Екатерина Муратова
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Осиповская средняя общеобразовательная школа имени Т. Ф. Осиповского»
Ковровского района
Программа по внеурочной деятельности
для учащихся 5 класса
Публикация «Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
по профилактике конфликтных отношений
внутри классного коллектива.
Составитель:
Муратова Екатерина Алексеевна
педагог-психолог
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа профилактического курса построена на основе авторской психолого-педагогической программы «Психологическая азбука» (авт. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х) и рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях, а так же дополнена занятиями из авторской программы Уваровой О. А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы : практические занятия, тренинговые задания», ФГОС.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, т. к. с одной стороны, они переходят к новым условиям обучения, требующим от них самостоятельности, ответственности, самоорганизованности, и, с другой стороны, происходит смена ведущего вида деятельности (учеба постепенно замещается общением). Именно успешность социальных контактов в большинстве случаев определяет завершенность процессов адаптации к обучению в среднем звене школы.
Надо отметить, что в данном возрасте происходят существенные изменения в межличностных отношениях внутри класса : перераспределение дружеских компаний, появление некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Появляется демонстративность поведения, агрессивные тенденции, что является частью взросления, частью стремления занять определенную социальную нишу. Такие изменения очень важны для подростка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях легко восполнить, то возникшие психологические нарушения в данном возрасте могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Поэтому на данном этапе обучения необходима помощь ученику в познании самого себя, своих уникальных изменений, в поиске своих ресурсов для преодоления трудностей школьной жизни, в развитии навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими, будь – то учитель, сверстники, другие взрослые.
Программа дополнена дополнительным обучающим блоком по развитию у учащихся навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, расширению знаний о причинах конфликтов, методах взаимодействия в сложных ситуациях, путях поиска компромиссных решений.
Данная программа разработана для занятий с детьми 5 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия составляет 40 мин.
Целью программы является формирование социально-адаптивной личности ученика.
Задачи:
• формирование атмосферы дружелюбия в классном коллективе;
• формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания;
• содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний;
• привлечь внимание учащихся к процессу взросления путем осознания ими собственных способностей, возможностей, вновь появившихся обязанностей как неотъемлемой части данного процесса;
• содействие развитию ответственности за свои поступки;
• мотивирование учащихся на развитие силы воли и самоконтроля;
• познакомить учащихся с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни;
• помочь выстроить конструктивные отношения с одноклассниками путем повышения социальной компетентности;
• формирование правовой культуры;
• формирование навыков конструктивного разрешения конфликта, спора;
• формирование толерантного отношения к социуму;
• способствовать повышению учебной и социальной активности
Формы и методы работы.
Реализация данной программы осуществляется в рамках лекционных, тренинговых, диагностических, игровых занятий, диспутов, предполагающих активный диалог между ведущим и учащимися с помощью методов игровой проекции, творческих и практических работ.
Для реализации программы понадобятся карточки настроения (комплект из трех карточек на одного ученика, пакет диагностических методик, рабочая тетрадь (альбом, цветные карандаши.
Требования к помещению.
Занятия можно проводить в классной комнате при условии подготовки рабочих мест для тренинговой формы работы (круговая организация) с учащимися.
Структура курса.
Блок занятий № 1: Я – пятиклассник!
Предполагаемые результаты:
Личностные УУД: формирование адекватного представления о себе, своих возможностях, интересах путем познания внутреннего мира, принятия его уникальности.
Кол-во часов: 8
Блок занятий № 2: Инструменты общения
Предполагаемые результаты:
Личностные и коммуникативные УУД: формирование умения адекватного реагирования на события школьной жизни, навыков саморегуляции, самоконтроля, эмпатии. Развитие навыков сотрудничества, самоуважения и принятия другого человека. Формирование понимания внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении. Формирование представлений о школьной службе примирения, процедуре медиации.
Кол-во часов: 20
Блок занятий № 3:Отработка практических навыков разрешения конфликта.
Предполагаемые результаты:
Личностные и коммуникативные УУД: формирование навыков конструктивного разрешения конфликта, медиативных навыков, формирование умения эмоционального абстрагирования от конфликта, ориентирование на определенную конструктивную цель, формирование практических умений установления сотрудничества или компромисса.
Кол-во часов: 6
Итого: 34 часа
Тематический план.
№ Тема Кол-во часов
Тема 1. Я - пятиклассник
1. Введение в работу. Тренинг общительности. 1
2. Мое лето перед школой. 1
3. Мой 5 класс : тренинг целевых установок. 1
4. Я и мой внутренний мир : диагностика эмоционального фона. 1
5. Мои социальные роли. Диагностика личностных особенностей. 1
6. Я и ты: умею ли я дружить? Диагностика личностных особенностей. 1
7. Стили реагирования в конфликте. 1
8. Диагностика стиля реагирования в конфликтной ситуации, спора. 1
Всего часов: 8
Тема 2. Инструменты общения
1. Что мы знаем об общении 1
2. Феномен первого впечатления. Тренинг отработки навыков. 2
3. Активное и пассивное слушание 1
4. Практикум активного слушания 1
5. Поговорим без слов 1
6. Практикум неречевого общения 1
7. Мои друзья – девочки и мальчики 1
8. Мой класс : я и мои одноклассники 1
9. Умею ли я дружить? 1
10. Лидерство в классе. Социометрическая диагностика. 1
11. Этикет и его роль в общении. Мужской и женский этикет. 1
12. Тренинг отработки навыков этикета. 1
13. Конфликты в классе. 1
14. В стране чувств (эмоции конфликта и постконфликтное состояние) 1
15. Что такое сотрудничество и компромисс. 1
16. Практикум «Коллективная работа»
Всего часов: 18
Тема 3. Школьная служба примирения.
1. Что такое «Медиация» и «Служба примирения» 1
2. Принципы и процедуры восстановительной медиации. 1
3. Качества медиатора, применение техник «Мозгового штурма» 1
4. Ролевое обыгрывание конфликтных ситуаций. 1
5. Виды конфликтов и выбор стратегии их разрешения. 1
6. Практикум конструктивного разрешения конфликта. 2
7. Итоговое. Рефлексия полученных з. у. н. 1
Всего часов: 8
Итого: 34 ч.
Список литературы.
1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий в 4-м классе. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2014.
2. Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2005
3. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М. : Первое сентября, 2003
4. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб. : Питер, 2007
5. Панкратов В. Н. Маленькие секреты большого успеха. Искусство доверительных отношений. – М. : Дрофа-Плюс, 2004.
6. Уварова О. А. ««Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы : практические занятия, тренинговые задания», ФГОС. -М. : Учитель, 2018.
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). 5-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2012.
8. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 4 класс. – М. : Генезис, 2012