Татьяна Западалова
Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта. «Прикоснись к природе сердцем»
Актуальность.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Публикация «Образовательный проект „Прикоснись к природе сердцем“ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности и воспитание экологической культуры. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.
Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого–ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать только в единстве с повышением экологической культуры родителей, что в свою очередь является одним из важнейших и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Описание проекта :
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Проблема.
В ходе опроса родителей в начале учебного года было выявлено, что вопросам экологического воспитания в семьях уделяется недостаточно внимания, низкий уровень экологической культуры детей и малая информи-рованность родителей об экологической обстановке в нашем городе обуславливает недостаточный уровень познавательной активности и экологических знаний у детей.
Цель проекта.
Формирование первичных представлений о живой и неживой природе; вос-питание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи проекта.
• подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход;
• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за животными объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
• формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы в ходе формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью совместных мероприятий.
• включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребенка».
• воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и дошкольного учреждения.
Участники проекта :
• дети группы,
• родители воспитанников,
• воспитатели.
Ожидаемый результат:
• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к объектам природы.
• повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
• непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий.
Срок реализации проекта : сентябрь 2015 - май 2016 учебного года.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Формы реализации проекта :
Занятия, беседы, работа с родителями, игры, наглядный и демонстрационный материал.
Наблюдения за природными объектами на территории детского сада.
Огород на окне.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Изучение программно-методического материала по направлению работы. Опрос родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: наблюдения, по территории детского сада; проведение консультаций. Составление перспективного плана мероприятий.
Задачи:
Анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
Прогнозируемый результат:
Пополнение, обогащение и усовершенствование развивающей среды в группе и ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников (педагогическая копилка по экологическому воспитанию детей с методическими разработками и сценариями образовательных мероприятий, создание огорода на территории ДОУ и т. д.)
Подбор необходимой методической литературы.
Подбор литературного материала.
Составление перспективного плана мероприятий
2. Практический
Реализация проекта через мероприятия :
Для детей :
Интегрированное занятие «Всё из ничего. Экологическая ёлочка».
Развлечение «Поездка в лес».
Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.
Выставка поделок из природных материалов «Осенние чудеса».
Выставка новогодних композиций «Зимняя сказка».
Конкурс на лучшую кормушку «Птичья столовая».
Для родителей:
Консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем»
Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»
Мастер-класс для родителей «Экологическое развитие детей».
Папка-передвижка «Земля – наш общий дом»
Совместные мероприятия:
«Город без гвоздей» (строительство бумажного городка).
Оформление стенда «Прикоснись к природе сердцем».
Родительское собрание – КВН «Тайны природы».
«Эколого-психологические игры».
Экологический субботник с родителями «От чистоты в душе к чистоте во дворе».
Для педагогов:
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)
Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»
3. Контрольно-оценочный
Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Прикоснись к природе сердцем".
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
Анкетирование родителей.
Подведение итогов.
4. Презентационный.
Презентация - «Прикоснись к природе сердцем»
5. Итоги проекта :
• у детей сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
• для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе, они уверенно ориентируются в правилах поведения в природе. В конкретной ситуации мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
• дети видят многообразие природы, умеют наблюдать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
• с помощью родителей вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Мотивом такого отношения выступает понимание родителями и детьми самоценности живого, общая с родителями гуманная позиция.
• дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.
• дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
При организации воспитательно-образовательного процесса по экологи-ческому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила, в свою очередь:
• педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
• родителям понять значимость воспитания у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к состоянию окружаю-щей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Воспитанию экологически грамотного ребёнка.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2014 г.
2. Николаевой С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»
3. Шорыгина Т. А., - Гном, 2008. серия книг о насекомых, птицах, животных, деревьях.
4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
5. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Издательство «Мозаика-синтез», 2016
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
9. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
10. Сайты интернета для воспитателей.
11. Интернет-ресурсы.
Литература для детей
1. А. Батуев «Чудесный мир», - М., Детская литература, 1990
2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
3. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
4. В. Бианки «Русские сказки о природе»»,
7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»
8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых», - М., Лесная промышленность,
9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»