МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ

Татьяна Щипачёва
Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ

Возраст детей 13 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

Педагог дополнительного образования

Щипачёва Татьяна Васильевна

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная образовательная программа экологического клуба „Зелёный лес“ рассчитана для работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Есть дети, хронические заболевания которых либо затрудняют, либо делают невозможным обучение в обычном классе общеобразовательного учреждения. Это – дети с ограниченными возможностями здоровья. Образование таких детей имеет свои особенности и проблемы, но очень важно, что оно оставляет возможность для общения – того, порой незаметного, для нас взрослых, но очень важного для них.

Направленность программы :

Дополнительное образование эколого-биологической направленности является эффективным средством социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование компетенций, необходимых для осознанного экологически целесообразного поведения, организации экологических инициатив и выполнения исследований и проектов способствует развитию социальной активности указанной категории детей.

Актуальность программы :

Для ребенка значимо быть признанным в обществе. Порой признание одноклассников для него важнее, чем успешность в учебе. Для такого ребёнка образовательное учреждение становится, прежде всего, центром общения. И именно общение с другими детьми является основой для формирования личностных качеств, необходимых школьнику для его социального развития и успешности в обществе. Представляемая образовательная программа реализуется через деятельность экологического объединения детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из идеи – не только содействовать получению качественного образования, но и обеспечивать условия для социализации школьников, формулируется

Цель: оптимизация процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования эколого-биологической направленности.

Задачи:

1. формирование компетенций, необходимых для экологически целесообразного поведения – «компетенций эколога». К указанным компетенциям относятся: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к объектам живой природы.

2. формирование компетенций, необходимых для организации экологических инициатив – «компетенций волонтера». К указанным компетенциям относятся: умения работать в команде, желание делиться освоенным опытом, умения реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства.

3. формирование компетенций, необходимых для выполнения исследований и проектов – «компетенций исследователя».

К указанным компетенциям относятся:

- умения работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой Интернет-ресурсами);

- умения формулировать проблему;

- умения предлагать способы решения проблем;

- умения делать обобщения и выводы по материалам исследования.

Медико-социальная характеристика обучающихся

Программа ориентирована на учащихся 7–9х классов. Все участники экологического объединения имеют справку КЭК по состоянию здоровья.

Отличительная особенность программы

Хронические нарушения физического здоровья, сниженная работоспособность, пониженная мотивация к учебной и внеурочной деятельности определяют необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника экологического клуба. Создание для каждого обучающегося индивидуальной образовательной траектории, адекватной его индивидуальным особенностям. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивается за счет:

* проведения всех учебных занятий в малых группах (до пяти человек);

* поддержания постоянной обратной связи с обучающимися;

* индивидуализации заданий, адекватно способностям каждого.

Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная сфера (эмоции и чувства). От эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия с другими людьми, а значит, – успешность его социального развития. Благоприятные условия для развития эмоциональной сферы личности школьника создаются в том числе и системой дополнительного образования. Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает эколого-биологическая направленность дополнительного образования детей. Через эмоциональную включенность в мир природы на занятиях в экологическом объединении школьники учатся сопереживать, сотрудничать с другими людьми, проявлять активную гражданскую позицию. Для развития эмоциональной сферы обучающихся экологического клуба «Зелёный лес», как условия успешности их социализации, реализуются такие организационные и дидактические условия как:

· использование активных форм и методов дополнительного образования детей эколого-биологической направленности;

· подбор личностно значимых учебных ситуаций.

Деятельность в экологическом объединении подразумевает не только нахождение в «стенах» школы, но и активную творческую занятость в социуме за её пределами. Обучающиеся экологического клуба становятся участниками различных конкурсов, городских игровых программ, экологических инициатив, профильных смен. Таким образом, система педагогической работы, определяемая моделью, дает возможность детям с ограничениями здоровья полноценно общаться и взаимодействовать как между собой, так и со сверстниками из образовательных учреждений. Можно утверждать, что деятельность в объединении способствует нивелированию трудностей интеграции в общество у детей-инвалидов.

Приведённые данные позволяют рассматривать деятельность экологического клуба как форму реализации инклюзивного образования. В настоящее время инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Интернет ресурсы, «Социальная педагогика» учебное пособие Василькова Ю. В, Василькова Т. А, «Педагогика» 2е издание Вайндорф-Сысоева М. Е. (конспект лекций, экологические игры, задания, тесты, набор карточек по экологии и биологии. Сборник заданий: предметные недели в школе «Биология, экология, здоровый образ жизни», литература по экологии, методические пособия, альбомы с фотографиями и рисунками, экологические плакаты, учебно-познавательные игры.

«Формы контроля и оценочные материалы»

Тесты, экологические игры, табло достижений, фронтальный опрос, комбинированный опрос, ролевая игра, конкурсы. Самостоятельная работа, лабораторная работа, практическое задание, задание в тестовой форме, сообщения, участие в экологических акциях, издание бюллетеней, самостоятельная работа, диспут.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы необходимо наличие : отдельного помещения, лабораторного оборудования для проведения экологических исследований; компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования, фотоаппарат, планшет.

Нормативно-правовое обеспечение программы

При разработке и реализации программы учитываются следующие нормативно-правовые документы: Международная конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Организация работы

Программа рассчитана на два года обучения для детей 13-15 лет (144 часа, 2 раза в неделю по два часа)

Учебно – тематический план 1го года обучения.

Тема Всего Теория Практика Формы контроля

Введение в экологию 4 2 2 Комбинированный опрос

Экосистема 20 10 10 Фронтальный опрос

Организм и экосистема 20 16 4 тест

Популяция в экосистеме 20 12 8 Задание в тестовой форме

Безопасность на природе 16 10 6 Практическое задание

Человек и экосистема 22 12 10 Ролевая игра

Безопасность в городских

условиях 18 12 6 Самостоятельная работа

Биосфера как глобальная

экосистема 24 12 12 Сообщения

ИТОГО: 144 86 58

Введение в экологию (4 ч)

Знакомство участников объединения. Выполнение мини исследований. Правила работы в объединении, правила безопасности труда. Предмет экологии. Необходимость изучения экологии. Развитие экологических знаний. Формирование экологии как самостоятельной науки. Современная трактовка понятия «экология». Социальная экология. Среда обитания. Борьба за существование. Системность окружающего мира. Живая материя. Уровни организации материи. Обобщение.

Экосистема (20 ч, из них 10 ч теоретических занятий, 10 часов практических занятий)

Экосистема – основной элемент биосферы. Особенности экосистемы. Трофическая структура сообщества. Принципы конкурентного вытеснения. Вертикальные и горизонтальные взаимоотношения организмов. Самоочищение экосистемы. Развитие экосистемы. Реакция экосистем на загрязнение и разрушение. Экосистема и кислотные осадки. Экосистема и рекреационные нагрузки. Экосистема как совокупность факторов, влияющих на здоровье. Обобщение.

Организм и экосистема (20 ч, из них 16 ч теоретических занятий, 14часа практических занятий

Организм и экологический фактор. Закон Либиха – Шелфорда. Абиотические факторы: свет, температура, вода, ионизирующие излучения. Факторы здоровья человека. Влияние живых существ на окружающую среду. Жизненные формы видов и их приспособительное значение. Адаптация: разнообразие приспособлений. Изменение человеком условий среды. Обобщение. Вид: характерные особенности. Отличие популяции от вида. Структура популяции. Группировки животных и их распределение в пространстве. Регулирование отношений внутри группы. Численность и плотность популяции. Причины, ограничивающие рост популяции. Стратегии регулирования численности популяций. Понятие популяционного здоровья. Обобщение.

Безопасность на природе (16 ч, из них 10 ч теоретических занятий, 6 часов практических занятий)

Безопасность в разных природных зонах. Ориентирование на местности. Гигиена в условиях природной среды. Как разбить лагерь и построить временное убежище. Как разжечь костер. Как найти питьевую воду. Первая помощь пострадавшим.

Человек и экосистема

(22 ч, из них 12 ч теоретических занятий, 10 ч практических занятий)

Происхождение человека. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. «Средний» человек. Наследственность как фактор здоровья. Проблемы предупреждения наследственных заболеваний. Ландшафт как фактор здоровья. Природная среда: биоритмы, самочувствие, погода. Природная среда и болезни человека. Человек в экстремальных условиях. Стресс и адаптация. Качество природной среды и здоровье. Радиация и здоровье. Здоровый образ жизни. Планирование семьи. Труд и здоровье. Информация и здоровье. Обобщение.

Безопасность в городских условиях (18 ч, из них 12 ч теоретических занятий, 6 ч практических занятий)

Опасные животные в городе. Как вести себя при техногенной катастрофе. Как вести себя в толпе. Как правильно тушить пожар. Можно ли верить рекламе. Терроризм у вашего порога.

Биосфера как глобальная экосистема (24 ч, из них 12 ч теоретических занятий, 12 ч практических занятий)

Границы жизни. Биосфера и космос. Биологическое разнообразие и живое вещество. Особые свойства живого вещества. Принципы эволюции. Биогенная миграция атомов. Разнообразие живого вещества. Проблемы сохранения биологического разнообразия. Обобщение. Человечество и биосфера. Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по самостоятельной работе в летний период. Перспективы работы в следующем учебном году.

Предполагается, что при условии успешного обучения по программе первого года, обучающиеся смогут:

Называть:

· экологические факторы и адаптации организмов к ним;

· факторы здоровья человека.

Характеризовать: виды взаимоотношений организмов.

Обосновывать: необходимость и особенности безопасного поведения в природной среде.

Сравнивать: структуры и функционирование экосистем различного уровня

состояние экосистем различного уровня.

Приводить примеры: положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы.

Делать выводы: о социокультурных, философских и экономических причинах развития экологии.

Второй год обучения – ребята участвуют в экологических инициативах, акциях. Формируются компетенции по обеспечению личной экологической и социальной безопасности. Волонтерская деятельность, участие «особых» детей наравне с «обычными» в различных конкурсах и инициативах развивает коммуникативные навыки ребенка, а также чувство ответственности и гражданскую активность.

Учебно – тематический план 2го года обучения

№ Тема Всего Теория Практика Формы контроля

1 Школа волонтёра 22 12 10 Экологическая акция

2 Экологические

классные часы 24 10 14 Конкурсы

3 Проблемы

природопользования 10 5 5 Издание бюллетеней

4 Пути к новой

цивилизации 10 5 5 Диспут

5 Проведение

экологических акций 18 4 14 Экологическая акция

6 Лаборатория

исследователя 44 20 24 Лабораторная работа

7 Экологические

проблемы современности 16 12 4 Фронтальный опрос

8 ИТОГО 144 68 76

Содержание программы второго года обучения

Школа волонтера. Теоретическая подготовка (12 ч)

Экологическая инициатива. Экологическая акция. Зона личной экологической ответственности. Общественное экологическое движение. Экологические нормы. Экологическая политика России. Проблемы детского экологического движения. Способы нахождения спонсоров. Организация и проведение экологической акции. Написание экологической декларации. Привлечение общественности к решению экологических проблем.

Экологические классные часы (24 ч)

В течение учебного года обучающимися второго года обучения проводятся восемь экологических классных часов, предлагаемые темы: «МОЙ мир – наш МИР», «Какое я животное?», «День здоровья», «Конкурс экологических плакатов», «Экологический фотоконкурс», «Реклама – друг или враг?», «День Земли», «День экологической безопасности».

Проблемы природопользования (10 ч, из них 5 ч теоретических занятий, 5 ч практических занятий)

Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Научные основы природопользования. Мониторинг. Виды мониторинга. Оценка качества окружающей среды. Особенности использования и охраны природных ресурсов. Виды природопользования. Управление природопользованием. Влияние экономического развития на характер природопользования. Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Обобщение.

Пути к новой цивилизации (10 ч, из них 5 ч теоретических занятий, 5 ч практических занятий)

Поиски альтернативных путей развития. Концепция устойчивого развития. Культура и мораль новой цивилизации. Политическая экология. Экологическое право. Экологическое образование. Экологическая информатика. Экологизация экономики. Инженерная экология. Безотходное и экологическое производство. Биотехнология. Освоение космоса и проблемы экологии. Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности. Обобщение.

Проведение экологических акций (12 ч)

В течение учебного года обучающимися третьего года обучения проводятся три экологических акции : «Соседи по планете», «Экологический фотоконкурс», «День воды». Каждая акция проводится в течение 1 учебного часа и требует на подготовку 3 учебных часа.

Лаборатория исследователя (44 ч)

Составление экологических карт местности. Методики описания природных и социоэкосистем. Определение степени достоверности заданного источника информации. Полевые методики оценки состояния естественных экосистем. Методы биоиндикации естественных экосистем. Методики экологического моделирования экологических проблем. Участие в экологических конкурсах.

Экологические проблемы современности (16 ч)

«Прогресс или иллюзия прогресса. Рост городов. Урбанизация. Отрицательные факторы воздействия человека на окружающую природную среду. Здоровьесберегающее поведение. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. ЮНЕП, ЮНЕСКО, ФАО: международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Красная книга РФ, НСО. Характеристика экологического движения в России. Становление организационных форм современного экологического движения в России. Становление международного экологического сотрудничества. Укрепление экологического сотрудничества в условиях нарастания угрозы экологической катастрофы.

Называть: космические условия, обеспечивающие жизнь на планете.

Характеризовать: Физико-химические основы круговорота веществ

Обосновывать:

· причинно-следственные связи экологических явлений;

· необходимость и особенности безопасного поведения в городской среде.

Сравнивать: различные стратегии здоровьесберегающего поведения.

Оценивать: влияние условий природной и социальной среды на здоровье человека.

Приводить примеры: основных видов загрязнений, глобальных экологических проблем.

Делать выводы: о влиянии человека на природные объекты и явления.

Участвовать: в экологических конкурсах, инициативах.

Характеризовать: особенности истории экологического движения в России и в Новосибирске.

Обосновывать: необходимость рационального природопользования.

Сравнивать: взгляды на взаимоотношения человека и природы на разных исторических этапах развития общества.

Оценивать: степень достоверности различных источников информации.

Приводить примеры: общественных экологических организаций г. Омска.

Делать выводы: о роли общественного экологического движения в решении глобальных, региональных и локальных экологических проблем.

Участвовать: в экологических конкурсах, инициативах.

Методическое обеспечение

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

словесный, репродуктивный, поисковой, проблемный, проектный, игровой.

Формами организации занятий являются:

Учебное занятие, экскурсия, викторина, выставка, игра, сбор природного материала.

Публикации по теме:

«Сказка о Снегурушке». Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Мультидетство» Дополнительная образовательная программа «Мультидетство» «Сказка и снегурушке» Цель: ознакомление с зимними природными явлениями Задачи:1).

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (ринолалия) 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики.

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивай-ка» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу предложить дополнительную образовательную программу "Развивай-ка" Программа была составлена и апробирована.

Дополнительная образовательная программа «Кроха» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Согласовано Утверждено на педагогическом совете.

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир музыки» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир музыки» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Тиньгаева О. В.

Дополнительная образовательная программа «ЮММ — юные математики, мыслители» для детей 3–5 лет Содержание: 1. Новизна программы 2. Цель и задачи программы 3. Срок реализации и возрастная направленность программы 4. Тематическое планирование.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «Декоративная обработка древесины и столярное дело» для детей с ОВЗ Дополнительная общеразвивающая программа по направлению «декоративной обработки древесины и столярного дела» для детей с тяжелыми множественными.

Дополнительная образовательная программа кружковой работы в ДОУ «Театрализованная деятельность. Маленькие артисты» Развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального здоровья- является приоритетным направлением в содержании воспитательного процесса.

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ
Опубликовано: 3 января 2019 в 05:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щипачёва (УИ 349799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД