Шкомлотова Татьяна Владимировна
Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основой общеобразовательной Программы в части, формируемой участниками образовательного процесса, является Региональный компонент содержания образования. Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного Ставропольского края. Содержание образовательных областей, относящихся к Региональному компоненту, реализуется в виде интегрированных комплексно- тематических недель, проектов, социальных акций и пр. Период и длительность реализации их определяется ситуацией жизнедеятельности ДОУ.
Публикация «Программа по реализации регионального компонента „Родной Ставропольский край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
Обеспечивают деятельность базовые компоненты образовательного пространства ДОУ: музыкальный зал, мини-музеи ДОУ, экологическая тропинка, уголки родного края по группам.
Оказывает влияние связь с социальными объектами села Сотниковское.
Осуществляется работа по областям: речевое развитие; физическое развитие, здоровье; художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие.
Одним из важных направлений программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к своей культуре, общекультурное развитие личности ребенка, воспитателей, родителей, их потенциала, индивидуальности, общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы и человека.
В программе уделяется внимание краеведению, что является важным педагогическим средством, способствующим формированию у детей нравственных понятий и качеств, обогащает знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к малой Родине. Знакомя детей с природной, социальной, культурной средой родного края, акцент делается на национальный состав проживающих народов в Ставропольском крае. Это свидетельство готовностивоспитателей дошкольных учреждений к использованию к введению в практику новых технологий межнационального общения.
Введены интерактивные формы работы с детьми: работа с книгой, иллюстрацией, куклой, как средством этнокультурного воспитания, драматизация сказок, легенд народов СК, гендерные игры и др., которые способствуют формированию оптимальных умений и навыков коммуникаций в детском коллективе, гуманистических взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации Программы :
-развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа;
- развивать личность детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
-развивать индивидуальные способности и потенциальные возможности детей;
-формировать у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи реализации Программы :
1. Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья в процессе различных форм обучения.
2. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – селу, краю, Родине, уважение к своему прошлому и настоящему.
3. Формировать культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка;
4. Формировать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире СК;
5. Формировать бережное отношения к природе и всему живому;
6. Ознакомить детей с историческим прошлым и настоящим Ставропольского края;
7. Ознакомление с культурным наследием, казачеством, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
8. Привлечение родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
1.1.2. Принципы по формированию Программы :
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка к истории родного края;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной Ставропольский край», «Село мое родное», «История развития и заселения Ставропольского края», «Традиции родного края», «Растительный и животный мир Ставропольского края», и учитывает особенности региона : географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Организованная образовательная деятельность проводятся с периодичностью один раз в неделю, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность).
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.
Шестой год жизни Седьмой год жизни
У ребёнка преобладает эмоционально- положительное отношение к малой родине.
Он хорошо ориентируется в ближайшем дому и саду микрорайона, в правилах поведения в селе.
Ребёнок проявляет любознательность по отношению к своему селу.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребёнок принимает участие в социально- значимых событиях села, выражает позитивное отношение к подвигам горожан, к пожилым людям.
Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает. Проявляет интерес к малой родине, называет село «моё».
Хорошо ориентируется в центральных улицах села, знает правила поведения.
Интересуется историей села, достопримечательностями.
Коллекционирует, участвует в проектах, создании мини-музеев.
Участвует в социально- значимых делах, событиях, связанных с военными годами, подвигами, выражает позитивное отношение к пожилым людям.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности.