Екатерина Печкина
Программа по самообразованию на 2014–2017 учебные годы
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35»
Программа самообразования
воспитателя
Печкиной Екатерины Александровны
на 2014-2017 учебный год
Тема:
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
г. Арзамас, 2014 год
Пояснительная записка
«Расскажи - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай попробовать - я пойму».
(китайская пословица)
Публикация «Программа по самообразованию на 2014–2017 учебные годы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития самостоятельной, творческой деятельности детей».
Целью программы по самообразованию является помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности. Цель я планирую достигнуть через решение следующих задач:
создавать условия для исследовательской активности детей;
поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
изучить методическую литературу по данной теме;
помочь ребенку в освоении соответствующего словаря;
формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
обобщение знаний по данной теме.
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2014 – 2015 учебный год
№ Мероприятия Срок выполнения
1.
2.
3. Подбор и изучение научно - методической литературы:
Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск. - Издательство: Новосибирский государственный педагогический институт.
Изучение материалов, используя интернет – ресурсы.
Мартынов Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г.
Поддьяков А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию
Посещение библиотеки им. М. Горького с целью выявления материала по данной теме
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - М. :АРКТИ, 2003
В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною были выбраны такие инновационные технологии:
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.»–М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по экспериментальной деятельности воспитанников.
Подготовка дидактического материала по экспериментированию;
Картотека игр по экспериментированию;
Составление картотеки книг, статей из журналов;
Разработка перспективного планирования опытнической и экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Сентябрь 2014–май 2015 гг.
Январь - май 2015 г.
Март –май 2015 год
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ
2015 – 2016 учебный год
№ Мероприятия Сроки выполнения
1.
2. Проведение мониторинга
I Работа с детьми
(НОД, вечера – развлечений, экскурсии, прогулки, наблюдения, досуги, экспериментальная деятельность)
Проведение мероприятий, направленных на экспериментальную деятельность детей:
НОД по теме: «Удивительные свойства воздуха»;
Развлечение «Фартук для Почемучки»;
НОД по теме: «Путешествие Маши и Медведя»;
Вечер-развлечение «Куда делась вода?»;
НОД по теме: «Необычное в обычном»;
Развлечение «Поможем воде стать чистой»;
НОД по теме: «Здравствуй, солнечный зайчик»;
Развлечение «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»;
НОД по теме: «Превращения капельки»;
Вечер-развлечение «Как мы с Карлсоном шалили»
II Работа с родителями
Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».
Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».
Родительские собрания «Приобщение детей к опытно – экспериментальной деятельности», «Роль совместного экспериментирования детей и родителей в домашних условиях»;
Практикум для родителей «Экспериментируем дома»;
Совместная подготовка игровой площадки детского сада к летнему оздоровительному периоду. Изготовление и ремонт оборудования для опытно – экспериментальной деятельности детей на участке;
Оформление выставок рисунков
«Дружба красок», «Страна Почемучек»;
Привлечение родителей к пополнению необходимого оборудования в детской лаборатории;
Оформление информационных стендов для родителей по проблеме детского экспериментирования;
Проведение семинара – практикума
«Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования».
III Организационно-педагогическая работа
Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;
Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления с новыми технологиями детского экспериментирования;
Консультации для педагогов «Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований», «Ребёнок – исследователь в детском саду», «Приобщение детей к экспериментированию через создание предметно- пространственной среды в группе»;
Презентация для педагогов на тему: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.» Практикум «Экспериментируем вместе»;
Посещение городских методических объединений по познавательно – экспериментальной деятельности;
Выступление по итогам работы и обмену опытом. Сентябрь 2015 года
В течении 2015 -2016 учебных годов
Октябрь 2015 года
Ноябрь 2015 года
Декабрь 2015 года
Январь 2016 года
Февраль 2016 года
Март 2016 года
Апрель 2016 года
Апрель 2016 года
Май 2016 года
Май 2016 года
Сентябрь 2015 года
Октябрь 2015 года
Ноябрь 2015 года
Декабрь 2015 года
Январь 2016 года
Февраль 2016 года
Март 2016 года
Апрель 2016 года
Май 2016 года
Сентябрь – Декабрь 2015 года
Ноябрь 2015 года
Январь 2016 года
Март 2016 года
Апрель 2016 года
Май 2016 года
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ
2016 – 2017 учебный год
1.
2.
3.
Участие в конкурсе детских рисунков
«Наш мир- Мир Детства»
Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.
Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете № 4 2016 – 2017 учебного года. Октябрь 2016 года
Январь 2017 года
Май 2017 года
Инновационно- профессиональная деятельность по завершению изучения темы.
Подготовить консультацию для педагогов и родителей по теме:
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Систематизировать материал и апробировать картотеки дидактических игр по экспериментированию, составление картотеки книг, статей из журналов.
№
п/п Содержание работы Срок реализации
1. Изучение литературы по теме. Сентябрь
2. Составление календарного планирования Октябрь
3. Проведение родительского обучения по данной теме (составление выступления на собрании, составление консультаций) Ноябрь
4. Составление картотеки Декабрь
5. Провести вечера-развлечения по данной теме Январь
6. Пополнение картотеки дидактических подвижных игр Февраль
7. Теоретические осмысление темы, накопление методического материала Март
8. Обобщение работы, анализ Апрель
9. Мониторинг, отчет по теме Май