Надежда Ионова
Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
раннего РАЗВИТИЯ детей 3-7 лет
(ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО)
ART BABY ACADEMY
(для одаренных детей)
Автор-составитель:
кандидат педагогических наук, доцент
руководитель студии «ART BABY ACADEMY»
Н. Н. ИОНОВА
Пояснительная записка
Публикация «Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Раннее развитие ребенка в студии «ART BABY ACADEMY» состоит из трех взаимодополняющих блоков: познавательного (развитие познавательной активности, умений учиться); художественно-эстетического (развитие дарований и способностей малышей); спортивного (сохранение и укрепление здоровья, формирование выносливости, целеустремленности, дисциплины, эмоционально-волевой сферы деятельности).
Раннее развитие подразумевает развитие способностей, и содействие педагогов и родителей в пробуждении интереса ребенка к раскрытию собственного потенциала. Под способностями принято понимать успешность выполнения деятельности и легкость ее освоения.
В данной программе мы уделяем внимание специальному выявлению и эффективному формированию музыкальных способностей дошкольников. Принято делить способности на общие и специальные. В данном случае мы имеем дело со специальными способностями малышей.
В своем индивидуальном развитии дети отличаются теми или иными способностями и уровнями их сформированности. К развитию способностей приводят знания, умения и навыки, которые совершенствуются в специально организованных учебно-игровых, занимательных тренинговых занятиях с детьми.
Способности начинают развиваться с 3-4 лет. При этом, в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы действия, формируется активная речь и эмоциональное взаимодействие с окружающими людьми – родителями, педагогами).
Общие способности – познавательные- предполагают развитие умений мыслить чувственными образами, их моделями, и абстрактными символами. То есть ведут к интеллектуальному развитию, формируют основу творческого мышления – воображение. Именно воображение помогает ребенку сочинять, придумывать, фантазировать, создавать собственные художественные, литературные, музыкальные образы.
Теоретический подход изучения особенностей мышления дошкольников, разработанный Л. А. Венгером, позволяет использовать систему диагностики общих и специальных способностей у детей. Музыкальные способности, как и любые другие напрямую связаны с музыкальной деятельностью ребенка: пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальные способности проявляются в эмоциональном переживании чувства ритма, ладового движения мелодии и воспроизведении ритмо-мелодического образа по слуху.
Данные музыкальные способности обнаруживаются при прослушивании музыки, в умениях воспринимать, сопереживать, различать музыкальные средства выразительности, при исполнении музыкальных произведений (пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально-игровых и танцевальных). Музыкальные способности можно рассмотреть как составляющую из двух компонентов: технических умений, одной стороны и эмоциональной восприимчивости и отзывчивости – с другой.
Особое место отводится одаренным детям, которые по уровню своего развитие опережают сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одаренные дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которого могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.
Так, по мнению Н. С. Лейтеса, одаренные дети обладают выраженной умственной активностью, и ее самореализацией. На этой основе, ученый выделяет три группы детей :
1. Дети с ускоренным умственным развитием : интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность.
2. Дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники, искусства. По «своему» предмету этот ребенок может значительно выделяться.
3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют особого успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие – особое качество отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).
Главной отличительной чертой одаренности является огромный потенциал в работоспособности. И здесь важна правильная позиция взрослого (родителя, педагога). Эти дети очень внимательны и формируют свою оценку о реальной деятельности и к самому себе по образцу, данному взрослыми людьми. Малыш формирует собственное отношение к своим способностям по тем оценкам, которые дают взрослые. Важно проявить терпение, выражать сочувствие к неудачам, давать максимум самостоятельности и возможность заниматься любимым делом.
Еще одной чертой, характеризующей поведение и восприимчивость одаренных детей, является их повышенная чувствительность, ранимость и, как результат – тревожность. И здесь нужно внимание взрослых, педагогов, которые помогут малышу поверить в собственные силы и справиться с возникающими трудностями. То есть, нужна психолого-педагогическая поддержка, стимулирование и разумное управление познавательной деятельностью одаренных детей, которые все-таки дети и они так же, как и другие малыши не должны лишаться своих детских радостей – игры, развлечений, общений и, конечно же, отдыха.
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и многочисленных видов интернет источников (детских фильмов, мультиков и специальных музыкальных программ для детей). Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление.
Поэтому очень важно с раннего возраста, своевременно заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.
Фортепиано, как инструмент, не имеет себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства. И этот оздоравливающий эффект связан не только со слуховым восприятием, гармонизацией переживаний и чувств малыша, но и непосредственным физическим влиянием на мелкую моторику мышц кистей рук, пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.
Образовательная программа “ Раннего развития музыкальных способностей детей 3-7 лет в процессе игры на фортепиано” имеет художественно-эстетическую направленность и является авторской. Программа имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:
• - общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;
• - создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
• - создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;
• - развитие мотивации обучения игре на фортепиано путем всестороннего использования лучших и наиболее эффективных игровых педагогических технологий;
• - обеспечение пошагового развития техники игры на фортепиано (от простого к более сложному, что требует дальнейшего развития и трегинговых, игровых упражнений);
• - достижение уровня исполнительской готовности ребенка к выступлениям на праздниках, концертах, досуговых мероприятиях, конкурсах разного уровня (городских, Всероссийских, Международных);
• - поощрение детей и родителей, которые показывают высокий уровень включенности в процесс обучения и результативность достижений начинающих пианистов.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка, что предполагает формирование позитивной самооценки, познавательной активности и творческого потенциала каждого дошкольника. Обучение игре на фортепиано – это возможность демонстрировать достижения малыша, показывать окружающим детям и взрослым удивительные возможности юных пианистов. Выступления детей приносят радость не только им самим, но и их сверстникам, родителям, педагогам.
Дети приобретают новую социальную роль: «я - пианист!»; «я – артист!»; «я – способный ученик и от моих стараний и ежедневных занятий зависит мой успех и настроение моих близких!»; «я умею сам играть!»; «я умею читать ноты!»; «я сам сочиняю музыку!»; «я – композитор!»; «я – победитель конкурса!»; «я хочу и могу играть лучше!». Происходит успешная положительная социализация ребенка на основе ранней специализации.
Развитие личности дошкольника происходит в конкретной музыкально-эстетической деятельности. И предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки, которая способствует дальнейшему саморазвитию, самовоспитанию, профессиональной самореализации
Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи:
- образовательные:
• обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);
• обучение основам музыкальной грамоты;
формирование технических навыков игры на фортепиано.
-развития :
• развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
• развитие мышления, воображения, восприятия;
• физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).
- воспитательные:
• воспитание интереса к музыкальному искусству;
• воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
• воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.
Данная программа отличается от аналогичных тем, что является составляющей в общей комплексной программе для одаренных детей в детской Академии «Познавайка», а также является продолжением развивающих, воспитывающих и образовательных функций, которые имеют начало в общем педагогическом процессе, предусмотренном ФГОС и реализуемом «Центром развития ребенка, детским садом № 43».
Таким образом, дополнительное развитие, формирование специальных способностей у одаренных детей, возможно в процессе раннего обучения игре на фортепиано, в ходе систематизации музыкальные знаний, умений и навыков. Что позволяет, с одной стороны решать задачи специально направленного развития одаренных дошкольников, а с другой – совершенствовать опыт обучения, воспитания развития детей в данном образовательном учреждении путем модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : 3–7 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы : 4 года.
Формы и режим занятий – мини-группы (4-5 человек) и индивидуальные занятия.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут
Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении
• выученных произведений;
• выступление на утренниках;
• участие детей в конкурсах, фестивалях, концертах, досугах.
Организация учебного процесса
Основываясь на том, что в дошкольном возрасте у детей первоначально проявляется ритмический слух, а позже – мелодический, считаем целесообразным, на первых этапах обучения игре на фортепиано, организацию музыкально-ритмических занятий в мини-группах по системе Карла Орфа. Здесь дети получают возможность слушать и вычленять ритм как средство музыкальной выразительности из доступных детям детских музыкальных произведений (инструментальных, песенных, вокальных). Введение ребенка в мир ритмических образов, формирование умений дифференцировать ритмические рисунки, формы музыкальных произведений позволяет создать благоприятные условия для формирования логического мышления, причинно-следственных связей, зависимости характера музыки от того или иного ритма (танцевального, маршевого, песенного). Дети знакомятся с различными музыкальными жанрами, стилями. Активно участвуют в шумовых оркестрах, играя на ударных инструментах. К ним относятся погремушки, пищалки, маракасы, барабаны, звоночки, колокольчики, треугольники и другие.
На втором этапе решается задача ознакомления ребенка со звуковысотным строем фортепиано, с нотами и интервалами, с помощью которых создается мелодия (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Ребенок учится находить эти интервалы, слушаем мелодии, известные песенки, в которых имеется данный интервал. Получает возможность транспонировать известную мелодию от любого звука. Например, гимн России, начинается с кварты. И мелодию гимна можно сыграть от любой ноты, от любого звука, который удобен для вокального исполнения или особенно понравился малышу. Усвоению звуковысотных правил, овладение нотной грамотой происходит с помощью сказок о волшебных нотках, о Царстве, в котором жили-были король «ДО» и королева «СОЛЬ» и были у них дети и прислуга (другие нотки). Дошкольники с большим интересом изучают нотную грамоту и связывают свои знания с умениями петь по нотам и исполнять тот или иной звукоряд. Заключает изучение нотной грамоты песня из кинофильма «Звуки музыки». С этой песенкой дети выступают на первом досуге, концерте, празднике.
На третьем этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у дошкольника элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. И здесь большая роль отводится игрушкам, которые приходят на помощь и создают определенную, увлекательную игровую ситуацию (мишки, куклы, обезьянки и др.). Ребенок учится различать звуки и ноты на клавишах рояля, фортепиано, синтезатора. Развивает навык играть и петь нотами исполняемую мелодию. Он развивает навык игры в сопровождении нотного исполнения и без сопровождающего пения.
Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
На четвертом этапе развивается слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.
Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.
Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.
Организация воспитывающей деятельности
Ведущей задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам. Для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей, стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.
Поэтапное обучение игре на фортепиано – это сложный, многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Дошкольник воспринимает музыку как средство отображения реального мира. Малыш играет, как бы рассказывая о том, что ему известно, интересно, субъективно значимо. Например, он с помощью средств музыкальной выразительности передает особенности характера сказочного персонажа, животного, любимого героя мультфильмов.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к народной музыке и пониманию роли народного начала в искусстве. Дети знакомятся с примерами использования народной музыки крупнейшими композиторами современности. Отечественные и зарубежные классики использовали народную музыку как образец высших художественных ценностей.
Создание и отработка индивидуального исполнительского репертуара по игре на фортепиано (индивидуальные занятия – 2 раза в неделю)