Елена Гурьянова
Программа по самообразованию «Использование народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Актуальность
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны, не развивая творчество, фантазию ребенка. Но нынешнее время требует именно творческого подхода для успешного обучения, развития – развития современной творческой личности.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.
Цель самообразования :
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников. Развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи самообразования :
1. Изучить методическую литературу по теме;
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;
3. Посещение семинаров, занятий коллег, обмен опыта с коллегами;
4. Продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, богородская игрушка, матрешка);
5. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;
6. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
7. Показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
8. Развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
9. Совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи : точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);
10. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;
11. Привлекать родителей к участию в данной работе.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства;
2. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
3. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
4. Лепят из глины декоративные изделия используя способы : конструктивный, кругового налепа;
5. Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
6. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Этапы работы.
Теоретический
1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2. Постановка проблемы (сентябрь).
Практический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Проектирование результатов (октябрь-ноябрь).
Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов.
Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта среди коллег.
1. Теоретический этап.
Изучение методической литературы.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Веракса Н. Е, Комарова Т. С. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. : «Мозаика-Синтез»,2012г
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- «Дошкольное воспитание». — №8. — 1998.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М. : Мозаика- Синтез, 2012.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2006.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. :Мнемозина,1995
- Гаврилова В. В. Декоративное рисование детьми 5-7 лет. - Волгоград: «Учитель»,2008.
- Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: «Учитель», 2010.
-Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - С. -Петербург: «Детство-Пресс», 2010.
2. Практический этап
1. Оформление мини-музея.
2. Проведение бесед с детьми по темам:
— «Сказочная гжель»
— «Матрешка»
— «Золотая хохлома»
— «Городецкая игрушка»
— «Филимоновская игрушка»
3. Изобразительная деятельность:
Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкое панно», «Жостовский поднос», «Филимоновский петушок».
4. Оформление мини-выставок:
— «Золотая хохлома»
— «Городецкая роспись»
— «Ваза гжель»
— «Дымковский узор»
— «Русская матрешка»
— «Жостовский поднос»
5. Лепка: «Дымковская лошадка»
Взаимодействие с родителями:
1. Родительское собрание на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ».
2. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи», по вопросам художественного развития детей.
3. Консультация на тему «Развитие творческих способностей у ребенка посредством народно-прикладного искусства».
4. Оформление мини-музея
5. Выставка поделок.
Выводы по итогам работы
Дети старшего дошкольного возраста:
• имеют доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Полхов-Майданской росписи, филимоновской, дымковской игрушки, русской матрешки.
• различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
• самостоятельно проводят анализ изделия и рисунка.
• выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции.
• расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
• лепят из глины изделия, используют разнообразные способы : конструктивный, комбинированный.
• используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные работы по мотивам росписей. Целенаправленная работа над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста в сочетании с развитием их изобразительной деятельности оказывает заметное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.
Планирую продолжить работу по художественно-эстетическому развитию, расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве.