Светлана Белоусова
Программа по самообразованию «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новый ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду.
Публикация «Программа по самообразованию „Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;
• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;
• сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.
Мероприятие Задачи Содержание работы Литература Сроки Ожидаемый результат
Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы Изучение нормативной документации, сопровождающей ФГОС ДО. • Изучение материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования
• Изучение базовых документов ФГОС ДО
• Изучение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.
• Изучение требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам освоения программы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
3. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4
5. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. \\Дошкольное воспитание — 2013 - №2с. 109-112 Январь 2014 -май 2014 Написание эссе «ФГОС ДО – это.»
Обобщение педагогического опыта по вопросу изучения ФГОС ДО Формирование и закрепление профессиональных знаний, умений в систематизации содержания работы. • Изучение Интернет-ресурсов
• Участие в анкетировании
• Участие в семинарах и педагогических советах
• Участие в вебинаре «Создание игровой интерактивной среды с учетом ФГОС дошкольного образования» 1. https://ozgdou20.edumsko.ru/activity/fgos/articles10/razvivayuwaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_sootvetstvii_s_fgos/ Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
2. https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-dou.html Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Авт. : Елена Приемщикова
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/20/fgos-do-proektirovanie-razvivayushchey-predmetno-0 ФГОС ДО : проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Авт. Лупинос Людмила Владимировна Март 2014 - май 2014
Май 2014 Выступление на педагогическом совете с презентацией «Изучаем ФГОС ДО. Познавательное направление развития».
Сертификат участника вебинара
Детальное изучение развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям Проанализировать готовность развивающей предметно-пространственной среды группы к введению ФГОС ДО • Проведение оценки и анализа предметно-пространственной среды группового помещения.
• Изучение интересов, склонностей, предпочтений, особенностей детей группы.
• Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям) 1. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2012
2. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013
3. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013 Сентябрь 2014 – октябрь 2014 Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО
Составление проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Активизирование собственных знаний по проектированию развивающей предметно-пространственной среды • Изучение литературы по теме
• Разработка проекта
• Привлечение родителей к организации развивающего пространства в групповой комнате, к изготовлению пособий 1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.
2. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс»,2014 -128с.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г. Ноябрь 2014 –декабрь 2014
Январь 2014 – май 2015 Проект «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»
Распространение педагогического опыта по данной теме - Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.
- Повысить уровень профессиональной компетентности
педагогов по организации работы с семьей.
- Привлечь родителей к активному участию в организации развивающей предметно -пространственной среды группы. • Ознакомление педагогов с проектом на педагогическом совете
• Ознакомление с проектом родителей
• Публикация проекта на Международном образовательном портале MAAM.RU
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Выступление с проектом на педагогическом совете, родительском собрании, получение сертификата о публикации на интернет-портале
Реализация проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Обогащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС ДО • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
• Подготовка к выступлению на РМО с защитой проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Сентябрь 2015 – май 2016 Выступление на РМО с защитой проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010
2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.
3. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012. - 128 c.
4. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2011
5. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013
6. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г.
7. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс»,2014 -128с.
8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г.
9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013
10. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ; Детство-Пресс, 2013
Периодические издания
1. Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.
2. Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4
4. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание — 2013 - №2с.
Электронные ресурсы
1. https://www.maam.ru/ - международный образовательный портал
2. https://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
3. https://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений
4. https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»
5. https://ozgdou20.edumsko.ru/activity/fgos/articles10/razvivayuwaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_sootvetstvii_s_fgos/ Развивающая
предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
6. https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-dou.html Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Авт. : Елена Приемщикова
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/20/fgos-do-proektirovanie-razvivayushchey-predmetno-0 ФГОС ДО : проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Авт. Лупинос Людмила Владимировна