Наталья Антошина
Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дети – инвалиды, находящиеся в Малиновском доме-интернате разного возраста и имеют неоднородную структуру дефекта. Умственная отсталость, разной степени тяжести сочетается с нарушениями речи, отставанием и отклонениями в психическом развитии, синдромом Дауна, аутичностью, ДЦП и т. д. Так как у умственно отсталых детей наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения мелкой моторики, координации движений, то для работы с ними требуется большая коррекционная работа. Специфичны и условия пребывания детей в стенах учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.
Темочки:
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики. Это и вызвало необходимость создания кабинета Монтессори.
Философское обоснование Монтессори-метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребенка», предусматривает индивидуализацию воспитательного процесса, направленного на развитие личности в специально созданной обучающей среде. Педагогическая система М. Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений – отвечает специфике работы с детьми с ОВЗ.
Монтессори – материалы – составная часть педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности.
Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки: развитие сенсорных процессов, мелкой моторики, развитие ощущений и восприятия, приобретает знания и представления об окружающем мире, создаются условия для развития речи. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения.
Направленная средствами адаптивной развивающей среды на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Т. о. деятельность ребенка в развивающей среде с Монтессори – материалом способствует развитию внимания, предпосылок возникновения мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Особое внимание уделяется в ней коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности и социализации.
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Система Марии Монтессори (1870-1925) формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже 19-20 веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
Ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения является свобода личности. Категория свободы рассматривается в многочисленных философских гуманистических теориях прошлого и настоящего (И. Кант, Н. Бердяев, К. Вентцель, Ф. Хайек и др.) и выступает как средство решения проблем активизации внутренних ресурсов человека. Среди них особенно близки к современным педагогическим проблемам произведения М. Ганди, Н. Рериха, Л. Н. Толстого, исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, концепции личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, В. А. Петровский, В. В. Сериков). Сегодня эти традиции нашли отражение в «педагогике ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов).
Оценку результатов работы по формированию восприятия дает Л. Н. Философова в опубликованном в 1924 году исследовании «Сравнительно-психологические наблюдения к вопросу о сенсорной культуре в системе Монтессори» в сборнике «Опыт объективного изучения детства» под редакцией М. Я. Басова. Отмечая более высокие результаты в выполнении заданий и более высокий уровень сформированности произвольного внимания у детей, занимающихся по системе Монтессори. В монографии Л. А. Венгера дается глубокий анализ развития идей сенсорного воспитания, рассматривается содержательный аспект формирования восприятия у детей по системе М. Монтессори.
В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод», предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие-педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : Развитие сенсомотрики через специально организованную развивающую среду с Монтессори – материалами.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
1. Педагогическое обследование ребенка, для выявления перспективы в развитии.
2. Сформировать образовательную среду для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями;
3. Коррекция познавательной деятельности.
4. Коррекция сенсорных процессов, глазомера и координации.
5. Развитие мелкой моторики рук;
6. Развитие интереса и побуждения к действиям.
7. Формирование умения выполнять действия с предметами.
8. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности.
9. Формировать мотивацию к учению.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАБИНЕТЕ МОНТЕССОРИ
Занятия проводятся в отдельном кабинете, где создана развивающая среда, два раза в неделю. Основная форма занятий групповая.
Занятия посещают дети-инвалиды младшего возраста, условно разделенные на группы по особенностям развития. Занятия строятся на основе частой смены деятельности, передвижении детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна для детей посещающих занятия, т. к. они, как правило, расторможены, быстро утомляемы, внимание их привлечь и удержать не всегда возможно.
Из-за небольшой наполняемости групп(3-4 человека) каждому ребенку уделяется достаточное количество времени. В одну группу включены дети с одинаковым уровнем развития.
Во время занятий следует поддерживать эмоциональную связь с детьми. Детям следует помогать соблюдать игровые правила, выполнять согласованные и танцевальные движения.
Наблюдение за динамикой в развитии ребенка отражается и в индивидуальных листах наблюдения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Каждое занятие начинается с приветствия, которое длится 5-7 минут. Тем самым малыши настраиваются на положительную атмосферу внутри группы. Приветствие включает в себя пальчиковые игры и игры с массажным ежиком со стишками. Затем проводится разминка по продолжительности 3-4 минуты, где ребята с помощью педагога выполняют танец. Далее следует основная часть-около 10 минут, - где прорабатывается заданная тематика занятия. Завершающая часть (3-5 минут) - создание детьми какого-либо рисунка или поделки, что является итогом. Заканчивается традиционным прощанием (1 минута) в форме пальчиковой игры.
В процессе практической работы допускается сокращение или добавление количества игр и упражнений, внесения различных дополнений в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей. Занятия могут быть использованы целиком, как основа работы педагога, а также проводиться в виде отдельных занятий игр и упражнений.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Структура работы с Монтессори-материалом состоит из трех основных аспектов:
• Презентация (при инициативной роли педагога ребенок остается слушателем-собеседником, активно знакомящийся с новым материалом);
• Работа на «круге» (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом);
• Работа с Монтессори-материалом (самостоятельность детей при пассивной роли педагога. Он ведёт «Лист наблюдения» за каждым ребенком, где в хронологической последовательности отмечает инициативность работы, частоту её смены, законченность в выполнении заданий, самостоятельность).
Пособия Монтессори материала располагаются по зонам:
ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ - материалы на развитие мелкой моторики рук и координации движений, на расширение и обогащение словарного запаса, кругозора ребенка (материалы для рисования, штриховки; фигурки настольного театра, театра-варежек. Пальчиковый театр; Детские иллюстрированные книги).
ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ - материалы, закладывающие основу для коррекции чувств; знакомства с сенсорными эталонами : цвет, форма, размер, вес, структура поверхности, выделение определенного качества или свойства; освоения мелких движений, укрепление кистей и пальцев, формирование умения выполнять действия с предметами: рамки с застёжками, пирамидки, мозаика, пазлы, игрушки-мякиши.
ЗОНА НА КОРРЕКЦИЮ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА - материалы, направленные на коррекцию слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении: Музыкальные инструменты (барабан, маракасы, бубен, погремушки, клавишная доска, шумящие коробочки, звоночки.
ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– материалы, помогающие детям адаптироваться к повседневной жизни в детском доме, подразделяются тематически: забота о человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений: уголок ряженья, «Парикмахерская», «Накорми Машу» и т. д.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате деятельности по данной программе у детей :
• формируются навыки различных действий рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
• формируется навык узнавания, способность называть и показывать сенсорные эталоны;
• умение ориентироваться в пространстве;
• развивается мелкая и общая моторика.
• формируются социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения;
• приобретается способность рациональной деятельности с предметами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
ОСЕНЬ.
ОВОЩИ.
ФРУКТЫ.
Формирование представлений о фруктах и овощах
Пальчиковые игры.
Работа с сыпучими материалами.
Работа с пособиями на тему «Фрукты. Овощи».
Работа с пирамидкой.
Работа со шнуровкой.
Обыгрывание сказки «Репка».
Работа с пластилином и красками.
ОКТЯБРЬ
ОСЕНЬ.
ОСЕННИЙ
ЛЕС.
Формирование представлений об осеннем лесе, форме листьев деревьев, грибах. Пальчиковые игры.
Пособия и рамки-вкладыши «Листья и грибы».
Работа с сыпучими материалами, стаканчиками-вкладышами.
Работа со шнуровкой.
Работа с красками и пластилином.
Аппликация.
НОЯБРЬ.
ГЕОМЕТРИЙ.
Ознакомить детей с основными геометрическими формами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Пальчиковые игры.
Работа с сыпучими материалами.
Рамки-вкладыши «Геометрические формы».
Обыгрывание сказки «Колобок».
Игра «Волшебный мешочек».
Работа с блоками Дьенеша.
Рисование на подносе с манной крупой.
Работа с пластилином, красками, аппликация.
ДЕКАБРЬ
ЗИМА.
НОВЫЙ
ГОД.
Формирование представлений о животных зимнего леса: медведь, лиса, заяц; празднике Новый год: новогодние игрушки, елочка, Дед Мороз
Пальчиковые игры.
Рамки-вкладыши «Животные».
Складывание кубиков.
Рисование на подносе с маком.
Игра «Волшебный мешочек».
Работа с красками, пластилином, аппликация.
ЯНВАРЬ.
ЗИМА.
ЗИМА
ВОКРУГ
НАС.
Формирование представлений о зимней одежде: шапка, рукавичка, шарф Пальчиковые игры.
Упражнения на мелкую моторику кистей рук.
Работа с кубиками, палочками Кюизенера, стаканчиками-вкладышами.
Работа с красками, пластилином.
ФЕВРАЛЬ.
ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ.
Формирование представлений о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова, барашек
Пальчиковые игры,
Упражнения на мелкую моторику кистей рук.
Рамки-вкладыши «Домашние животные».
Складывание кубиков с тематикой «животные».
Работа с красками, пластилином.
МАРТ.
ВЕСНА.
Формирование представлений о весне, о цветах. Пальчиковые игры.
Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.
Работа с формой «круг» (блоки Дьенеша, дроби).
Рисование на подносе с манной крупой.
Аппликация.
АПРЕЛЬ.
ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР.
Формирование представлений о посуде: чашка, чайник. Расширение представлений об окружающем мире. Пальчиковые игры
Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.
Игра «Волшебный мешочек».
Работа с кубиками «Посуда».
Работа с сыпучими материалами.
Работа с пластилином.
МАЙ.
ИГРУШКИ.
Формирование представлений об игрушках: мячик, матрешка Пальчиковые игры.
Упражнения на мелкую и общую моторику.
Стаканчики-вкладыши.
Игра с матрешками.
Работа с пластилином.