Маргарита Муратова
Программа по театрализованной деятельности «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка "Теремок" имеет художественную направленность, нацелена на реализацию задач развития театрализованной деятельности детей на базовом уровне, и разработана на основе программ «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.
Темочки:
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
Программа ставит перед собой задачу создания условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не только в обычном разговоре, но и на публике. Выразительность речи, уверенность в себе можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Кроме того, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Программа направлена на решение следующих задач:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
• Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.
• Познакомить детей с различными видами театра (драматический, кукольный, пальчиковый, теневой и др.).
• Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
• Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
• Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольника-
ми рекомендуется учитывать следующие принципы (Э. Г. Чурилова) :
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов ра-
боты.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы
организации педагогического процесса.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и
проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Основные направления программы :
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
• Что такое театр, театральное искусство;
• Какие представления бывают в театре;
• Кто такие актеры;
• Какие превращения происходят на сцене;
• Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми, премьера спектакля; обсуждение его с детьми. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
• составление словесного портрета героя;
• фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
• работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
• подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Режим работы кружка:
День недели Время в режиме дня
среда 15.10 - 15.35
Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.
Планируемые результаты к концу года:
- Дети заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью;
- Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным
сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- Выразительно читают стихотворный текст;
- Передают образ героя характерными движениями;
- Действуют на сцене в коллективе: согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- Уверенно выступают перед аудиторией.
- Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- Двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- Создают пластические импровизации под музыку различного характера.
- Знают некоторые виды театров (драматический, кукольный, пальчиковый, теневой и др.).
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».
- Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
- Помощь детям при участии в конкурсах.
- Помощь при разучивании текста героя, роли.
- Участие родителей в показе кукольного театра.
- Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
- Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
- Помощь в организации похода в театр.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015- 2016учебный год
Неделя Тема занятия Содержание занятия
СЕНТЯБРЬ
1 Знакомство с театром
Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» - Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
- Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.
2
Кто работает в театре. «Закулисье».
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.
Беседа, просмотр видео- ролика.
3 Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческой группы «Золотой век»
Знакомство с актерами;
Рассматривание реквизита, костюмов.
4 Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Беседа по содержанию. Описание характера героев. Д/ И: «Назови автора сказки», «Чей костюм», «Кому принадлежит данный предмет?», «Вспомни слова героя».
ОКТЯБРЬ
1
Подготовка спектакля по сказке Сутеева «Кто сказал Мяу» Распределение ролей. Отработка текста, выразительность жестов и мимики.
2
Продолжение подготовки спектакля.
Мимика. Отработка ролей по спектаклю. Подготовка костюмов.
Выражение эмоционального состояния или реакцию на воображаемое событие: «Ты съел сладкую конфету», «кислый лимон», «горький перец». Д/И "У кого какое настроение" (изобразить).
3
Продолжение подготовки спектакля.
Работа над интонацией и выразительностью речи Отработка ролей по спектаклю. Подготовка декораций.
Артикуляционная гимнастика; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо».
Произношение фразы «"Это я! Это мое!", "Отдай"; с различной высотой голоса. Выразить вопрос, просьба, удивление, грусть, страх, радость
4 Премьера спектакля по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу»
Показ. Анализ актерского мастерства
НОЯБРЬ
1
Знакомство с кукольным театром.
Просмотр кукольного театра «Лисица – ученица» История возникновения, рассматривание кукол, правила «вождения» кукол
Показ кукольного театра «Лисица – ученица» (педагоги и родители)
2 Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Чтение произведения, распределение ролей, подготовка кукол, оформление ширмы
3 Жесты и позы
Продолжение подготовки к кукольному театру по сказке «Кот, петух и лиса»
Показ состояния животных или ощущений человека «зайке холодно», «муравьишке больно», «Катя заболела», «Мама моет посуду», «папа собирает шкаф»
П/И " Море волнуется",
Пластические игры и упражнения «Куст», «Птичка», «Белка»
Отработка ведения кукол, диалога, интонации.
4 Показ театра «Кот, петух и лиса» Анализ работы детей: кукловождение озвучивание персонажей
декабрь
1 Мимика и жесты Артикуляционная гимнастика;
Игры: «Прекрасный цветок»; «Дует ветер»;
пальчиковые игры: «Медведь и елка»; «Солнечный зайчик»;
игры «Волк и семеро козлят»; «Одуванчик»;
этюд «Великаны и гномы»; «Медведь в лесу»
упражнения на тренировку памяти игра «Радуга»;
Этюды на развитие внимания: "Будь внимателен", «Конон для малышей";
2 Знакомство со сказкой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Знакомство с настольным театром. Обсуждение сказки. Распределение ролей – кто какую куклу изготовит (при помощи родителей)
3 Подготовка настольного театра
Театральные игры
Отработка вождения кукол, ведение диалога, интонации и силы голоса
Артикуляционная гимнастика;
«Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Я положил в мешок.»
«Тень»
«Внимательные звери»
«Веселые обезъянки»
«Угадай что я делаю»
4 Показ детьми настольного театра по сказке «Двенадцать месяцев» Анализ работы детей: кукловождение озвучивание персонажей
январь
1 Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха - цокотуха» Чтение произведения, распределение ролей, отработка интонации и выразительности речи. Подготовка атрибутов и костюмов
2 Слух и чувство ритма. Продолжение подготовки спектакля Отработка ролей по спектаклю. Подготовка костюмов.
Артикуляционная гимнастика;
игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные превращения»
3 Сценическая пластика
Продолжение подготовки спектакля Артикуляционная гимнастика;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»;
этюд «Гадкий утенок»
Отработка ролей по спектаклю. Подготовка декораций.
4 Премьера спектакля по сказке «Муха- цокотуха» Показ. Анализ актерской деятельности
февраль
1 Знакомство с пальчиковым театром
Загадки, игры «Ожившие механизмы», «Найди и исправь ошибку».
Показ детям пальчикового театра по сказке «Лиса и журавль». Показ детьми сказки «Курочка ряба»,
2 Расслабление мышц Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»; музыкально-пластические импровизации
скороговорки; пальчиковые игры
3 Знакомство с теневым театром.
Чтение сказки «Заюшкина избушка» Показ детям сказки «Лиса и журавль»
Объяснение и показ ведения силуэта за экраном.
4 Подготовка теневого театра «Заюшкина избушка»
Сила голоса и речевое дыхание Ведение силуэта персонажа за экраном детьми.
Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;
скороговорки; этюд «Удивительно»;
Март
1 Показ теневого театра по сказке «Заюшкина избушка» Анализ работы, обсуждение с детьми успехов и трудностей в работе.
2
Пантомимка средства выразительности: пластические позы, жесты, мимика Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
этюды «Старый гриб»,«Распускающийся цветок», «Прыгающая лягушка, «Качающееся на ветру дерево»
3 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») Совместная деятельность детей и родителей.
4
Чтение сказки «Гадкий утенок» Чтение произведения, распределение ролей, отработка интонации и выразительности речи.
Апрель
1
Продолжение работы над спектаклем
Чувства, эмоции Подготовка атрибутов и костюмов Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на тренировку памяти;
Игра «Заря»; «Старый сом»;
этюд «Отряхнем руки»; «любимая игрушка»; «Кривое зеркало»
пальчиковые игры
упражнения на развитие сенсорной моторики;
2 - 3
Продолжение работы над спектаклем
Слух и чувство ритма
Подготовка декораций. Работа над ролями
игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд «Колокола»;
4 Продолжение работы над спектаклем
Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»;
игра «Теремок»;
отгадываем загадки подготовка костюмов и декораций
Май
1
Премьера спектакля «Гадкий утенок» Анализ актерской игры
2 Экскурсия в кукольный театр Просмотр спектакля в исполнении артистов.
Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. Рисование на тему увиденного представления
3-4 Мониторинг
• Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.
• И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.
• И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.
• Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.
• О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.
• А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.
• Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
• И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.
• Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.
• А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
• Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.
• Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.
• Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.
• : Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.
• Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :200
• А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
• Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
• Г. В. Генов «Театр для малышей» М. 1968г.