Ольга Едрышова
Программа по выявлению и развитию умственных и творческих способностей дошкольников «Геометрика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обществу нужны люди интеллектуально развитые, умеющие творчески мыслить. Поэтому уже с детского сада необходимо научить ребёнка фантазировать, творить, решать проблемные ситуации, принимать самостоятельные решения. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования определяют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Темочки:
Ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Из всех четырёх типов познавательных процессов, а именно: восприятие, память, мышление, воображение – мышление является высшей степенью познания действительности.
Благодаря мышлению становится возможным познавать те предметы и явления, которые непосредственно не могут быть восприняты какими либо органами чувств.
Всякая мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью следующих мыслительных операций:
1. анализа,
2. синтеза,
3. сравнения,
4. обобщения
5. классификации,
6. абстракции,
7. конкретизации.
Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление в этом возрасте еще не сформировалось. Данному процессу препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
Ведение углубленной работы по познавательному развитию «Занимательная геометрия» – развивает ребёнка как интеллектуально, так и творчески, позволяет обеспечить развитие пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий.
Цель: развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами геометрического материала.
Задачи:
• Формирование осознанных геометрических знаний;
• Умение выделять существенные признаки, отличая при этом сходные и различные признаки и свойства;
• Формирование и развитие наблюдательности и внимания у ребёнка;
• Формирование умения сравнивать;
• Умение делать несложные обобщения на основе общих свойств;
• Умение распределять предметы на группы в соответствии с выделенными признаками;
• Развитие памяти, внимания, мышления;
• Развитие творчества;
• Приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Формирование навыка самоконтроля и самооценки;
• Развитие способности к моделированию.
Показатели результативности: знание геометрических фигур, сравнение, свойства, классификация, аналогия, творческие способности, внимание, мышление, память.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя следующие разделы:
Геометрические фигуры, анализ фигур, игры с геометрическим содержанием, творческая деятельность
Содержание работы по программе основано на геометрическом материале.
Познавательный материал предлагается в увлекательной форме, через игры, сказки, продуктивную деятельность в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения, с учётом интеграции образовательных областей.
В виде геометрических сказок, представляющих собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей. Сказки для дошкольников — важный элемент, формирующий математическую грамотность.
Первые представления о форме дети накапливают в процессе игровой деятельности, рассматривая и ощупывая предметы.
Используя различные виды изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) формы превращаются в любимых детьми героев.
Таким образом, дети быстрее запоминают название геометрических фигур, создают яркие индивидуальные и коллективные композиции, вызывая положительные эмоции и давая возможность проявить терпение, фантазию, творческие возможности, почувствовать себя самостоятельными.
Научившись рисовать основные геометрические фигуры, дети легко осваивают технику рисования.
Разрезав круг пополам, получается Божья коровка, из прямоугольника – листочек, точки украшают крылья.
Научившись лепить шар, конус, цилиндр, куб и т. д. дети легко переходят к более сложным видам лепки, превращая их в лисичку, белочку, медведя.
Используя плоскостные геометрические наборы или объёмные формы, дети конструируют, развивая пространственное мышление и воображение.
Моделируя из палочек или ниток, преобразуют геометрические фигуры в новые образы предметного мира, животных. Для этой цели используют разные типы творческих заданий : на разработку собственного замысла, на дополнение незаконченной конструкции, на дополнение и изменение заданного образа новыми элементами.