Светлана Ивахова
Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6–7 лет «Я готовлюсь к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников «Я готовлюсь к школе» по развитию когнитивных функций, пространственно-временных представлений, разработана для обучающихся старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу общеразвивающей, имеющих затруднения в развитии когнитивных функций.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6–7 лет „Я готовлюсь к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного образования детей с учетом их индивидуально особенностей и образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку Программа базируется на основе Образовательной программы дошкольного, обеспечивающей развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, направленная на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Содержание Программы строится на интегративном подходе и предполагает гармонизацию личностной структуры старшего дошкольника за счет работы с интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной и коммуникативно-поведенческой сферами. Для разработки данной Программы привлечены теоретические и практические модели отечественных и зарубежных психологических школ. Среди них наиболее значимой для понимания развития эмоциональной, потребностно-мотивационной и коммуникативно-поведенческой сфер ребенка выступает модель развития человека Э. Эриксона, в основе которой лежат принципы целостности и поэтапного формирования личности и самоидентификации.
позитивной социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Критерием оценки индивидуального развития ребенка является уровень готовности к обучению в школе, а именно: степень психосоциальной зрелости, словесно-логическое мышление, объем кратковременной зрительной и слуховой памяти, сформированность образно-логического мышления, аналитических способностей, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, эмоционально-волевой сферы, мотивации учения
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми подготовительной группы
Направление работы: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, когнитивных функций, формирование произвольности регуляции психических процессов и функций, произвольной регуляция эмоций, поведения в целом, формирование мотивации к обучению.
Форма работы: подгрупповая работа.
Сентябрь - октябрь - Диагностика сформированности познавательных процессов (индивидуально)
1 неделя ноября
• Приветствие
• Покажи фигуру
• Межполушарные доски
• Лабиринт
• Два хлопка
• Обведи рисунок
• Запомни слова
• Подбери картинку
• Выполни движение
• Что общего?
• Поймай мячик (на балансировочном диске)
• Прощание.
задачи: Развитие произвольности внимания, обучение чтению схем; развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти; развитие кратковременной, долговременно слуховой памяти и логического мышления; развитие логического мышления методом выявления закономерностей; развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти; развитие логического мышления методом сравнения картинок; развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установления равновесия.
2 неделя ноября
• Приветствие
• Найди фигуру
• Межполушарные доски
• Скопируй фигуры
• Да или нет?
• Два хлопка
• Заполни таблицу
• Путь машины
• Четыре стихии
• Запомни рисунок
• Заполни пустые ячейки
• Кочки на болоте
• Прощание
задачи: Развитие зрительного, слухового восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики руки; развитие комбинаторного мышления и произвольного внимания; развитие зрительно-пространственной ориентации, обучение чтению схем; развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов; развитие логического мышления; развитие зрительной памяти. Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установления равновесия.
2 неделя ноября
• Приветствие
• Выложи кубики по образцу
• Межполушарные доски
• Обведи рисунок
• Заполни пустые ячейки
• Старая утка
• Путь девочки
• Хлопни в ладоши
• Соедини фигуры
• Подбери логические пары
• Массажные коврики
• Прощание
Задачи: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики руки; развитие логического мышления; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти; развитие зрительно-пространственной ориентации, обучение чтению схем; развитие внимания и слухоречевой памяти; развитие словесно-логического мышления; развитие сенсорной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно (межполушарного взаимодействия отделов головного мозга)
3 неделя ноября
• Приветствие
• Покажи фигуру
• Межполушарные доски
• Лабиринт
• Скопируй фигуры
• Аналогии
• Заполни пустые ячейки
• Закончи предложение
• Прощание
Задачи: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие зрительно-пространственной ориентации и развитие мелкой моторики руки; развитие координации движений, обучение удерживанию равновесия; развитие словесно-логического мышления; развитие логического мышления; развитие навыка ориентировки в пространстве, стратегического мышления, обучение следованию графической инструкции
3 неделя ноября
• Приветствие
• Покажи фигуру
• Межполушарные доски
• Скопируй рисунок
• Слушай бубен!
• Путь лягушки
• Лишняя картинка
• Подбери логические пары
• Прощание
Задачи: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики руки; развитие произвольного внимания и самоконтроля, обучение запоминанию вербальной инструкции, удержанию ее на протяжении всего упражнения; развитие зрительно-пространственной ориентации, обучение чтению схем; развитие логического мышления методом исключения лишнего; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти; развитие зрительной, аудиальной и ассоциативной памяти; развитие логического мышления; развитие тактильного восприятия и тактильной памяти
4 неделя ноября
• Приветствие
• Выложи кубики по образцу
• Рисуй двумя руками
• Скопируй фигуры
• Заполни пустые ячейки
• Лишнее слово
• Заполни таблицу
• Прощание.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие мелкой моторики руки; развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти; развитие логического мышления; развитие произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации; развитие словесно-логического мышления и связной речи, обучение классифицированию понятий; развитие комбинаторного мышления и произвольного внимания. Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установления равновесия.
1 неделя декабря
• Приветствие
• Найди фигуру
• Рисование двумя руками
• Скопируй рисунок
• Закончи предложение
• Лабиринт
• Запомни рисунок
• Одинаковые картинки
• Массажные коврики
• Прощание
Развитие аудиального восприятия и произвольного внимания, обучение работе по вербальной инструкции; развитие произвольного внимания, мелкой моторики, обучение ориентировке в клеточном поле; развитие словесно-логического мышления; развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки; развитие зрительной памяти; развитие зрительного восприятия и произвольного внимания
2 неделя декабря
• Приветствие
• Рисование двумя руками
• Заполни пустую ячейку
• Запомни слова
• Логические пары
• Считай и делай
• Запомни пару
• Кочки на болоте
• Прощание
Развитие восприятия и произвольного внимания, обучение работе по инструкции; развитие зрительно-пространственной ориентации; развитие внимания и слухоречевой памяти; развитие логического мышления; развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти; развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов. Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установления равновесия.
2 неделя декабря
• Приветствие
• Поймай платочек! Спрячь платочек!
• Скопируй фигуры
• Выполни движения
• Лишняя картинка
• Аналогии
• Корректурная проба
• Прощание
Развитие аудиального восприятия и произвольного внимания, обучение работе по инструкции; развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки; развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти; развитие логического мышления методом исключения лишнего; развитие словесно-логического мышления; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти, обучение удерживанию равновесия; развитие произвольного внимания и зрительного восприятия
3 неделя декабря
• Приветствие
• Выложи кубики по образцу
• Поймай платочек! Спрячь платочек!
• Скопируй рисунок
• Четыре стихии
• Лабиринт
• Что лишнее?
• Путь ежика
• Заполни пустые ячейки
• Прощание
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки, обучение ориентировке в клеточном поле; развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов; развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки; развитие словесно-логического мышления методом исключения лишнего слова; развитие зрительно-пространственной ориентации, обучение чтению схем; развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти; развитие логического мышления; развитие слуховой памяти, внимания и аудиального восприятия
3 неделя декабря
• Приветствие
• Покажи фигуру
• Поймай мячик!
• Скопируй фигуры
• Корректурная проба
• Запомни ассоциации
• Подбери логические пары
• Прощание
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу; развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки; развитие аудиальной, зрительной и ассоциативной памяти; развитие логического мышления; развитие координации движений, бучение удерживанию равновесия; развитие словесно-логического мышления; развитие зрительно-пространственной ориентации
4 неделя декабря
• П. г. «Прокати карандаш», «Подними карандаш каждым пальчиком», «Массаж ушных раковин», «Колечки»
• Что лишнее? Почему? Назови одним словом.
• Четвертый лишний
• Найди пару рукавичке. Соедини рукавички
• Построй по образцу (домик)
• Сосчитай предметы, положи столько же фишек, увеличь на 2 (стр. 3)
• Игра «Панорама»
Развитие внимания. Развитие аналитических способностей, целостного восприятия, количественных представлений, умение обобщать, классифицировать. Развитие мелкой моторики. Развитие графических навыков
4 неделя декабря
• П. Г. «Ладошка-ребро-кулачок», «Прокати карандаш», «Ладошка –кулачок», «Массаж ушных раковин», «Колечки»
• Проведи по пунктирам прямые линии
• «Кто, что везет?»
• Сосчитай пред меты, положи столько же фишек, увеличь на 3 Сколько стало?
• Чего не стало?
• Что сначала, что потом?
• Нарисуй недостающие фигуры.
• Что лишнее? Почему?
Развитие внимания. Развитие аналитических способностей, целостного восприятия, количественных представлений, умение обобщать, классифицировать. Развитие мелкой моторики, графических навыков. Развитие межполушарных связей.
5 неделя декабря
• «Ладошка-ребро-кулачок», «Прокати карандаш», «Ладошка –кулачок», «Массаж ушных раковин», «Колечки»
• Рисование на межполушарных досках
• Найди такой же мячик.
• Четвертый лишний
• Назови одним словом
• Что должно быть в пустых квадратах. Дорисуй
Развитие внимания и памяти. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие понимания последовательности событий. Развитие связной речи. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
5 неделя декабря
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Прокати карандаш», «Ладошка –кулачок» «Топор-пила», «Оладушки»
• Рисование на межполушарных досках
• Проведи линии по пунктирам.
• Найди различия.
• Зачеркни круги, треугольники обведи в кружок.
• Раздели на группы (одежда, головные уборы, обувь; посуда, мебель, столовые приборы)
Развитие внимания и памяти. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
3 неделя января
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Прокати карандаш», «Ладошка –кулачок», «Топор-пила», «Оладушки», «Ухо –нос»
• Рисование на межполушарных досках
• Проведи линию посередине дорожки.
• Угадай время года
• Раскрась яблоки в указанные цвета
• Сосчитай, сколько яблок?
• Что перепутал художник?
• Расставь предметы по полочкам.
Развитие внимания и мышления. Развитие межполушарных связей. Расширение представлений о временах года. Развитие связной речи. Развитие мелкой моторики, графических навыков.
3 неделя января
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Прокати карандаш», «Ладошка –кулачок» «Топор-пила», «Оладушки», «Ухо –нос»
• Рисование на межполушарных досках
• Проведи линию посередине дорожки.
• Найди пару каждому носочку.
• Что сначала? Что потом?
• Что лишнее? Почему? Назови одним словом.
• Раздели на группы (домашние животные, дикие животные, морские обитатели; транспорт: водный, наземный, воздушный)
Развитие внимания и мышления. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие понимания последовательности событий. Развитие связной речи. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
4 неделя января
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Ладошка –кулачок» «Топор-пила», «Оладушки», «Ухо –нос»
• Рисование на межполушарных досках
• Дорисуй по пунктирам шарики.
• Собери картинку
• Расставь предметы по полочкам.
• Пятый лишний
• Дорисуй бусы
Развитие внимания и мышления. Развитие операций анализа и синтеза.
Развитие связной речи. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
4 неделя января
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Ладошка –кулачок», «Колечки» «Топор-пила», «Оладушки», «Ухо –нос»
• Зеркальное рисование (пиши-стирай)
• Дорисуй волны
• Найди лишнюю картинку. Зачеркни.
• Что сначала? Что потом?
• Раскрась пирамидки в соответствии с цифрами
• Стр. 11 Развитие внимания и мышления. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие понимания последовательности событий. Развитие связной речи. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
5 неделя января
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Колечки», «Ладошка –кулачок»
• «Яблочко и червячок», «Блинчики с начинкой», «Лиса-заяц»
• Зеркальное рисование (пиши-стирай)
• Заштрихуй фигурки. Назови одним словом
• Разложи по корзинкам двумя руками одновременно (пинцет, разноцветные шарики)
• Что лишнее? Почему?
• Найди отличия.
• Дорисуй рыбок. Сосчитай.
• Что должно быть в пустых клетках. Дорисуй
Развитие внимания и мышления. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие количественных представлений. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
1 неделя февраля
• П. Г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Колечки», «Ладошка –кулачок», «Яблочко и червячок», «Блинчики с начинкой», «Лиса-заяц»
• Зеркальное рисование (пиши стирай)
• Заштрихуй машинки.
• Назови одним словом. Назови виды транспорта.
• Расставь картинки по порядку.
• Придумай историю
• Что лишнее?
• Раскрась и сосчитай стрелки
Развитие внимания, памяти и мышления. Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие понимания последовательности событий. Развитие связной речи. Развитие межполушарных связей.
Развитие мелкой моторики, графических навыков
2 неделя февраля
• П. г. Суджок. «Ладошка-ребро-кулачок», «Мячики», «Лезгинка», «Ладонь-хлопок-кулак», «Яблочко и червячок», «Блинчики с начинкой», «Лиса-заяц»
• Зеркальное рисование (пиши стирай)
• Заштрихуй, назови одним словом.
• Расставь картинки по порядку. Придумай историю.
• Что лишнее? Почему?
• Раскрась стрелки, сосчитай
Развитие межполушарных связей.
Развитие внимания и мышления.
Развитие понимания последовательности событий, связной речи.
Развитие графических навыков
2 неделя февраля
• П. г. «Здравствуй еж», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Ладонь-хлопок-кулак», «Яблочко и червячок», «Блинчики с начинкой», «Лиса-заяц»
• Зеркальное рисование (пиши стирай)
• «Что должно быть в пустых клеточках? Дорисуй»
• «Сделай копию»
• Дорисуй рыбок.
• Диктант «Клеточка за клеточкой» (слон)
• Зачеркни буквы
Развитие межполушарных связей.
Развитие внимания и мышления.
Развитие графомоторных навыков
3 неделя февраля
• «Массаж ушных раковин», «Колечки», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Лиса-заяц»
• Зеркальное рисование (межполушарные доски, пиши-стирай)
• Найди лишнее. Почему?
• Что сначала, что потом?
• Диктант «Клеточка за клеточкой» (белка)
• Зачеркни
Развитие межполушарных связей. Развитие внимания и мышления. Развитие графомоторных навыков
Февраль-март Отслеживание результативности коррекционно-развивающей работы Определение уровня интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе (индивидуально)