Светлана Климова
Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
Публикация «Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития : воображение, память, мышление, эмоции и другое.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
В ребенке необходимо развить три функции речи : коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Цель программы : развитие и формирование когнитивной сферы детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. развитие мнемических процесов когнитивной сферы
2. развитие перцептивных процессов когнитивной сферы
3. развитие интеллектуальной сферы когнитивной сферы
Когнитивное развитие детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начал произвольного внимания и смысловой памяти.
С трех до семи лет отмечаются следующие изменения:
- снижаются пороги зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности;
- возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков;
- развивается фонематический и звуковысотный слух;
- рука превращается в орган активного осязания.
Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе речевого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.
Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет, как показали работы А. В. Запорожца, усвоение детьми систем сенсорных эталонов (сенсорные эталоны – выделенные человечеством образцы свойств предметов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т. д.).
К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет общепринятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых предметов. Это проявляется в тех словесных обозначениях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, круглую форму, ребенок говорит о ней: «Как мячик»; о красном цвете говорит: «Как вишенка» и т. п. Если ребенка не знакомят специально с системами эталонов, он постепенно усваивает их при выполнении продуктивных видов деятельности. Применяемый материал (цветные карандаши, мозаика, строительные кубики) содержит основные образцы цветов и форм, серии величин. Ребенок отображает предмет, строит его модель, комбинируя образцы, в соответствии с характерными особенностями. Такое практическое моделирование — исходный пункт для перехода к моделированию в зрительном плане.
Особая область развития восприятия – формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес). Для правильного восприятия нарисованного ребенок должен уметь учитывать особенности изображения. Он должен усвоить сложившиеся в обществе графические и живописные изобразительные нормы.
Специфические особенности детского восприятия:
- эмоциональность: дети воспринимают лишь то, что вызвало у них эмоциональный отклик;
- нерасчлененность: дети не выделяют в предметах главное и второстепенное;
- синкретизм: тенденция связывать при восприятии различные объекты и явления без оснований.
В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. У дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается переносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.
В дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логичного рассуждения, опирающегося на понятия.
В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Исходный пункт этого формирования – реальное действие с материальными предметами. От такого действия ребенок переходит к внутренним свернутым действиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены представлениями или понятиями. Так путем интериоризации внешних действий образуются наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления.
В опытах Ж. Пиаже было показано, что в возрасте от двух до семи лет решение задачи в умственном плане может протекать как умственный эксперимент. Им были обна ружены следующие особенности детского мышления:
- отсутствие обратимости (т. е. возможности, проследив какое-либо преобразование, проделывать его в уме «в обратную сторону», восстановив исходное положение);
- влияние наглядной ситуации на ход решения задачи.
Развитие словесных форм мышления в дошкольном детстве связано с изменением взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практической задачи следуют за соответствующими действиями, как бы подводя им итог. На следующем этапе речь начинает предвосхищать действие, выполнять планирующую функцию. По мере накопления практического опыта ребенок переходит от словесного планирования к решению конкретных задач целиком в плане словесного рассуждения.
Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. В игре впервые возникает символика, замещение одних предметов другими. Игровые замещения – исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге – знаками).
В продуктивных видах деятельности возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.
Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. При соответствующих формах обучения (поэтапном формировании умственных действий) дошкольники овладевают полноценными понятиями и способами логического мышления.
Для развития мышления у дошкольников имеет значение изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. Путём познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.
Воображение ребенка дошкольного возраста характеризуется богатством. Развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, изобразительной и другими видами деятельности. Основная линия развития воображения – его постепенное подчинение сознательным намерениям, превращение в средство воплощения определенных замыслов.
Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. В конце дошкольного возраста формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием, начинает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить).
Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваиваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мышления. Речь направляет работу воображения, внимания и памяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.
К началу дошкольного детства речь ребенка обладает следующим особенностями:
- ситуативна (она непонятна вне данной конкретной ситуации);
- мало регулирует собственные действия ребенка;
- ребенок не умеет отделить слов от обозначаемых ими предметов.
К концу дошкольного возраста речь ребенка :
- словарно обогащается;
- происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи;
- осуществляется переход к контекстной форме речи;
- возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий;
- формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.
Психические явления формируются при участии речи в процессе различных видов деятельности под решающим влиянием воспитания и обучения.
Планируемые результаты:
1. более развиты мнемические процессы когнитивной сферы (памяти)
2. более развиты перцептивные процессы когнитивной сферы (восприятие, ощущение, внимание)
3. более развита интеллектуальная сфера когнитивной сферы (воображение, мышление)
II. Содержательный раздел
Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей среднего дошкольного возраста.
Занятие 1
1. Какой игрушки не хватает?
2. Прятки с игрушками
3. Пластилиновая ворона
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 2
1. бывает – не бывает
2. разложи фигуры
3. пальчиковая зарядка
3. развитие мелкой моторики рук
2-я неделя
Занятие 3
1. дорожки
2. нарисуй настроение
3. карандашик
3-я неделя
Занятие 4
1. слушай и исполняй
2. слушаем и хлопаем
4-я неделя
Занятие 5
1. назови слово
2. геометрическая мозаика
3. кто быстрее?
Декабрь 1-я неделя
Занятие 6
1. кот в мешке
2. на что это похоже?
3. разноцветные снежинки
2-я неделя
Занятие 7
1. обезьянки
2. что появилось?
3. лыжник
3-я неделя
Занятие 8
1. скажи только наоборот
2. волшебный мешочек
3. рисунки на крупе
1. развитие логического мышления
2. развитие тактильного восприятия
3. развитие мелкой моторики рук
4-я неделя
Занятие 9
1. подбери картинку
2. необычные кляксы
3. пуговичные узоры
Январь 2-я неделя
Занятие 10
1. запомни картинки
2. по порядку
3. подъёмный кран
3-я неделя
Занятие 11
1. кто кем будет?
2. удивительные звуки
4-я неделя
Занятие 12
1. чудесный мешочек
2. удивительная ладонь
3. крокодил
Февраль 1-я неделя
Занятие 13
1. магазин
2. раз, два, три – говори
3. пластилиновый орех
2-я неделя
Занятие 14
1. логические задачки
2. салфетки
3. мамин помощник
3-я неделя
Занятие 15
1. отгадай по запаху
2. укрась ёлку
3. платочек
4- я неделя
Занятие 16
1. запоминаем слова
2. поставь пальчик
3. игры с шариками
Март 1-я неделя
Занятие 17
1. народные загадки
2. опиши
3. футбол
2-я неделя
Занятие 18
1. отгадай-ка
2. спаси колобка
3. игры с бусинами
3-я неделя
Занятие 19
1. снежинки
2. зачеркни кружок с точкой
3. игры со шнурками
4-я неделя
Занятие 20
1. собери ёлочку
2. дорисуй
3. игры со счётными палочками
Апрель 1-я неделя
Занятие 21
1. горячий, холодный
2. дорисуй кляксу
3. работа с мозаикой
2-я неделя
Занятие 22
1. 10 цифр
2. белое-чёрное
3. золушка
3-я неделя
Занятие 23
1. собери фигурка
2. собери пирамидку
3. найди приз
4-я неделя
Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Занятие 1
1. что сначала, что потом
2. сложи картинку
3. нелепицы
4. рисование 2-я руками
5. запомни и зарисуй
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 2
1. найди закономерность
2. закончи предложения
3. чем похожи, чем отличаются
4. волшебные точки
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 3
1. что лишнее
2. группировка
3. графический диктант
4. кем, чем был раньше
5. рисование 2-я руками
3-я неделя
Занятие 4
1. пиктограмма
2. наглядное моделирование
3. продолжи ряд
4. логические задачки
5. рисование 2-я руками
4-я неделя
Занятие 5
1. лабиринты
2. расколдуй круг
3. запомни слова
4. выполни по образцу
5. рисование 2-я руками
Декабрь 1-я неделя
Занятие 6
1. на что похоже
2. рисование по точкам
3. что сначала, что потом
4. сложи картинку
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 7
1. нелепицы
2. противоположности
3. найди закономерность
4. волшебный круг
5. рисование двумя руками
3-я неделя
Занятие 8
1. закончи предложения
2. чем похожи, чем отличаются
3. волшебные точки
4. что лишнее
5. рисование 2-я руками
4-я неделя
Занятие 9
1. группировка
2. графический диктант
3. кем, чем был раньше
4. наглядное моделирование
5. рисование 2-я руками
Январь 1-я неделя
Занятие 10
1. пиктограмма
2. продолжи ряд
3. логические задачки
4. лабиринты
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 11
1. запомни слова
2. расколдуй круг
3. выполни по образцу
4. что сначала, что потом
5. рисование 2-я руками
3-я неделя
Занятие 12
1. на что похоже
2. запомни и назови
3. удивительная ладонь
4. сложи картинку
5. рисование 2-я руками
Февраль 1-я неделя
Занятие 13
1. нелепицы
2. рисование по точкам
3. противоположности
4. найди закономерность
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 14
1. закончи предложения
2. волшебный круг
3. что лишнее
4. группировка
5. рисование 2-я руками
3-я неделя
Занятие 15
1. графический диктант
2. кем, чем был раньше
3. наглядное моделирование
4. волшебные точки
5. рисование 2-я руками
4-я неделя
Занятие 16
1. пиктограмма
2. продолжи ряд
3. логические задачки
4. расколдуй круг
5. рисование 2-я руками
Март 1-я неделя
Занятие 17
1. лабиринты
2. удивительная ладонь
3. выполни по образцу
4. на что похоже
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 18
1. запомни и назови
2. рисование по точкам
3. что сначала, что потом
4. сложи картинку
5. рисование 2-я руками
3-я неделя
Занятие 19
1. нелепицы
2. волшебный круг
3. противоположности
4. найди закономерность
5. рисование 2-я руками
4-я неделя
Занятие 20
1. закончи предложения
2. волшебные точки
3. чем похожи, чем отличаются
4. что лишнее
5. рисование 2-я руками
Апрель 1-я неделя
Занятие 21 1. группировка
2. графический диктант
3. кем, чем был раньше
4. наглядное моделирование
5. рисование 2-я руками
2-я неделя
Занятие 22
1. пиктограмма
2. продолжи ряд
3. логические задачки
4. лабиринты
5. рисование 2-я руками
3-я неделя
Занятие23
1. запомни слова
2. расколдуй круг
3. выполни по образцу
4. на что похоже
5. рисование 2-я руками
4-я неделя