Светлана Аствацатурова
Развитие речи посредством народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная педагогика придает огромное воспитательное значение народному декоративно – прикладному искусству. Оно обладает нравственной, эстетической, художественной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.
Публикация «Развитие речи посредством народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Знакомство с народными промыслами России позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.
Народное искусство благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
Знакомство детей с народной игрушкой способствует развитию его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих игрушках ярко выражено стремление порадовать, повесе-лить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
Через родную песню, сказки, загадки, потешки, поговорки и пословицы, обычаи, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.
Декоративность, выразительность, образно – эмоциональное отражение мира оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит ощущениями. Декоративное искусство вносит в мир ребёнка радость, бодрые ритмы, даёт положительные эмоции, помогает очиститься от негативных переживаний, снимает тревожность, замкнутость. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и влияют на содержание речи.
Развитие речи детей осуществляется на всех этапах образовательной деятельности детей по знакомству с русским народным декоративно – прикладным искусством.
Цель вводной части занятия – подготовка к восприятию изделий, создание положительного эмоционального фона. Для этого мы используем пословицы, стихотворные тексты, сказки о промыслах, которые способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащения речи детей выразительными средствами. В основной части дети узнают название промысла, название предметов (матрёшка, свистулька, ладья, братина, ковш, и т. п., материалы, из которого их изготавливают (глина, керамика, древесина) элементы росписи (розан, бутон, цветы, ягоды, кружевные веточки). На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, способствующая обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Народная игрушка - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия детям.
Большое значение в обучении продуктивной деятельности имеет обследование предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, плотная, издаёт глухой звук, если постучать внутри. А при обследовании изделий гжельских мастеров дети замечают, что фарфор тонкий, гладкий, звонкий. Таким образом, мы обращаем внимание на различные признаки предметов, тем самым, помогая строить детям противопоставленную речь.
При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: на хохломских чашках ягоды «огнём горит», гжель похожа на мрамор или морозные узоры на стекле, дымковская игрушка – на сказку. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, правильное произношение звуков.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским и богородским игрушкам, матрешкам, придумывать сказки.
Дети узнают об истории народных промыслов. А для того, чтобы дети запомнили особенности народного промысла и в дальнейшем могли самостоятельно составить рассказ о промысле, мы используем предметно – схематические модели. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания описательных рассказов.
Далее, во время показа, ведётся непрерывный разговор, мы обозначаем словом всё, что происходит на бумаге. Такое комментирование позволяет уточнить значения слов, обозначающих действия.
Во время продуктивной деятельности, когда дети создают узор, они отвечают на вопросы педагога о том, какое действие они производят в данный момент, в какой последовательности выполняют элементы росписи, что только ещё собираются делать, то есть дети наблюдают свои действия, слышат, как анализирует их взрослый, осмысливают их.
В процессе росписи происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, что также способствует развитию речи детей.
Анализируя свои работы, дети рассказывают о своей росписи, учатся правильно строить предложения.
При подведении итогов продуктивной деятельности мы используем такие игровые приёмы, как «Ярмарка», когда один ребёнок выступает в роли продавца, а другой в роли покупателя. Продавец рекламирует свои изделия, а покупатель расспрашивает о качестве товара. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность, в чё м так нуждаются наши дети: «Встреча барышень», «лошадка и бычок», когда герои выясняют, кто из них краше. Этот приём помогает развивать диалоговую речь. А также мы составляем описательные рассказы, опираясь на схему, придумываем сказки.
Таким образом, знакомство детей с русским народным декоративно – прикладным искусством - одно из важнейших средств художественно – эстетического и нравственного воспитания, дающего богатый материал для развития речи дошкольников.