Юлия Тихомирова
Воспитание патриотизма посредством русского декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитание патриотизма через средства декоративно – прикладного искусства очень актуально в современном российском обществе. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы нацеливают педагогов на формирование у подрастающего поколения высоких идейных и морально – политических качеств, трудолюбия, эстетической культуры; на воспитание детей в духе любви к нашей многонациональной Родине, в духе братской дружбы между народами, уважения к их национальному достоянию, национальной культуре.
Публикация «Воспитание патриотизма посредством русского декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений.
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
возносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение людей
и уважение к их труду.
М. Горький
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств: воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в составлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриатизма.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Самым благодарным материалом является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами, воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить Красоту, хотя бы на уровне детских возможностей, так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво. На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво-всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.
В любом уголке нашей Отчизны живёт красота – народные промысли. Оренбургская паутинка и каслинское литье, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева…- сколько их, этих чудес, радующих наше сердце! Эти и другие промыслы не минуют сейчас наших воспитанников.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие мастера неповторимо, оно хранит частичку его души, тепло рук.
Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного декоративно-прикладного искусства.
Культура и образование помогают совершенствовать духовный мир человека; декоративно-прикладное искусство формирует творческую личность, поможет глубже осознать чувство любви к Родине; поиск, создание новых декоративных форм воспитывает у детей умение мыслить нестандартно, даёт возможность повысить общую культуру ребенка.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет. С одной стороны, велик интерес к традициям с другой – новейшие материалы, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности. Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционального-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Патриотическое воспитание понимается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у детей высокого сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, потребности в здоровом образе жизни. Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из его основных направлений.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика ребенка, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Для нас это такие личностные качества как:
1) любовь к большой и малой родине;
2) готовность выполнить свой конституционный долг;
3) социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная;
4) общественно значимые поведение и деятельность
Необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического восприятия детей и подростков.
Музейная педагогика и декоративно – прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями всех народов, сохраняют преемственность и традиции, важные для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое восприятие подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания.