Татьяна Сергеева
Программа по экологии «Прикоснись к природе сердцем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Прикоснись к природе сердцем!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. УСМАНИ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Заведующая МБДОУ д/с «Солнышко»
протокол № 1 г. Усмани
от 20.08.2015 г. ___Л. В. Журавлева
Приказ № 46 от 21.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ
«Прикоснись к природе сердцем!»
Возрастная категория детей: ОТ 5 ДО 7 ЛЕт
ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА Т. В.
Усмань. 2015г.
Публикация «Программа по экологии „Прикоснись к природе сердцем!“» размещена в разделах
Пояснительная записка.
Всё хорошее в людях - из детства.
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем,
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
Период детства самый интенсивный, духовный и интеллектуальный: в это время у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Природа развивает не только ум ребёнка, но и воспитывает нравственные качества. То, что мы заложим в детях в детстве, то и увидим в них в юности и во взрослой жизни. Большинство современных детей редко общаются с природой, больше времени проводят у экранов телевизора или компьютера, заменяя этим общение с природой. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Если, дети сами участвуют в исследовании окружающих объектов природы : учатся наблюдать, рассуждать, анализировать, высказывать предположения, делают выводы; то успех в последующем обучении им обеспечен. Это и есть способ познания окружающего мира. Только при условии тесной связи с природой, с её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобрести новые знания. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Поэтому так важно специально учить ребёнка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к природе.
Для более углубленного общения с природой в нашем детском саду создана экологическая тропа «Тропинка в природу» - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория.
Экологическая тропинка в детском саду – новая форма работы с детьми и родителями, один из методов экологического образования. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. Экологическая тропа обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям: познавательно-речевому, физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому.
Цель рабочей программы :
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи реализации образовательной программы :
1. Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; об особенностях их развития, приспособления к условиям жизни, приносимой пользе. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов ( например: насекомые – птицы – деревья, бабочки – цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе.
3. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; формировать бережное отношение к природе родного края, понимать её уникальность, неповторимость.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г.)
3. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4. Постановление от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
5. Устав ДОО.
6. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
7. Положение о дополнительной общеразвивающей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
8. Дополнительная общеразвивающая программа «Прикоснись к природе сердцем!» (рассмотрена на педагогическом совете МБДОУ д/с «Солнышко», протокол №4 от 29.05.2015 г., утверждена приказом №32 от 29.01.2015 г.)
Сведения о программе :
Рабочая программа «Прикоснись к природе сердцем» 1-го года обучения разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Прикоснись к природе сердцем!» (рассмотрена на педагогическом совете МБДОУ д/с «Солнышко», протокол №4 от 29.05.2015 г., утверждена приказом №32 от 29.01.2015 г.)
Содержание образовательной деятельности 1-го года обучения:
1. Вводное занятие. Ознакомительная экскурсия по экологической тропе «В гости к ёжику «Пыху». Знакомство с хозяином экологической тропы, со схемой. (1)
2. Экскурсии по ознакомлению детей с объектами тропинки. (5).
3 ОД (занятия, развлечения). (9).
3. Наблюдения. (21).
4. Трудовая деятельность (18).
5. Целевые прогулки. Исследовательская деятельность. Беседа. (18).
Итого: 72
Организация образовательного процесса:
Организация образовательного процесса рабочей программы первого года обучения осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБДОУ д/с «Солнышко» на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа разработана для воспитанников 1 года обучения (5-6лет). Срок реализации программы 1 год. Количество учебных часов – 72.
Продолжительность занятий: 25 мин.
Календарно - тематический план работы по программе «Прикоснись к природе сердцем!» 1-го года обучения с детьми старшей группы (5-6 лет) :
Месяц Тема: Содержание Источник методической литературы:
Сентябрь: 1. Ознакомительная экскурсия по экологической тропе «В гости к ёжику «Пыху».
Знакомство с хозяином экологической тропинки. Работа с картой-схемой. (Конспект)
2. Целевая прогулка на огород : «Что выросло у Натки на грядке?»
Познакомить детей с видовой точкой
«Огород».
Развивать познавательный интерес, продолжать учить детей отгадывать загадки.
Воспитывать чувство взаимопомощи, радость от совместного труда.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 25.)
3. Путешествие по экологической тропе «Тропинка в природу». Знакомство с объектами «Деревья» и «Кустарники».
Познакомить детей с новыми видовыми точками экологической тропы. Воспитывать умение замечать прекрасное в природе и делиться впечатлениями. (Конспект).
4. Труд в природе. «Соберем разноцветные листья». Исследовательская деятельность»Почему нельзя жечь листья?».
Знакомить с трудом взрослых осенью. Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Воспитывать чувство взаимопомощи, радость от совместного труда.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 15).
Октябрь: 1. Наблюдение за рябиной осенью.
Продолжать знакомить детей с рябиной, её особенностями. Рассказать о роли рябины в жизни животных и человека заготовить ягоды рябины для зимней подкормки птиц.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 20.)
2. Целевая прогулка к цветнику. «Красота осенних цветов».
Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений. Накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.
Закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 13).
3. ОД на воздухе: «Осень золотая».
Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о путях приспособления природы к сезонным изменениям.
(О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ. – стр. 89).
4. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе. Исследовательская деятельность: сравнение листьев от разных деревьев по форме, по окраске, по размеру.
Труд в природе : «Утеплим домик ёжика».
Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы : учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 4.)
Ноябрь:
1. Занятие на экологической тропе «Письмо от березы».
Продолжать знакомить с деревом – символом России, его особенностями, ролью в жизни человека. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 30.)
2. Прогулка «Как мы следы осени искали?»
Пройти по всем видовым точкам тропы и назвать изменения, которые произошли с приходом
осени. (О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ. – стр. 86.)
3. Наблюдение за перелетными птицами.
Воспитывать познавательный интерес к птицам.
(Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 26.)
4. Экскурсия к объекту «Метеостанция» : «Наблюдение за ветром
Познакомить с объектом «Метеостанция».
Продолжать учить определять силу ветра.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 57.)
Декабрь:
1. Цикл наблюдений «В гости к елочке».
Проект «Защитим ёлочку, зелёную иголочку!».
Закрепить знания об особенностях ели, познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозеленая», «иголки», рассказать о пользе ели. Воспитание бережного отношения к ели. Способствовать воспитанию у детей природоохранного поведения.
(Проект «Защитим елочку, зеленую иголочку».)
2. Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушка-зима!»
Развивать
наблюдательность, умения анализировать и сравнивать, развивать любви и интереса к родной природе.
(Л. Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 91.)
3. Исследовательская деятельность: Наблюдение за снегом: Опыты: защитные свойства снега (вода в трёх бутылках в снегу на разной глубине); испарение воды (бельё на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце); разная потребность растений во влаге.
Формировать реалистическое понимание неживой природы. Развивать умение анализировать, сравнивать, проводить исследование, делать вывод. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 49.)
4. Экспериментально- опытная деятельность «Чья столовая?»Конкурс на лучшую кормушку «Поможем нашим пернатым друзьям!».
Продолжать закреплять знания о зимующих птицах. Формировать представление об особенностях поведения птиц в зимнее время. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
(Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 79).
Январь:1. Занятие на экологической тропе «Нас в любое время года учит мудрая природа…»
Воспитывать бережное отношение к природе, заботу и помощь в трудное время года. Осмотреть деревья и кустарники, сгрести снег к корням деревьев.
(В. А. Степанова «Листок на ладони» - стр. 50.)
2. Экскурсия: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…».
Расширять представления детей о состоянии живой природы в зимнее время. Продолжать знакомить со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях живой природы зимой. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 42).
3. Целевая экскурсия на экологическую тропу «В январе, в январе много снега во дворе…».
Исследовательская деятельность «Следы на снегу».
Учить детей по следам исследовать, кому они принадлежат.
Развивать интерес детей к исследовательской деятельности, умению анализировать и делать выводы.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 42.)
4. Наблюдение за синичкой.
Формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Учить узнавать синичку по внешнему виду. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 52.)
Февраль:
1. Наблюдение за сугробами.
Развивать интерес детей к исследовательской деятельности, умению анализировать и делать выводы.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 159.)
2. Наблюдение за сезонными изменениями.
Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Учить замечать характерные признаки конца зимы. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 53.)
3. Экскурсия к деревьям: Рассматривание веток деревьев. Сбор сломанных веток для наблюдения в группе.
Уточнить представления детей о ветках деревьев, закреплять знания детей о том, что дерево живой организм. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь.
Создать радостное настроение от участия в добром деле – помощи деревьям участка.
(Л. Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 85.)
4. Трудовая деятельность: Сгребание снега к деревьям и кустарникам.
Способствовать
развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе. Формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Способствовать расширению знаний о растениях.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 66.)
Март:
1. Наблюдение за сосульками.
Знакомить детей со свойствами воды, различными её состояниями
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 75.)
2 «Исследовательская деятельность: «Первые проталины».
3. Экологическая Акция «Прилетайте, скворушки!»
Вовлекать детей в пропагандистскую работу по охране окружающей природы; формировать экологическое сознание.
4. Целевая прогулка к деревьям : «Растения – живые существа».
О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» -стр. 102.
Апрель:
1. Целевая прогулка на экологическую тропу : «Интервью с ёжиком, подснежником, ручейком…».
Вызвать интерес к весенним изменениям в природе; побуждать задавать интересующие вопросы.
2 Проект «Берегите первоцветы – украшение планеты».Вовлекать детей в пропагандистскую работу по охране окружающей природы; формировать экологическое сознание.
Познакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения.
Учить устанавливать причинно-следственные связи. Прививать бережное отношение к первоцветам
3. Развлечение: «Здравствуй лес, весенний лес, полон сказок и чудес…».
4. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.
Продолжать знакомить с березой, её особенностями в весеннее время.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 76.)
Май:
1. ОД «Первые цветы на участке».
Познакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения.
Учить устанавливать причинно-следственные связи. Прививать бережное отношение к первоцветам.
(О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» -стр. 110.)
2. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе
(Л. Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 32.)
3. Наблюдение за божьей коровкой.
Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 84.)
4. Трудовая деятельность; высадка рассады цветов.
Побуждать детей принимать активное участие в посадке растений овощных культур.
Воспитывать чувство взаимопомощи, радость от совместного труда.
(Л. Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 108.)
Июнь:
1. Трудовая деятельность на объекте «Огород». Посев семян овощей.
Дать детям знания о способах выращивания растений. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.
2. Целевая прогулка «Травушка – муравушка».
Познакомить детей с народными названиями птичьего горца. Показать пищевые связи в природе. Учить наблюдать, видеть необычное в обычном. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. (Конспект)
3. Целевая прогулка : «У дорог и у дорожек зелёный лекарь – подорожник».
Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог.
(Конспект).
4. Экскурсия к Березке.
Учить детей видеть изменения в жизни березки с наступлением весны. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
5. Экологическая акция : «Украсим наш садик цветами».
Дать детям знания о способах выращивания цветов. Развивать наблюдательность, мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи, радость от совместного труда.
6. Экологическая акция : «Мы –друзья природы!».
Вовлекать детей в пропагандистскую работу по охране окружающей природы; формировать экологическое сознание.
7. Спортивно – оздоровительное развлечение «В гости к солнышку».
Создать радостное праздничное настроение, прививать интерес к здоровому образу жизни.
8. Наблюдение за насекомыми – объект «Золотой луг».
Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. (Л. Г. Горькова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - стр. 105.)
9. Наблюдение на объекте «Первоцветы» за мать-и-мачехой.
Формировать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
(И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 90.)
10. Исследовательская деятельность: «Как мы сеяли горох».
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, наблюдать, анализировать, делать обобщения. (Конспект).
11. Наблюдение за цветами на объекте «Золотой луг».
Развивать познавательный интерес к цветам на лугу. Воспитывать бережное отношение к природе. (И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» – стр. 86.)
12 Развлечение «В гостях у дедушки Луки».
Создать радостное, праздничное настроение, желание участвовать в экологическом празднике.
(Конспект).
Июль:
1. ОД на экологической тропе : «Обыкновенная календула».
Познакомить детей с календулой, её лекарственными свойствами.
2. Наблюдение «Вьюнок – цветок».
Познакомить детей с растением-метеорологом, его свойствами.
3. Целевая прогулка : «Растения – метеорологи».
Познакомить детей с растением-метеорологом, его свойствами.
4. Беседа «Лекарственные травы».
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правила их сбора, применения.
5 ОД на экологической тропе «Карлсон в гостях у ребят».
Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях; развивать знания о сборе и применении в лечебных целях календулы
6. Трудовая деятельность: «Ухаживаем за цветами».
7. Презентация: «Праздник цветов».
8. Экологическая акция : «Чистый дворик».
9. ОД «Экологическая азбука».Уточнить знания о деревьях, их сходстве и различии. Воспитывать бережное отношение к зеленому наряду Земли.
10. Развлечение «Приключение на экологической тропе».Уточнить знания о деревьях, их сходстве и различии. Воспитывать бережное отношение к зеленому наряду Земли.
11. ОД «Загадки Бабы – Яги».
12. Наблюдение за насекомыми.
Август:
1. Трудовая деятельность на огороде «Выращиваем овощи».
Побуждать детей принимать активное участие в выращивании растений овощных культур, прополке сорняков, поливу растений
2. Экологическая акция : «Мы – друзья природы».
Воспитывать чувство взаимопомощи, радость от совместного труда.
3. Наблюдения на экологической тропе объект «Водоем».
Познакомить с растениями водоема. Воспитывать интерес к природе, её красоте и неповторимости.
4. Наблюдения на экологической тропе – объект «Альпийская горка».
Наблюдения за растениями, которые растут на альпийской горке.
5. Исследовательская деятельность: «Как мы вырастили горох».
6. Трудовые десанты, наблюдения, составление альбома: «Экологическая азбука», зарисовки.
7. Трудовая деятельность «В огород мы пойдем, урожай мы соберем!».
Побуждать детей принимать в совместном труде.
8. ОД «Зеленый горошек».
Дать детям знания о ценности овощной культуры – горох.
9. Беседа «Как человек охраняет природу!».
Познакомить детей со способами охраны природы.
Побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе.
(О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» -стр. 110)
10. Развлечение «Маленькие огородники». (Подведение итогов работы на огороде.)
11. Итоговое мероприятие «Юные знатоки природы».
Моноторинг.
Требования к результатам освоения прогаммы.
У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
2. Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
3. Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
4. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
5. Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Любознательного ребё нка характеризует: активное изучение природного мира, увлечённость рассматриванием энциклопедий, экспериментированием, выдвижением предположений о причинах природных явлений, рассуждениями о природе, которые отличаются полнотой и развернутостью.
Детей «эстетически воспринимающих мир», отличает отзывчивость на красоту природы, им нравится рассматривать картины, фотографии с изображением природных объектов, рисовать. Они знают много сказок, стихов о природе.
Детей – «практиков» характеризует активное включение в трудовую деятельность в природе, их привлекает сам процесс ухода. Возможность использовать разные материалы и инструменты. Они с удовольствием и качественно ухаживают за растениями и животными.
Список используемой литературы:
1. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова.
– Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
– ВАКО – Москва – 2005.
2. О. Ф. Горбатенко. – Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2006.
3. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Экологические проекты в детском саду. – Учитель. – Волгоград. -2011.
4. .И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. – Прогулки в детском саду. (Старшая и подготовительная группа). – ТЦ Сфера». Москва. 2010.
5. Организация деятельности детей на прогулке». Кобзева Т. Г., Александрова Г. С., Холодова И. А. Подготовительная группа. «Учитель». Волгоград. 2013.
6. «Листок на ладони». Степанова В. А., Королева И. А. «Детство – Пресс». Санкт-Петербург. 2004. -112с.
7. О. А. Соломенникова. - Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – Мозаика – синтез. Москва. 2009.
8. Т. А Шорыгина «Беседы о воде в природе». Т. А Шорыгина ТЦ «Сфера». Москва. 2005.
9. «Какие месяцы в году?» Т. А Шорыгина. Издательство «Гном иД». Москва. 2001. – 98с.
66. «Насекомые. Какие они?». Т. А Шорыгина Издательство «Гном и Д». Москва. 2001 – 96с.
10. «Домашние животные. Какие они?». Т. А Шорыгина. Издательство «Гном и Д». Москва. 2002. -96с.
11. «Деревья. Какие они?». Т. А Шорыгина Издательство «Гном и Д». Москва. 2002. – 102с.
12. «Птицы. Какие они?». Т. А Шорыгина Издательство «Гном и Д». Москва. 2002. – 98с.
13. «Рыбы. Какие они?» Т. А Шорыгина. Издательство «Гном и Д». Москва. 2002. -96с.
14. «Какие звери в лесу?». Т. А Шорыгина. Издательство «Гном и Д». Москва. 2002.
15. «Зелёные сказки. Экология для малышей». Т. А Шорыгина. Издательство «Книголюб». Москва. 2002. – 102с.
16. «Добрые сказки». Т. А Шорыгина. Издательство «Книголюб». Москва. 2002. -98с.
17. «Осторожные сказки». Т. А Шорыгина Издательство «Книголюб». Москва. 2005. – 96с.
18. «Вежливые сказки»». Т. А Шорыгина. Издательство «Книголюб». Москва. 2005. – 96с.
19. «Родные сказки». Т. А Шорыгина. Издательство «Книголюб». Москва. 2005. – 102с.