Павлова Светлана Николаевна
Программа по экологическому воспитанию «Путешествие в природу» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы экологического воспитания.
В современных условиях технологического и социально-экономического развития решение экологических проблем приобретает жизненно-важное значение. В изменённой человечеством окружающей среде затруднено существование всего живого, включая и самого человека, увеличивается количество регионов, относящихся к экологически неблагоприятным.
Московская область - один из крупнейших урбанизированных регионов нашей страны.
Публикация «Программа по экологическому воспитанию „Путешествие в природу“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для её территории характерны как общие для всех регионов страны проявления экологических проблем, так и специфические, обусловленные региональными и локальными факторами. К общим относятся: высокий уровень химического загрязнения почвенной, воздушной и водной сред, разрушение земель, сокращение видового и экосистемного разнообразия, ухудшение состояния здоровья населения. Специфическими проявлениями экологических проблем в регионе являются: постоянно возрастающая концентрация промышленности, транспорта, рост численности населения. В совокупности названные явления стали причинами возникновения в регионе экологически конфликтной ситуации
Детский сад – место, где дети проводят огромное количество времени и должны чувствовать себя уютно, безопасно, радостно. Дети достаточно много гуляют на свежем воздухе. Восприятие мира у ребёнка формируется под воздействием окружающей среды, в том числе и на детских площадках, находящихся на территории детского сада. В связи с этим, создание непрерывной и эффективной системы экологического образования – актуальная педагогическая проблема.
В наше время экологическое образование признаётся в качестве приоритетного условия преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и решающего фактора формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – общество – окружающая среда». Оно имеет не только глобальный, но и региональный смысл, ибо одним из основных критериев его эффективности является улучшение состояния окружающей среды, прежде всего, в конкретной местности и в конкретном регионе.
Сегодня экология – рассматривается как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому первоначальным в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию является формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, и самое главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи привития основ экологической культуры дошкольникам:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные :
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
• развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• формирование навыков рационального природоиспользования;
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Возраст детей
Программа предназначена для работы с детьми групп 3—7 лет и рассчитана на 4 года. В возрасте 5-7 лет у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности каждого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме игр, практических заданий, опытов и экспериментирования с природным материалом, в форме разработки и реализации проектов, детского коллекционирования.
Основные направления и содержание образовательной деятельности
Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 15-30 минут. Нагрузка в каждой группе составляет 1 час в неделю.
Курс «Путешествие в природу» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям - живым существам, являющимся нашими друзьям, младшим братьям, помощниками, кормильцами, за жизнь которых все мы несем ответственность.
При работе с дошкольниками используются аудио- и видеоматериалы, различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными, эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала.
Формы работы:
Теоретико-практическая форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями, муляжами, решение проблемных задач и самостоятельное открытие новых знаний.
Игровая форма - активное использование различных игр. Игра является не только средством отдыха детей на занятии, но и выполняет ряд дидактических задач. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным, интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым.
Ожидаемые результаты
• Основы экологической культуры.
• Некоторые особенности природы своего края.
• Основные признаки времен года.
• Значение природы для человека.
• Группы растений и животных.
• Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
• Правила поведения в природе.
• Что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
• Начальные экологические понятия;
• О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
• О единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
• О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
• О причинах создания и назначении Красной книги;
• О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
• О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
• О ценности и уникальности каждого природного объекта;
• О современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
• О правилах поведения человека в природе;
• Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники могут научиться :
• Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
• Выполнять правила личной гигиены.
• Различать изученные растения, животных.
• Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
• Подкармливать птиц в простейших кормушках.
• Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
• Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
• Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
• Применять свои знания в обращении с живыми организмами;
• Охранять редкие виды растений и животных;
• Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
• Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
• Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);
Программа разработана на основе методического материала:
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика – Синтез,2006г.
1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 2010г.
2. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
3. Подъякова Н. Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
4. Виноградова Н. Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П. Детство-Пресс 2008г.
Журнал «Дошкольное воспитание»
1. №7 -2005г «Ребенок и природа». стр. 3
2. №7 -2010г. «Наш дом – природа», стр. 2-26
3. №9 -2013г. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр. 47.
4. №11 -2010г. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр. 31.
5. №11 -2012г «Воспитание бережного отношения к воде», стр. 37.
Наглядное пособие для педагогов детского сада
Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»
1. «Насекомые в картинках», выпуск №1,2,3.,М. : 2008г. ,Изд. ООО «ГНОМ»
2. «Обитатели океана в картинках», выпуск №1,2,3.,М. : 2008г. ,Изд. ООО «ГНОМ»
3. «Птицы в картинках», выпуск №1,2,3.,М. : 2008г. ,Изд. ООО «ГНОМ»
4. «Рыба в картинках», выпуск №1,2,3.,М. : 2008г. ,Изд. ООО «ГНОМ»
5. Энциклопедии животного и растительного вида.
6. Дидактические игры
7. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам»
8. Предметные тематические картинки
9. Набор журналов «Флора и фауна».