Матюрина Светлана
Программа работы ДОУ ЦРР на летний период для организации отдыха детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи
Программа работы МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи
на летний период 2020 года
«Звонкие КОЛОКОЛЬЧИКИ»
автор-составитель: Матюрина С. П.
заместитель заведующего
п. Шумячи
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа работы ДОУ ЦРР на летний период для организации отдыха детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – один из наиболее благоприятных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, развиваются познавательный и творческий потенциал детей.
Лето - этот период более благоприятный для развития творческого потенциала ребенка, совершенствования его личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Программа работы МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи на летний период «Звонкие КОЛОКОЛЬЧИКИ» (далее – Программа) - это претворение в жизнь идеи отдыха детей в летний период в условиях поселка в рамках работы детского сада.
Лето – это:
- время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом;
- пространство для оздоровления, развития художественного, социального творчества;
- полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Главными участниками летней работы являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, социальным опытом, из разных семей. Поэтому в летней работе необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
При составлении Программы учитывались возможности МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей.
Данная Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Программа рассчитана на два летний месяца, так как июнь месяц пришелся на время ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции «COVID – 19».
Место реализации Программы – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Колокольчик» п. Шумячи
Сроки реализации Программы – с 06.07.2020 г. по 28.08.2020 г.
Направление деятельности:
- организация летнего отдыха детей дошкольного возраста;
- создание условий для оздоровления и разностороннего развития воспитанников детского сада;
- повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в процессе работы с дошкольниками летом.
Участники Программы – коллектив МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи, дети от 1,5 лет до 7 лет, как воспитанники учреждения, так и их родители, представители социума (учреждений образования, здравоохранения и культуры).
Особые отметки – Программа разработана на летний период заместителем заведующего, адаптирована к условиям детского сада общеобразовательного вида. Программа построена с учетом требований программы развития МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи на 2017 – 2021 гг., Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель: создание в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи максимально эффективных условий для организации летней оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- способствовать укреплению здоровья детей, знакомить детей с доступными способами укрепления здоровья;
- формировать у детей элементарные представления об окружающем мире, о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии, воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы;
- воспитывать у дошкольников эмоционально – положительное отношение к родном дому, семье, улице, поселку, стране; расширить знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях, стране;
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников, воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка, побуждать детей к положительным поступкам и делам;
- создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса;
- обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи и родителей.
Задачи работы с педагогами :
- повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
- обеспечение методического сопровождения для планирования и организации летнего отдыха.
Задачи работы с родителями :
- повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха детей;
- привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества;
- осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
РЕЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (согласно ФГОС ДО)
«Физическое развитие» :
- укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния;
- всесторонне совершенствовать физические функции организма;
- повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания;
- формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
- удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка;
- способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»
- закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года;
- поддерживать инициативу детей в импровизации;
- активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка;
- развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями;
- совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми;
- приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника;
- предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира;
- развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения;
- создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»
- удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления;
- обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств : видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира;
- развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
«Речевое развитие»
- развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
- способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
«Социально-коммуникативное развитие»
- развивать игровую деятельность воспитанников;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- продолжать работу по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
- развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
- формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Ожидаемый результат:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
- повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологическо-гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе);
- повышение уровня коммуникативных способностей детей;
- повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;
- активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Каждый месяц работа ведется по определенной теме: июль «Разноцветное лето», август «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
Для того чтобы лето воспринималось как время наслаждения общением с близкими и незнакомыми людьми, как радость коллективного действа, у каждого дня есть своё название, которое несет «идею дня».
Понедельник «День любознательных» знакомит с темой недели, вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность.
Вторник «День здоровья» активизирует, приобщает к здоровому образу жизни через эстафеты, состязания, подвижные игры.
Среда «День удивительных открытий» наблюдает, экспериментирует, побуждает детей к открытию новых знаний, способов познания.
Четверг «Музыкальная шкатулка» активизирует, приобщает детей к музыкальному восприятию.
Пятница «День творчества» приступает к воплощению идеи через ручной труд, труд в природе, труд на территории детского сада, изодеятельность и конструирование.
Для реализации данной Программы необходимо :
1. Взаимодействие с семьей:
- совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки);
- организация совместного активного отдыха, с соблюдением правил поведения в природе, ведение семейного Дневника природы (где семья отмечает изменения в природе, поведение животных, птиц, природные явления);
- обогащение литературой по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс.
2. Взаимодействие со специалистами МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи:
- консультации медицинской сестры, педагога-психолога, учителя-логопеда.
3. Внешние связи
- МБДОУ «Шумячский ЦРР – детский сад «Солнышко» (проведение совместных спортивных мероприятий);
- поликлиника (прививки, наблюдение за здоровьем детей, витаминизация);
- МБУ «Шумячский музей», МБУДО «Шумячский ДДТ», Шумячский районный Дом культуры.
Содержание программы :
Работа с детьми.
Июль «Разноцветное лето»
мероприятия задачи
1 неделя Открытие лагеря.
Праздник «Здравствуй, лето!»
Беседы о лете
Экскурсия в парк п. Шумячи
Диалоги: «Съедобные и несъедобные грибы»,
«Путешествие в мир насекомых»,
«Читаем стихи о лете»
День загадок, пословиц, поговорок, песенок о лете
Аппликация: «Летний денек»
Рисование: «Что нам лето подарило» Расширять представления детей о лете как времени года, признаках лета.
Расширять представления о жизни в природе.
Формировать представления о безопасном поведении в лесу.
2 неделя Я вырасту здоровым
«Мой рост, мой вес»
Беседа: «Будь осторожен у воды, чтоб не случилось беды!»
Диалоги: «Мыло душистое, полотенце пушистое, зубной порошок и густой гребешок», «Если хочешь быть здоров»
Игры: «Где прячутся витамины?», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» (используются детские пенки, музыка)
Беседы: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Уроки безопасности»,
Рисование: «Друзья Мойдодыра» Расширять представления о себе и здоровом образе жизни.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Формировать положительную самооценку.
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания.
3 неделя Экскурсия в лес
Правила поведения в лесу.
Выставка рисунков: «Заплету веночек»,
«Уроки безопасности».
Конкурс: «Я плету, плету веночек».
Выставка: «В стране цветов» (поделки из природного материала).
Прослушивание записи: «Голоса лета» Формировать представления о том, что человек часть природы что он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.
4 неделя Безопасность на дороге
Игры – занятия по ПДД
Экскурсия по поселку
Музыкальное занятие: «В гостях у Светофора»
Конкурс рисунков: «Зеленый огонек»
Д/ игра: «Автомобили» Знакомить с родным поселком.
Расширять представления о видах транспорта и его назначении.
Расширять представления о правилах поведения в поселке, элементарных правилах дорожного движения
август «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
5 неделя Солнце – наш друг
Беседы: «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода»,
«Как правильно загорать»,
«Могут ли солнце, воздух и вода нанести вред здоровью».
Загадки по теме.
Выставка рисунков: «Солнце красное»
Развлечение: «Веселое путешествие» Формировать представление об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания.
6 неделя Неделя юмора и смеха
Конкурс на самую смешную фигуру
Чтение рассказов Н. Носова, К. Чуковского
Игры с воздушными и мыльными шарами
Чтение небылиц: «Все наоборот» Г. Кружков
Показ фокусов
Шоу мыльных пузырей Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Развивать эмоциональный отклик на шутки, смех. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности.
7 неделя Неделя спорта
Подвижные игры, эстафеты
Спортивное развлечение: «С физкультурой мы дружны»
Досуг: «Мы - олимпийцы»
Музыкально-спортивный праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья»
Рисование: «Спорт» Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности.
8 неделя Неделя детских писателей
Оформление книжных уголков в группах.
Рассматривание портретов писателей
(К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)
Рассматривание иллюстраций к произведениям
Рисование по мотивам произведений
Литературная викторина по произведениям К. Чуковского
Д/ и: «Дорисуй героя», «Раскрась героя»
Конкурс рисунков «Мой любимый мультфильм» Развивать интерес детей к художественной литературе. Прививать интерес к чтению, обращать внимание детей на оформление книг.
Заключительная большая игра «Летнее путешествие»
Работа с детьми по профилактике детского дорожного травматизма
№ Содержание работы срок ответственные
1 Игры-занятия по ПДД июль воспитатели
2 Выставка рисунков «Я - послушный пешеход» июль воспитатели
3 Развлечение «Помоги Незнайке перейти улицу» июль Воспитатели
Музыкальные руководители
4 Акция «Я - послушный пешеход» июль Воспитатели
5 Экскурсия по улицам поселка август Воспитатели
6 Выставка рисунков «Зеленый огонек» август воспитатели
7 Развлечение «Светофорик» август Воспитатели
Музыкальные руководители
8 Большая игра «Машины нашего поселка» август Воспитатели
Музыкальные руководители
Работа с родителями
Оформление стенда для родителей:
- режим дня в летний период;
- распределение детской деятельности;
- рекомендации по экологическому воспитанию;
- рекомендации по ОБЖ;
- рекомендации по познавательно-речевому развитию.
Оформление папок-передвижек
- «Это интересно»;
- «Советы врача»;
- «Игры на берегу с песком»;
- «Опасные предметы дома»;
- «Безопасность на дорогах»;
- «Опасные растения»;
- «Как правильно загорать».
Привлечение родителей к проведению конкурсов, большой игры.
Работа с кадрами
Консультации для воспитателей:
- организация воспитательно-образовательной работы в летний период;
- рекомендации к проведению утренней гимнастики и физических упражнений на участке;
- развивающая предметная среда на летнем участке.
Семинар-практикум:
- «Игры-экспериментирования на летней прогулке»
Литература
1. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Изд. 3-е. М. : Педагогическое общество России, 2004
2. Заводные игры / Сост. Е. В. Кузина. – М. : Айрис-пресс, 2002
3. Загребина Г. В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003
4. Зовё т звонок на праздник: Лучшие сценарии для школьников / Хаткина Н. В. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004
5. Игры для робинзонов. Кипарис-14. Методическое пособие для вожатых / Сост. С. А. Кувватов, Л. И. Дорогова, А. А. Ефремов. – М. : Педагогическое общество России, 2005
6. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга / Авт. -сост. : А. А. Данилков, Н. С. Данилкова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003
7. Игровая кладовая [Текст] /М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004
8. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Методическое пособие. М. : ЦГЛ, 2005
9. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Л. И. Трепетунова и др. – Волгоград: Учитель, 2005
10. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ /Под ред. Е. И. Ромашковой – М: ТЦ Сфера, 2002
11. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002
12. Энциклопедия детских праздников. Пиглицина Е. Ю. : «РИПОЛ КЛАССИК», 2001
13. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Руденко В. И. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2003
14. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. / М. : Центр «Педагогический поиск», 2004
15. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей / Автор-сост. Л. В. Воронкова. – М. : Педагогическое общество России, 2004
16. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. – Титов С. В. ТЦ Сфера, 2003