Елена Фадеева
«Развитие речи младшего дошкольного возраста». Программа профессионального саморазвития воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетенции педагога в вопросах использования в обучении дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на тему «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности».
Актуальность
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует речь, совершенствует артикуляционный аппарат.
Основным организующим моментом является игра,она же и является основной формой образования дошкольников,поэтому для углубления работы мною выбрана тема по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что театрализованная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель: Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы, профессиональное мастерство и компетентность по данной теме. Развить речь и творческие способности у детей посредством различных видов театра.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования
Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Провести работу над культурой и техникой речи детей, этюдами,ритмопластикой постановкой спектаклей
Изучение теоретического и практического опыта по данной теме;
Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды);
Развивать артикуляционную и мелкую моторику через театрализованную деятельность. Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства;
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности
Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций;
Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности;
Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Направления саморазвития :
1. Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы
2. Участие в методической работе ДОО
3. Повышение профессиональной компетентности (курсы, вебинары, МО, изучение педагогического опыта по теме, работа в творческой группе и др.)
4. Повышение профессиональной компетентности (показ мероприятий с детьми для педагогов ДОО, других ОУ, для родителей, обобщение собственного педагогического опыта, авторские разработки, публикации в интернет -сообществах, печати)
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
6. Представление результатов работы по теме самообразования (итоговая форма отчета)
Срок реализации программы : реализация программы в течение 1 года, программа реализуется через план по самообразованию.
Ожидаемые результаты:
1. овладение детьми навыками выразительной речи,правилами хорошего тона,этикета общения со взрослыми и детьми;
2. уметь передавать различные чувства,используя мимику,жесты,интонацию;
3. проявлять интерес и желание к театрализованному искусству;
4. самостоятельно выполнять и передавать образы сказочных персонажей ;
5. взаимодействовать коллективно и согласованно,проявляя свою индивидуальность;
6. пополнена РППС группы.
Направления самообразования Сроки Содержание работы Отметка о выполнении
Изучение нормативно-правовых документов,
научно — методической литературы. Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников». – М., 2001
Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду» -М. ,2007
Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» -М,2002
Борисенко М. Г., И. А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
Доронова Т. Н., Е. Г. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
Доронова Т. Н. «Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2003
2. Участие в методической работе ДОО
(педсоветах, консультациях, семинарах — практикумах, др.)
Октябрь
Декабрь
Март Консультации для педагогов:
- Методические рекомендации: «театрализованная деятельность – как средство эмоционально-речевого развития ребёнка».
- «Театрализованная игра,как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
- «Организация взаимодействия с семьёй по формированию и развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
3. Повышение профессиональной компетентности
(курсы, вебинары,
МО, изучение педагогического опыта по теме, работа в творческой группе и др.)
Сентябрь
Январь
Октябрь
Январь Курсы:
- Современные педагогические технологии в театрализованной педагогике, профессиональная культура и этика.
Изучение педагогического опыта работы по теме:
- Опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 46» г. Саров. Кириковой В. А.
- Опыт работы воспитателей в интернет-сообществе.
Просмотр вебинара:
- «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
Групповой проект:
- «Мы играем в театр»
4. Повышение профессиональной компетентности
(показ мероприятий с детьми для педагогов ДОО, других ОУ, для родителей, обобщение собственного педагогического опыта, авторские разработки,
публикации в интернет -сообществах, печати)
Январь
Сентябрь
Декабрь
Апрель Публикации:
- Трансляция семейного опыта «играем дома»на сайте МБДОУ
- Методические рекомендации: «Игра – как средство общения ребёнка».
- Разработка анкеты на тему «Любите ли вы театр?»
- «Организация взаимодействия с семьёй по формированию речевого развития через театрализованную игру у детей дошкольного возраста»
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
(изготовление пособий, игр, создание картотек, оформление конспектов, сценариев, планов)
Октябрь
Ноябрь
Сентябрь
Январь
Январь
Февраль
Декабрь
Сентябрь
Ноябрь
Октябрь
Октябрь
Март
Май Пополнение уголка группы дидактическими играми:
- «В мире сказок»»
- «Театр валяных (из шерсти) героев сказки»
- Напольная ширма «Теремок»
Создание картотек:
- «Картотека игр по театрализации»
- «Сказочные физкультминутки»
- «Герои любимых сказок»
- «Игры-стихи»
Разработка серии конспектов:
- Театрализация сказки «Курочка Ряба» в группе раннего возраста.
- В гости к сказке «Три медведя»
Разработка проекта: «В гостях у сказки»
Разработка сценариев к праздникам и вечерам досугов:
- «Играем в театр»
Создание лепбука
- «Мы любим театр»
Изготовление книжек малышек:
- «Любимая сказка»»
- «Сказка с мамой»»
Пополнение фонотеки.
Консультации для родителей
- «Театр и родители»
- «Играем,речь развиваем»
- «Роль театра в развитии и воспитании»
- «Театр-наш друг и помощник»
Изготовление буклетов
«Домашний театр»
«Подготовка к театрализованной деятельности»
«Роль театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников»
ФОТОКОЛЛАЖ
«Юные театралы»
«Домашний театр»
6. Представление результатов работы по теме самообразования
(итоговая форма отчета) :
выступление на педсовете, проведение семинара, консультация, открытый просмотр, мастер -класс, буклет, газета, выставка пособий, оформление тематических выставок, составление серии конспектов, разработка методических материалов и др.
Оформление тематической выставки на педсовете
«Развитие речи через театрализованную деятельность ребенка в доу»