ножовкой. Коллективная,
индивидуальная
Учебно-практическое занятие Разъяснение, показ приема вышивки упражнение работа (по схемам) Мультимедийный мастер-класс, образцы работ, нитки, булавки и т. д. Презентация своих работ
3. Сверление отверстий на станке. Виды отверстий.
Коллективная,индивидуальная Объяснение, разъяснение, практическая работа Литература, готовыеизделия, образцы Выставка внутри студии.
4. Выжигание. Перевод рисунка.
Коллективная,
индивидуальная Рассказ, практическая работа Нитки, ткань, мел, ножницы, утюг, бумага, карандаши, линейки, фурнитура Участие в конкурсах, готовые изделия.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методические материалы
1. Учебно-методические пособия: «Песочница» для индивидуальной работы, готовые рисунки и схемы для работы с фанерой.
2. Демонстрационный и раздаточный материал: готовые образцы творческих работ, фотографии, открытки.
3. Инструкции по технике безопасности при работе в кружке.
4. Планы-конспекты занятий, календарно - тематическое планирование, план воспитательной работы на учебный год, сценарии воспитательных мероприятий являются приложением к Программе, находятся в работе у педагога и хранятся в кабинете.
5. Методы обучения : словесные (объяснение, беседа, наглядные (показ фотоматериалов, иллюстраций, эскизов, готовых образцов).
Методы воспитания:
- личный пример;
- мотивация;
- стимулирование, похвала;
- поощрения;
- замечания;
- убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, открытое занятие, игра, выставка, конкурс, мастер-класс, наблюдение.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет следующие технологии :
- личностно-ориентированные технологии;
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология игровой деятельности;
- технология развития ассоциативно-образного мышления;
- информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия (Таблица 1) :
Таблица 1
№ п/п Этап занятия Деятельность
1 Организационный Организация начала занятия, приветствие,
подготовка необходимого материала, настраивание обучающихся на совместную работу
2 Проверочный Проверка усвоения темы предыдущего занятия
3 Теоретическая часть Объявление темы занятия, цели и задач, объяснение теоретического материала
4 Практическая часть Закрепление изученного материала, выполнение заданий по теме
5 Рефлективный Подведение итогов
2.3. Формы аттестации
Формы контроля/ аттестации:
№ Виды контроля Цель организации контроля Формы организации контроля
1 Входная диагностика Выявление умений и навыков учащихся. Заполняется родителями в начале года.
2 Промежуточная диагностика Выявление приобретенных знаний и умений учащимися. Наблюдение, анализ и обсуждение творческих работ (запись в диагностическую карту, выставка.
3 Итоговая диагностика Итоговый контроль приобретенных знаний и умений учащимися. Итоговая выставка, анализ, обсуждение с родителями, (запись в диагностическую карту).
Оценочные материалы
Оценочные материалы для объективной оценки развития каждого учащегося педагогом заполняется «Лист оценки достижений учащихся в процессе освоения теоретических знаний и практических умений за учебный год» по соответствующим критериям (Приложение 4).
Критерии оценки
Результат всех видов диагностики заносится в лист оценки достижений учащихся.
Условные обозначения сокращений:
«» – достаточный уровень – учащийся овладел не в полной мере знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при выполнении практических занятий, выполняет лишь простейшие практические задания;
«» – средний уровень у учащихся объем усвоенных умений и навыков достаточно высок, практические занятия выполняет с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;
«» – высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практические задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход при выполнении заданий.
2.4. Список литературы
1. Бгажнокова, И. М., Бойков, Д. И., Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, Л. Б. Баряева. –М. : Просвещение,2007. – 265с.
2. Беляева,Т. С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с. 13-17
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. - 275с.
4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1987. – 568с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1984. -т. 4. -с. 5-243.
5. Горнова, Л. В., Бычкова, Т. Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л. В. Горнова, Т. Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.
6. Данкевич, Е. В. Лепим из соленого теста/ Е. В. Данкевич - С. -Петербург: Кристалл, 2000. – 165с.
7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. –М. : Просвещение, 2013. – 42 с.
8. Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. – М. Педагогика, 1984.