Лучший педагог года

Программа профессионального самообразования «Дидактические игры как средство ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Блинова
Программа профессионального самообразования «Дидактические игры как средство ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста»

Программа

профессионального самообразования педагога

Сроки реализации программы:2023-2024 учебный год

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель:

Блинова Татьяна Владимировна

г. Дзержинск 2023 год

Актуальность

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика даёт огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребёнка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времён волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

М. Монтессори создала дидактический материл, построенный который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля», систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

В ФОП ДО одной из основных задач образовательной деятельности в области познавательного развития является обогащение элементарных математических представлений о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях, что оказывает важнейшее влияние на всестороннее развитие ребёнка.

Развитие элементарных математических представлений состоит из следующих разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Дидактические игры пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр, создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Задачи:

Работа с детьми

1. Развивать интерес у детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм математического содержания.

2. Обогащать у детей элементарные математические представления посредством дидактических игр.

3. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

4. Активизировать познавательный интерес у дошкольников.

5. Развивать инициативу и желание применять дидактические игры в повседневной деятельности, в различных режимных моментах.

6. Развивать внимания, память, речь, воображение, логическое мышление.

Работа воспитателя

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по вопросу значения дидактических игр в формировании и развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Включить дидактические игры в воспитательно - образовательный процесс и в режимные моменты группы.

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению (теме).

4. Обогатить в группе центр «Занимательная математика»

5. Создать условия для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр, учитывая особенности каждого ребёнка.

6. Пополнять РППС группы, картотеку дидактических игр, картотеку математических физкультминуток.

Работа с родителями

1. Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

2. Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта.

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.

4. Создать в семье благоприятные условия для развития элементарных математических представлений ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях дидактических игр).

5. Участие родителей в пополнении РППС группы, в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, интернет- ресурсы, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы.

Ожидаемый результат самообразования:

1. Продолжение изучения теоретической части развития вопроса (с рекомендациями по проведению дидактических игр).

2. Выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.

4. Создание картотеки дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.

5. Повышение качества воспитательно - образовательного процесса.

6. Совершенствование предметной среды, способствующей формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

7. Разработка и проведение родительских собраний, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Планируемые результаты самообразования:

1. Обогащение центра «Занимательная математика».

2. Изготовление лепбука «Весёлая математика»

3. Организация фотовыставки: «День математики»» (для родителей).

4. Картотека дидактических игр и игровых упражнений, игровые пособия для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

5. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.

6. Эффективность проведенных мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста (мониторинг).

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024уч. год.

Месяц Цель Результат Продукт

Сентябрь Выявления уровня развития познавательной активности (элементарных математических представлений) у детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей «О развитии познавательных интересов вашего ребёнка» Анализ, карты индивидуального развития ребёнка.

Родительское собрание «Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Почему их надо проводить с детьми» 1. Консультации на стенде информации: «Как привить интерес к математике?».

«Как проводить с ребёнком дидактические игры?».

2. Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Октябрь Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5

Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10)

1. Дидактические игры «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять имен…» (игра с мячом).

2. Дидактические игры «Найди на один меньше (больше)», «Найди соседей числа», «Найди пропущенное число».

3. Чтение математической сказки «Машин сон» 1. Консультация для

родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

2. Познакомить родителей с дидактическими играми для формирования элементарных математических представлений, которые они будут использовать в домашних условиях.

Ноябрь Продолжать формировать элементарные математические представления у детей

Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

1. Дидактические игры на изучение геометрических фигур (круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.) «Найди пару», «Найди предметы такой же формы» (лото, «Дорисуй предмет», «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,

«Катится – не катится», «Найди пару по форме»

2. Чтение математических сказок «Как геометрические фигуры поспорили», «Новый дом принцессы»

3. Аппликация «Загадки» составление из геометрических фигур 1. Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

2. Создание картотеки дидактических игр.

3. Познакомить родителей с «Математическими сказками»

Декабрь Формировать пространственную

ориентировку.

1. Дидактические игры на ориентировку в пространстве: «Идём по следам» «Поможем зайчишке найти свою маму» «Мышиная семейка»

2. Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь – клад найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки», «Иди в ту сторону откуда позвали», «Угадай, кто позвал» «Иди на звук колокольчика».

3. Ориентировка на листе бумаги «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор».

1. Привлечь родителей к созданию игр.

2. Консультация для

родителей «Математика

в повседневной жизни»

Январь Формировать пространственную

ориентировку, развивать

логическое мышление, память.

1. Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно предмета впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета: «Рисуем узор» «Запомни и повтори», «Маршрут для кораблей» «Наоборот», «Художники», «Маршрут для кораблей»

2. Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно себя: «Найди игрушку», «Куда пойдешь, что найдешь», «Покажи флажком вперед, направо…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…»

3. Чтение математической сказки «Как Ваня научился ориентироваться в пространстве» Продолжать пополнять картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Февраль Расширять и углублять

представление детей о

количестве предметов и счёте.

Закрепление порядковых и количественных числительных 1. Игры на совершенствование умения считать в пределах 10 «Считай дальше», «Рыбаки и рыбки», «Отсчитай столько же», «Послушай и посчитай», «Посчитай, сколько», «Найди пару», Сделай столько же» (счет движений).

«Назови скорей», «Покажи столько же», «Что изменилось?» «Веселая гусеница», «Соедини цифры с нужным количеством».

2. Игры на закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «Засели домик», «Встань на свое место», «Кто ушел и на котором месте стоял?».

3. Чтение математических сказок «Как Петух навёл порядок в семье», «Как гномы победили великанов» Изготовление папки-передвижки.

Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице.

Цель: расширить знания родителей по развитию

у ребёнка математических представлений.

Март Расширение представлений о частях суток и уточнении понятия «сутки»

Формирование представлений о последовательности дней недели:

Дидактические игры на ориентировку во времени (части суток, дни недели, времена года). «Вчера, сегодня, завтра» «Живая неделя» «Неделька, стройся» «Дни недели, стройтесь» «Времена года» «Наш день» «Назови соседей» «Когда это бывает» «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом, «Исправь ошибку».

2. Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя».

3. Чтение математической сказки «Как дни недели имена себе выбирали»

Апрель Показать родителям о том, какое влияние оказывает дидактическая игра на развитие элементарных математических представлений детей.

1. Игры на закрепление знаний по

математике, полученные за

учебный год.

2. Игры с использование дидактического материала «Блоки Дьенеша»

Познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Организация фотовыставки:

«Изучаем математику» (для родителей)

Май Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке

Выявить уровень знания детей на конец учебного года по ФЭМП. 1. Дидактические игры «Исправь ошибку» (длиннее, короче, «Сломанная лестница», «Расставь по порядку».

2. Мониторинг детей на конец учебного года.

3. Повторение дидактических игр 1. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее»

2. Беседа с родителями: «Как повлияла данная работа на развитие ребёнка?»

3. Создание картотеки дидактических игр для старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования-М. : ТЦ Сфера, 2023

2. Алябьева Е. А. Математические сказки. Беседы с детьми о числах, счете и форме ООО «ТЦ Сфера», 2023

3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технология математического образования детей дошкольного возраста / Екатеринбург 2017.

4. Помораева И. А. Позина В. А. Формированию элементарных математических представлений: Старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018

5. Султанова М. Н. «Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей» -2014г.

6. Рыжов В. И. Математическое развитие дошкольников и мл. школьников. Курс лекций для студентов пед. специальностей. Саратов -2012г.

7. Ухтина Т. Ю. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность //Дошкольник. РФ, 2020.

8. Янушко Е. А. Едем, едем, едем в далекие края. Ориентировка в пространстве. -М. : Просвещение, 2018.

9. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/311135-samoobrazovanie-na-temu-ispolzovanie-didaktic

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве» Цель: учить классифицировать растения по определенному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа профессионального самообразования «Дидактические игры как средство ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 21:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа профессионального самообразования «Дидактические игры как средство ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Блинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД