ирина дзамыхова
Доклад. Тема: ФГОС. Региональный компонент. Родной язык, как один из условий регионального компонента.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Публикация «Доклад, Тема: ФГОС, Региональный компонент, Родной язык, как один из условий регионального компонента,» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Карачаево Черкесии, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач : образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.
3. Формировать общие представления о своеобразии природы КЧР, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном крае, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего края, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном крае являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента играет информационно- коммуникативные технологии. Например, при помощи компьютера, даю детям новую информацию (слайды, закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Кого нет», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай», «Угости зайцев», «Сделай салат» и многие другие. При помощи магнитофона дети, например, слушают аудиозапись и подпевают:
Т/ими Т/има уа,
Аджьма бырчама?
Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую, составляющую работу как ребенка, так и воспитателя. Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.
На занятиях для развития полноценного игрового общения я использую игровые ситуации, в которые попадает персонаж (персонажи по теме недели). Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности.
Для достижения результативности в общении с детьми на абазинском языке, я пользуюсь дидактический материал, а так же методическим пособием Дзуговой М. Р. Так как все занятия проходят в виде игры, по требованиям ФГОС, кроме методического пособия Дзуговой, мне приходится переводить игры на абазинский язык. Так же перевожу стихи, поговорки, физминутки. Я только начала с этого года данную методику, результаты вы видите в социальных сетях, планирую улучшить свою работу и разработать именно свою методику по обучении. Абазинского языка в ДОУ. Каждое занятие мы закрепляем дидактической игрой, опять же с элементами абазинского языка.
Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.
С целью развития и укрепления памяти использую словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет?», «Возьми овощ», «Позови кошку», «Глухой телефон», «Что, какой, сколько?» и другие.
По развитию мелкой моторики провожу пальчиковые игры. Например,
Маше – два, Маша – г/вба,
Саше - два, Сашагьи – г/вба,
Ване – два, Ваня – г/вба,
И Тане – два, Танйагьи – г/вба,
Всем детишкам раздала. Асабиква йырзысшат/ са!
С целью развития воображения, мышления, творческих способностей, использую развивающие игры. Например, “Сколько, назови” или игра “О чем я подумал (а?”
На занятиях также использую наглядные методы. К ним относятся:
- наблюдение;
- рассматривание картин, натуральных предметов;
- показ мультфильмов, таких как «Лунтик», «Вини пух» с сайта https://alashara.org/ .
Я использую наглядные методы и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдений знаний, формирования связной речи. С этой целью использую такие методы, как:
- рассматривание картин со знакомым детям содержанием;
- рассматривание игрушек
В своей работе я использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях проводятся много мероприятий, утренников. На утренниках я использую абазинский язык. По тематике мероприятия подбираю стихи, песни, инсценировки раздаю детям тексты написанные на абазинском языке (облегчённый вариант для родителей, и совместно с родителями готовимся к утренникам. За этот год дети показали более 10 утренников, и на всех читали по одному стихотворению. Так как материала по дошкольному образованию недостаточно, мне приходилось упрощать тексты стихов или же писать их самой. Пример тому утренник, посвящённый 9 Мая. Три стихотворения дети прочитали, именно моего сочинения.
Уахьч/вала х/алгат/ х/хъвмарра,
Х/апылит/ айсра ДУ квайч/ва
Йыладз хьшвашва г/ак/ажжуа
Йх/ват/ Зальым, дачвымшвауа
Х/гвыгъит х/а зымг/ва уахьч/ва,
Х/ыла айсра йшамбуш анц/ра!
Х/гвы йтап/ зымг/ва,
Х/гвы йтап/ йтымц/уа,
Х/фырква айра апны зхъа щт/азц/аз
Х/бзазара йазгылуа!
Х/фырква йыгьх/хъаштылуашым анц/ра,
Швфырра швапхата йх/ымап/,
Швбзата, швш/ата х/ыгвква швыртап/ швара,
Аурала, анц/рала,х/швзыразп/.
Большую роль в моей работе играет работа с родителями. Работа с родителями, главное в работе каждого педагога ДОУ. Все мероприятия, ежедневная работа не проводится без помощи или совместной деятельности с родителями. Мне было очень приятно услышать от родителей слова благодарности и восхищения в адрес педагогов. Также родители положительно относятся к обучению абазинского языка с детьми. Часто в родительский уголок выставляем папки передвижки по тематике недели. Родители с интересом знакомятся с материалом, консультируются. Конечно же консультации для родителей проводятся ежедневно в нашем ДОУ. Это тоже одна из главных работ. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.
Абазинский язык является одним из сложных языков в мире. Язык или языковая структура имеет либо трудно произносимая лексическая структура, либо сложные конструкции для понимания т. д.
Какой язык самый сложный?
Лингвисты полагают, что однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено и определенно все зависит от трех ключевых критериев:
1. Родной язык изучающего - чужие языки сложны настолько, насколько отличаются от родного.
2. Квалификация - опытный лингвист гораздо легче справится с любым языком, чем человек, не имеющий к языкознанию никакого отношения.
3. Языковая среда — языковой среде обучаются гораздо быстрее, чем вне ее. Поэтому оптимальный способ изучения языка — регулярное общение с теми, для кого он родной. Ну а самый действенный метод — учить язык, живя в стране, где он широко употребляется.
Обратите особое внимание на п. 3. В социуме человек быстро научится говорить на том языке, на котором строится коммуникация внутри этой среды.