Наталия Петрова
Программа кружка по театрализованной деятельности «Волшебные маски»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Публикация «Программа кружка по театрализованной деятельности „Волшебные маски“» размещена в разделах
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Л. В. Артемова указывает, что «Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи».
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Цель: развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности посредством театрализованной игры.
Задачи:
1. Развить диалогическую речь дошкольников, память, внимание, творческие способности.
2. Закрепить правильное произношение всех звуков, отработать дикцию, работать над выразительностью речи, интонацией;
3. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства;
4. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
5. Воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
6.
Основные принципы программы:
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе игровой деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Методическое и нормативное обеспечение программы:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 30. 08.2013г. №1014
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15. 05. 2013г. №26
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14. 11. 2013г. №30384
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей.
«Социально – коммуникативное развитие»
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Знакомство с играми которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие»
Знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей. знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев.
«Познавательное развитие»
Знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Речевое развитие»
Развитие навыков речевого общения, диалогической речи, отработка звукопроизношения, знакомство с литературными произведениями, использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическое развитие»
Использование подвижно – сюжетных игр.
Формы и методы работы с детьми
• игра с куклами;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация;
• показ и объяснение;
• рассказ воспитателя;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр видеофильмов;
разучивание произведений народного творчества;
Режим совместной деятельности.
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью до 20 минут.
Численность детей посещающих кружок 9 человек. Возраст детей 3 – 5 лет.
Перспективный план
№ Форма работы Цель
Сентябрь
1. Знакомство с театром Познакомить детей с уголком театрализованной деятельности, видами кукольных театров, атрибутами.
2. Игра «Изменю себя друзья – догадайтесь кто же я?» Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
3. Пойми меня. Язык жестов. Развивать внимание, память, образное мышление, невербальные средства выразительности.
4. Показ сказки «Репка» с использованием настольного плоскостного театра.
Помочь детям запомнить диалоги из сказки, развивая интонационную выразительность речи.
Октябрь
1. Драматизация сказки «Репка» Развивать интерес к драматизации, диалогическую речь.
2. Сказка «Пых». Показ сказки с помощью фланелеграфа. Познакомить со сказкой. Развивать умение отвечать на вопросы по сказке, внимание, память, помочь запомнить отрывки из сказки.
3. Игра – инсценировка по сказке «Пых». Развивать способности к инсценировке.
4. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом». Развивать интонационную выразительность речи, невербальные средства выразительности.
Ноябрь
1. Знакомство со сказкой «Рукавичка» Познакомить детей с новой сказкой при помощи театра игрушек. Упражнять детей в звукоподражаниях.
2. Игра - драматизация по сказке «Рукавичка» Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность, упражнять в четком произнесении звуков.
3. Знакомство с пальчиковым театром. Помочь детям освоить простейшие навыки кукловождения.
4. «Бабушка – Забавушка» Учить инсценировать небольшие потешки, стихи с использованием пальчикового кукольного театра.
Декабрь
1. «Путешествие колобка» Познакомить детей с театром на палочках. Театральной ширмой, приемами кукловождения кукол на палочках.
2. Инсценирование сказки «Колобок» Упражнять детей в кукловождении кукол на палочках. Развивать умение подавать свою реплику, диалогическую речь
3. Познакомить детей с куклами бибабо Помочь детям освоить навыки простейшего кукловождения.
4. Игра – импровизация с куклами бибабо Закрепить навыки кукловождения, умение одновременно подавать свою реплику и работать с куклой.
Январь
1. Театрализованная игра «Эмоции» Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной куклы.
2. Театрализованная игра «Зайцы на полянке» Побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно – образное представление о сказке «Заяц – Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх – этюдах.
Февраль
1. Показ кукольного спектакля «Заяц и волк» Порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру.
2. Театрализованный досуг «На дворе метет, у печки – жарко» Приобщение детей к русским национальным традициям; учить инсценированию, взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.
3. Игра – инсценировка «Солдаты» Познакомить детей с армией; упражнять в звукоподражании, учить ритмично двигаться.
4. Знакомство со сказкой «Кошка и ее котята». Познакомить детей со сказкой и театром на фланелеграфе, развивать сопереживание, умение отвечать на вопросы по сказке.
Март
1. Игра – инсценировка «Мамины детки» Учить показывать сказку на фланелеграфе. Побуждать к воплощению в игровой образ в этюдах и в играх.
3. Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» Познакомить детей со сказкой; вызвать эмоциональный отклик. Помочь детям запомнить диалоги интонационно передавая характер персонажей.
4. Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Добиваться эмоционального состояния героев сказки. Развивать память, внимание, продолжать работу над техникой речи.
Апрель
1. Театрализованная игра «Ярмарка» Учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки.
2. Театрализованная игра «Ладушки» Приобщать детей к русской национальной традиции. Учить отчетливо проговаривать слова потешек, включать детей в игровой сюжет, вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора.
3. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди» Познакомить детей со сказкой при помощи фланелеграфа. Помочь детям запомнить диалоги. Развивать вербальные и невербальные средства выразительности.
4. Драматизация сказки «Гуси – лебеди» Развивать у детей силу звучания голоса, выразительность, творческую активность. Вызвать положительные эмоции.
Май
1. Игра - импровизация «Весна на улице» Способствовать импровизации детей, проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражаниях.
2. «Домик пчелы» Познакомить детей со сказкой при помощи театра кукол. Помочь запомнить диалоги. Развивать диалогическую речь.
3. Драматизация сказки «Домик пчелы» Развивать эмоционально – чувственную сферу детей, выразительность. Желание выступать перед зрителями.
4. Досуг «Вспомни сказку» Вызвать у детей радость; развивать память, воображение, творческую и речевую активность.
Ожидаемые результаты
К концу года дети могут:
1. Владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со всеми сверстниками и взрослыми.
2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию
3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Список литературы:
1. А. В. Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
2. М. Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
3. Е. В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
4. О. В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
5. Л. В. Артемова – «Театрализованные игры дошкольников»
6. М. Д. Маханёва – «Театрализованные занятия в детском саду».
7. Н. Ф. Губанова – «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва «ВАКО». 2007г.