Елена Гурьянова
Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Актуальность
Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны, не развивая творчество, фантазию ребенка. Но нынешнее время требует именно творческого подхода для успешного обучения, развития – развития современной творческой личности.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.
Цель самообразования :
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников. Развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи самообразования :
1. Изучить методическую литературу по теме;
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;
3. Посещение семинаров, занятий коллег, обмен опыта с коллегами;
4. Продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, богородская игрушка, матрешка);
5. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;
6. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
7. Показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
8. Развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
9. Совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи : точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);
10. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;
11. Привлекать родителей к участию в данной работе.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства;
2. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
3. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
4. Лепят из глины декоративные изделия используя способы : конструктивный, кругового налепа;
5. Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
6. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Этапы работы.
Теоретический
1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2. Постановка проблемы (сентябрь).
Практический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Проектирование результатов (октябрь-ноябрь).
Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов.
Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта среди коллег.
1. Теоретический этап.
Изучение методической литературы.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Веракса Н. Е, Комарова Т. С. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. : «Мозаика-Синтез»,2012г
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- «Дошкольное воспитание». — №8. — 1998.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М. : Мозаика- Синтез, 2012.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2006.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. :Мнемозина,1995
- Гаврилова В. В. Декоративное рисование детьми 5-7 лет. - Волгоград: «Учитель»,2008.
- Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: «Учитель», 2010.
-Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - С. -Петербург: «Детство-Пресс», 2010.
2. Практический этап
1. Оформление мини-музея.
2. Проведение бесед с детьми по темам:
— «Сказочная гжель»
— «Матрешка»
— «Золотая хохлома»
— «Городецкая игрушка»
— «Филимоновская игрушка»
3. Изобразительная деятельность:
Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкое панно», «Жостовский поднос», «Филимоновский петушок».
4. Оформление мини-выставок:
— «Золотая хохлома»
— «Городецкая роспись»
— «Ваза гжель»
— «Дымковский узор»
— «Русская матрешка»
— «Жостовский поднос»
5. Лепка: «Дымковская лошадка»
Взаимодействие с родителями:
1. Родительское собрание на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ».
2. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи», по вопросам художественного развития детей.
3. Консультация на тему «Развитие творческих способностей у ребенка посредством народно-прикладного искусства».
4. Оформление мини-музея
5. Выставка поделок.
Выводы по итогам работы
Дети старшего дошкольного возраста:
• имеют доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Полхов-Майданской росписи, филимоновской, дымковской игрушки, русской матрешки.
• различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
• самостоятельно проводят анализ изделия и рисунка.
• выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции.
• расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
• лепят из глины изделия, используют разнообразные способы : конструктивный, комбинированный.
• используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные работы по мотивам росписей. Целенаправленная работа над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста в сочетании с развитием их изобразительной деятельности оказывает заметное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.
Планирую продолжить работу по художественно-эстетическому развитию, расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве.