Лучший педагог года Итоги 2024

Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»

Елена Гурьянова
Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность

Темочки:

Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны, не развивая творчество, фантазию ребенка. Но нынешнее время требует именно творческого подхода для успешного обучения, развития – развития современной творческой личности.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.

Цель самообразования :

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников. Развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи самообразования :

1. Изучить методическую литературу по теме;

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;

3. Посещение семинаров, занятий коллег, обмен опыта с коллегами;

4. Продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, богородская игрушка, матрешка);

5. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;

6. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;

7. Показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.

8. Развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);

9. Совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи : точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);

10. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;

11. Привлекать родителей к участию в данной работе.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства;

2. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

3. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

4. Лепят из глины декоративные изделия используя способы : конструктивный, кругового налепа;

5. Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

6. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Этапы работы.

Теоретический

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Постановка проблемы (сентябрь).

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Проектирование результатов (октябрь-ноябрь).

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы.

- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

- Веракса Н. Е, Комарова Т. С. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. : «Мозаика-Синтез»,2012г

- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

- «Дошкольное воспитание». — №8. — 1998.

- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М. : Мозаика- Синтез, 2012.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2006.

- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. :Мнемозина,1995

- Гаврилова В. В. Декоративное рисование детьми 5-7 лет. - Волгоград: «Учитель»,2008.

- Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: «Учитель», 2010.

-Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - С. -Петербург: «Детство-Пресс», 2010.

2. Практический этап

1. Оформление мини-музея.

2. Проведение бесед с детьми по темам:

«Сказочная гжель»

«Матрешка»

«Золотая хохлома»

«Городецкая игрушка»

«Филимоновская игрушка»

3. Изобразительная деятельность:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкое панно», «Жостовский поднос», «Филимоновский петушок».

4. Оформление мини-выставок:

«Золотая хохлома»

«Городецкая роспись»

«Ваза гжель»

«Дымковский узор»

«Русская матрешка»

«Жостовский поднос»

5. Лепка: «Дымковская лошадка»

Взаимодействие с родителями:

1. Родительское собрание на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ».

2. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи», по вопросам художественного развития детей.

3. Консультация на тему «Развитие творческих способностей у ребенка посредством народно-прикладного искусства».

4. Оформление мини-музея

5. Выставка поделок.

Выводы по итогам работы

Дети старшего дошкольного возраста:

• имеют доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Полхов-Майданской росписи, филимоновской, дымковской игрушки, русской матрешки.

• различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

самостоятельно проводят анализ изделия и рисунка.

выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции.

• расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

• лепят из глины изделия, используют разнообразные способы : конструктивный, комбинированный.

используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные работы по мотивам росписей. Целенаправленная работа над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста в сочетании с развитием их изобразительной деятельности оказывает заметное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

Планирую продолжить работу по художественно-эстетическому развитию, расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве.

Публикации по теме:

Значение изобразительного искусства в развитии творческих способностей дошкольников «Изобразительное искусство как развитие творческих способностей» Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана,.

Воспитание патриотизма посредством русского декоративно-прикладного искусства Введение Воспитание патриотизма через средства декоративно – прикладного искусства очень актуально в современном российском обществе. Основные.

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово в период с марта 2017 года.

Фотоотчёт о конкурсе декоративно-прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно-прикладного искусства Каждый год в нашем саду проходит конкурс Декоративно-прикладного искусства «Из мастеровых в профессионалы». В этом году организаторы конкурса.

Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников В качестве центральной задачи психолого-педагогической работы педагогов, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

Консультация «Развитие творческих способностей детей под влиянием декоративно-прикладного искусства» Одной из основ развития творческих способностей у детей является декоративно прикладное искусство. это народное творчество. Оно благотворно.

Мини-музей декоративно-прикладного искусстваМини-музей декоративно-прикладного искусства Человек с самого рождения находится в среде разных вещей. На разных жизненных этапах, в разных условиях и обстановке для человека меняется.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря.

Развитие речи посредством народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников Дошкольная педагогика придает огромное воспитательное значение народному декоративно – прикладному искусству. Оно обладает нравственной,.

Самообразование «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно – прикладного искусства». Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 18:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гурьянова (УИ 453043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД