Шевцова Олеся Игоревна
Программа проведения мастер-класса «Использование техники «Коллаж» в коррекционно-логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
Дата проведения: 20 февраля 2020 г.
Время проведения: 10.30.
Категория участников: учителя-логопеды ДОУ муниципального образования город-курорт Геленджик.
Место проведения: МБДОУ «ЦРР – д/с №2 «Светлячок».
Цель проведения мастер-класса: ознакомление педагогов с приёмом коллажирования в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда.
Задачи:
Раскрыть актуальность данного приёма;
Познакомить с особенностями работы учителя-логопеда по коррекции речи детей с ОВЗ;
Дать рекомендации педагогам по активизации речевой деятельности у дошкольников.
Публикация «Программа проведения мастер-класса „Использование техники „Коллаж“ в коррекционно-логопедической работе“» размещена в разделах
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
ПЛАН проведения мастер-класса
1. Приветствие участников мастер-класса.
2. Презентация педагогического опыта.
- Актуальность и краткая характеристика приёма коллажирования;
- Задачи и возможности использования данного приёма в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда;
- Результативность применения приёма коллажирования в коррекционно-логопедической работе.
3. Практическая часть.
демонстрация игр с использованием приема коллажирования.
4. Рефлексия.
5. Подведение итого
Ход мастер-класса:
1. Приветствие участников мастер-класса.
2. Презентация педагогического опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного целевого ориентира определяет успешную социализацию ребенка, его позитивное отношение к себе и окружающему миру. Человеку с чистой и грамотной речью, безусловно, проще установить вербальный контакт, партнерские отношения, добиваться поставленных целей.
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что в коррекционной работе с детьми важно сохранить как традиционные подходы, так и новые направления логопедической теории и практики. Для логопедических детей характерны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, выраженное отставание в формировании грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха, несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с речевыми нарушениями часто наблюдается быстрая утомляемость и неустойчивость внимания.
У дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, очень трудно бывает удержать внимание, развивать мышление, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, побудить интерес к занятию. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которые облегчат детскую деятельность, а главное, сделают процесс более интересным. Возникает необходимость использования таких методических приёмов, которые позволят развить эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решат задачи коррекции речи с другой стороны.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно использование оригинальных творческих приемов, эффективность которых очевидна. Одним из таких приемов является использование коллажа.
Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития речевой активности. Применение коллажей возможно на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые позволяют охватить не только связную речь, но и лексико-грамматическую, фонетико-фонематическую системы языка.
Коллажи по изучаемым лексическим и грамматическим темам.
Задачи:
1. Активизировать и обогатить словарный запас по изучаемой лексической теме.
2. Закрепить знания обобщающих слов.
3. Развивать связную речь.
4. Формировать грамматический строй речи.
5. Развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коллажи по развитию связной речи.
Задачи:
1. Развивать понимание речи.
2. Формировать умение составлять описательные рассказы.
3. Учить пересказу текста, заучиванию стихотворения.
4. Учить творческому рассказыванию.
5. Развивать зрительно-вербальную, ассоциативную память, мышление.
Коллажи по развитию звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух.
2. Формировать умение выделять гласные, согласные звуки из состава слова.
3. Развивать умение определять позицию звука в слове.
4. Формировать умение выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук.
5. Определять порядок следования звуков в слове.
6. Делить слова на слоги.
7. Развивать внимание, память, мышление.
Коллажи по автоматизации звуков.
Задачи:
1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.
2. Развивать фонематические функции.
3. Развивать зрительно – пространственные представления.
Существуют коллажи различных видов:
- коллажи, при изготовлении которых используются наклеенные на плотный разноцветный картон различные предметные картинки, буквы и цифры, взятые из журналов, газет, афиш, рекламных буклетов, старых книг;
-электронные коллажи, при изготовлении которых используются взятые из сети интернет картинки, цветные фотографии на различные лексические темы. При создании электронных коллажей возможно использование графики, средств анимации, добавление звукового сопровождения.
Первый вид коллажей для меня является наиболее предпочтительным, так как предполагает большую степень свободы, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, проявить самостоятельность в поиске решений, является безболезненным приёмом работы с личностью, развивает мелкую моторику. Кроме того, при изготовлении такого коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, что позволяет каждому получить успешный результат.
Результат коллажирования:
• у детей увеличивается словарный запас;
• развивается способность правильно образовывать грамматические категории;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать сказки, загадки, интересные истории;
• проявляется интерес к заучиванию произведений;
• формируются навыки звукового анализа и синтеза;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся самостоятельно принимать решения.
3. Практическая часть.
Приглашаю желающих поучаствовать в мастер-классе в количестве 8 человек (4 стола по 2 человека).
Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько игр с использованием логопедического коллажа.
Коллаж "Определи первый звук в слове"
Цель: Упражнять в выделении первого звука в слове.
На коллаже 12 изображений: арбуз, автобус, ананас, утюг, удочка, утка, индюк, иголка, игрушки, ослик, осы, обруч. У участников игры - карточки с буквами.
Ход игры: Участники по очереди называют изображения, определяют 1 звук в слове, и кладут карточку с соответствующей буквой на изображение предмета.
Коллаж "Соберём урожай"
Цель: Упражнять в определении твердости, мягкости звуков, дифференциации звуков Л-ЛЬ, закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты. В центре коллажа изображены корзинка синего цвета и ваза зеленого цвета. Вокруг них - изображения овощи и фрукты, в названиях которых есть твердые и мягкие звуки Л-ЛЬ (слива, свекла, лук, лимон, апельсин, баклажан лайм, абрикос, мандарин, персик, гранат, груша, яблоко, морковь, картофель, петрушка, помидор, огурец, горох, редис, редька, репа, перец, виноград).
Ход игры: Участники должны назвать, что изображено на коллаже. Затем "сложить" (приклеить) в корзинку овощи, в названии которых есть твердый звук Л, а в вазу - фрукты, названии которых есть мягкий звук ЛЬ.
Коллаж «Засели домики», «Назови соседей», «Кто с кем дружит?»
Цель: Упражнять в дифференциации звуков С – Ш. На коллаже изображения двух домиков с окошечками. Приготовить картинки в названии, которых звук «С», «Ш» в разных позициях.
Ход игры: Участники должны назвать и приклеить картинки. Затем "поселить" в нужный домик со звуком «С», «Ш». Игра усложняется, например, на первый этаж селятся картинки - слова, начинающиеся на звук «С», второй этаж - звук в середине слова, третий этаж – в конце слова.
«Кто с кем дружит?». Составляют предложения с данными картинками, автоматизируя поставленный звук.
Коллаж «Репка на новый лад»
Цель: Автоматизация звука Р на уровне текста, активизация словаря ребенка, уточнение и пополнение его новыми словами. Закрепление правил построения предложений.
На коллаже изображение помидора. Приготовить картинки в названии, которых есть звук Р в разных позициях.
Ход игры: Участники должны назвать и приклеить картинки «цепочкой», друг за другом. Затем вспомнить и рассказать известную русскую народную сказку «по новому», «по логопедически» выделяя звук Р в каждой названной картинке.
Остальным участникам мастер - класса предлагается придумать игру с использованием техники «Коллажа», и презентовать получившийся продукт.
Вывод: использование приёма коллажирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является эффективным способом коррекции речи и повышения интереса к логопедическим занятиям.
4. Рефлексия.
В заключение я предлагаю Вам оценить мастер-класс. Если данная технология вам понравилась, и вы ее будете использовать – расположите на нашем поляне цветок красного цвета. Желтый цветок – говорит о наличие некоторых вопросов в ходе мастер-класса, но в целом мастер-класс понравился.
5. Подведение итогов.
Желаю творческих успехов! Спасибо за внимание!