Галина Марушкина
Программа по введению регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по введению регионального компонента
«Мой край родной»
Средняя группа
I. Пояснительная записка
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Публикация «Программа по введению регионального компонента» размещена в разделах
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
2. Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город Ефремов. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
3. Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формировать нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
2. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края.
3. Приобщать детей к русским традициям и промыслам.
4. Уточнять и расширять знания детей о природе родного края.
5. Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
6. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.
7. Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
8. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
4. Структура программы
Программа составлена для детей среднего возраста.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, которые распределяются по разделам.
1 раздел: «Моя семья».
2 раздел: «Мой любимый детский сад».
3 раздел: «Труд взрослых».
4 раздел: «Мой город».
5 раздел: «Быт и традиции русского народа».
6 раздел: «Родная природа».
1 раздел «Моя семья».
Семья – это лучшее, что есть у ребенка и в ней он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
• Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
• Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
• Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
• Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Мой любимый детский сад».
Детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в жизнь группы. В этом разделе дети знакомятся с названием группы, детского сада. Учатся ориентироваться в группе, ее центрах.
Цель: развитие интереса к детскому саду, воспитание уважения к сотрудникам детского сада.
Задачи:
• Познакомить с названием группы,детского сада.
• Учить детей ориентироваться в групповое комнате,детском саду. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
• Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
• Познакомить детей с историей детского сада.
3 раздел «Труд взрослых».
Цель: Дать элементарные представления о трудовых процессах взрослых в детском саду.
Задачи:
• Формировать представление о трудовых процессах взрослых в детском саду, самостоятельно рассказывать о них.
• Расширять представления о бытовой технике, которая помогает взрослым.
• Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
4 раздел «Мой город».
Основной его задачей является формирование представления детей о малой Родине. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, название города, символика города и родного края.
Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине через её познание.
Задачи:
• Формировать представление о родном городе: название города, реки, на которой стоит город, достопримечательностях, памятных местах, об основных профессиях жителей города.
• Уточнять и расширять знания детей о близлежащих улицах.
• Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
5 раздел «Быт и традиции русского народа».
Цель: формирование представлений детей о традициях русского народа, воспитание уважения к их творчеству.
Задачи:
• Формировать представление о характерных особенностях народной игрушки – филимоновская свистулька.
• Познакомить детей с особенностями народного костюма Тульского края. Уточнять и расширять знания детей о традиционных народных праздниках.
• Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о истории своего народа.
6 раздел «Родная природа».
Цель: воспитание бережного отношения к родной природе
Задачи:
Формировать представление о живой природе родного края. Познакомить детей с Красной книгой Тульского края и ее назначением. Уточнять и расширять знания детей о сельскохозяйственных профессиях.
Воспитывать желание видеть красоту родного края.
5. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Совместная деятельность педагога и детей с учетом интеграции образовательных областей по ознакомлению детей с малой родиной (средняя группа)
Сентябрь
1. Рассматривание фотоальбома «Наша группа».
2. Беседа на тему: «Мои выходные дни».
3. Наблюдение за осенними цветами.
4. Беседа на тему «Моя любимая группа».
5. «Дорогим гостям мы рады» - рассказывание русской народной сказки «Вершки-корешки».
6. Развивающая познавательная ситуация «Как мы гуляли в парке».
7. Релаксирующая беседа «Мир живой и неживой природы».
8. Рассматривание фотографий с празднования Дня города.
9. Фотоколлаж «Что нам осень принесла».
10. Развивающая ситуация «Осенние работы на улице города».
11. Развивающая ситуация на игровой основе «Прогулка на овощную базу».
12. Викторина «Что? Где? Когда?».
13. Рассматривание фотографий на тему «Наш город».
14. Беседа на тему «Мы в осеннем лесу».
15. Рассматривание фотоальбома о праздновании Дня города.
16. Рассматривание фотографий на тему «Наш огород».
17. Вечер развлечения «Приходите в гости к нам».
18. Чтение произведения Л. Толстого «Пошла Катя поутру».
Октябрь
1. Познавательная ситуация «Что на нашем столе».
2. Наблюдения за трудом дворника.
3. Беседа на тему «Откуда хлеб пришел».
4. Целевая прогулка к проезжей части.
5. Презентация «Как хлеб на стол пришел».
6. Викторина «Вот он хлебушко душистый».
7. Познавательная ситуация «Мой город на Красивой Мече».
8. Викторина «Вот он хлебушко душистый».
9. Познавательная ситуация «Осень в городе».
10. Рассматривание макета «Наш микрорайон».
11. Чтение произведения Л. Толстого «Лев и собачка».
12. Викторина «Город на Красивой Мече».
13. Рассматривание фотоальбома «Современный город».
14. Рассматривание иллюстраций с изображением зданий старого и нового города.
15. Беседа на тему «Наш любимый детский сад».
16. Рассматривание фотобуклета «Мой город».
17. Познавательная ситуация «Осень золото роняет».
18. «Пошла, млада за водой» - в гости к бабушке Фимы.
Ноябрь
1. Целевая прогулка к водоему.
2. Беседа на тему «Мы по улице идем»
3. Развивающая ситуация «Что осень принесла для животных в лесу»
4. Рассматривание иллюстраций к произведениям Л,Толстого
5. Наблюдения за работой дворника.
6. Рассматривание макета «Наш микрорайон»
7. Познавательная ситуация «Моя семья»
8. «В гости к бабушке Фени» -крестьянская изба.
9. Беседа на тему «Семейные традиции»
10. Викторина «Моя дружная семья»
11. Беседа на тему «Труд взрослых в родном городе»
12. Рассматривание иллюстраций на тему «Поздняя осень».
13. Чтение произведения Л. Толстого»Хотела галка пить»
14. Беседа на тему «Поздняя осень в нашем городе»
15. Рассматривание фотовыставки «Мой Тульский край».
16. «Пошла, млада за водой» - рассматривание предметов старинной утвари.
17. Рассматривание витрины «Русская одежда»
Декабрь
1. Рассматривание витрины с костюмом Тульского края.
2. Наблюдения за птицами.
3. «Из бабушкиного сундука» - знакомство с народными игрушками. Развивающая познавательная ситуация «Калачи из печи».
4. Фотоколлаж «Зима в родном городе».
5. Рассамривание иллюстраций к произведению Л. Толстого «Два товарища».
6. Рассматривание иллюстраций с изображением новогодних елок.
7. Рассматривание фотографий «Старый город» (музей «Мое Красивомечье»).
8. «Парад новогодних елок, сделанных своими руками» (музей «Мое Красивомечье»).
9. Вечер развлечения «Эти русские мудрые сказки».
10. Рассматривание стенда «Новый год гуляет по планете» (музей «Мое Красивомечье»).
11. Целевая прогулка к перекрестку.
12. Беседа на тему «Моя маленькая родина».
13. Чтение произведения Л. Толстого «У Вари был чиж».
14. Экскурсия в музей «Мое Красивомечье».
Январь
1. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».
2. Беседа о прошедших праздниках.
3. Рассматривание фотоальбома «Зимние развлечения».
4. Тематическая прогулка «Какие птицы зимуют с нами».
5. Рассматривание рисунков старших детей «Зимние забавы» (выставочный зал).
6. Веселый досуг «Принесли матрешки расписные ложки».
7. Чтение произведения Л. Толстого «Была у Насти кукла».
8. Викторина «Ох, потешки хороши».
9. Вечер загадок и отгадок «В гостях у бабушки Федоры».
10. Рассматривание иллюстраций «Посещение общественных мест».
11. Спортивное развлечение «Папа, мама, я - спортивная семья».
Февраль
1. Беседа на тему «Где мы были».
2. Викторина «Веселые ложки».
3. Досуг «Милости просим гости дорогие» (музей «Мое Красивомечье»).
4. Фотофоллаж «Современный город».
5. Литературное развлечение «Жили у бабуси».
6. Рассматривание фотоальбома «Филимоновские свистульки».
7. Развивающая познавательная ситуация «Принесли матрешки расписные ложки».
8. Рассматривание фотографий «Старый город».
9. Тематическая прогулка «Береза и сосна».
10. Рассматривание фотоальбома «Моя маленькая родина».
11. Вечер развлечения «Папа лучший друг».
12. Рассматривание сюжетных картин «Мужские профессии».
13. Викторина «Вот и зимушка проходит».
Март
1. Рассматривание иллюстраций «Моя мама».
2. Беседа на тему «Мамин праздник».
3. Бесед на тему «Мой родной городй».
4. Целевая прогулка к проезжей части.
5. Беседа на тему «Ладушки,оладушки».
6. Беседа на тему «Мои выходные дни».
7. Рассматривание семейных фотоальбомов.
8. Чтение произведения Л. Толстого «Пошла Катя поутру».
9. Рассматривания композиции «Старый город».
10. Познавательная ситуация «Вот моя улица».
11. Наблюдения за прохожими.
12. Экскурсия в библиотеку детского сада.
13. Театрализованное представление «Сказки рядом с нами».
14. Беседа на тему «Пешеход на дороге».
15. Фоторепортаж «Весна в городе».
Апрель
1. Беседа на тему «Выходные дни».
2. Чтение произведения Л. Толстого «Саша был трус».
3. Беседа на тему «Кто, где живет».
4. Рассматривание иллюстраций «Пернатые друзья».
5. Музыкальное развлечение «Возвращаются певцы».
6. Рассматривание иллюстраций к произведению Л. Толстого «Саша был трус».
7. Беседа на тему «Достопримечательности родного города».
8. Беседа на тему «Мой город».
9. Чтение произведения Л. Толстого «Деду было скучно».
10. Вечер загадок и отгадок «Наши меньшие друзья».
11. Викторина «Моя малая родина».
12. Музыкальные забавы «Ох, игрушки хороши».
Май
1. Беседа на тему «Где мы были».
2. Развивающая познавательная ситуация «Калачи из печи».
3. Литературное развлечение «Жили-были».
4. Рассматривание иллюстраций «Труд взрослых».
5. Рассматривание фотоальбома «Мой детский сад».
6. Беседа на тему «Моя маленькая родина».
7. Музыкальный досуг «Филимоновское чудо».
8. Наблюдение за работой дворника.
9. Вечер развлечения «Воздушные шары».
10. Рассматривание макета «Наш микрорайон»(музей «Мое Красивомечье»).
11. Викторина «Весна красна».
Непосредственно образовательная деятельность
средняя группа
Сентябрь
1. Речевое развитие
Образовательная ситуация
«Дети идут в школу»
2. Речевое развитие
Образовательная ситуация
Модификация сказки «Репка»
3. Мир природы
Образовательная ситуация
«Осень»
4. Социальный мир
Образовательная ситуация
Целевое посещение кухни
Октябрь
1. Речевое развитие
Образовательная ситуация
Заучивание потешки «Ай качи, качи»
2. Речевое развитие
Экскурсия в музей «Мое Красивомечье»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Вот баранки, калачи»
4. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Родной город Ефремов»
Ноябрь.
1. Речевое развитие
Образовательная ситуация
Составление рассказа по теме «Семья»
2. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Кто мы в нашей семье»
Экскурсия в музей «Мое Красивомечье»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Салфетка для гостей»
Декабрь
1. Природный мир
Образовательная ситуация
«Животные зимой»
2. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Магазин одежды и обуви»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Наша елочка»
Январь
1. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Зимние игры и развлечения»
2. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Из прошлого ложки»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Снеговики»
Февраль
1. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Матрешка»
2. Мир природы
Образовательная ситуация
«Наша кормилица земля»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Веселые матрешки»
4. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Наша Армия родная»
Март
1. Социальный мир
Образовательная ситуация
«О женщинах наших хотим мы сказать»
2. Мир природы
Образовательная ситуация
«Весна – красна»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Филимоновские свистульки»
Апрель
1. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Космические просторы»
2. Мир природы
Образовательная ситуация
«Весенние трели»
3. Мир искусства и художественная деятельность
Образовательная ситуация
«Скворцы»
Май
1. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Москва – столица России»
2. Мир природы
Образовательная ситуация
«Сажаем цветы на клумбе»
3. Социальный мир
Образовательная ситуация
«Безопасная дорога»
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья».
• Оформление музея «Мое Красивомечье», центра «Краеведения» в группе.
• Совместный труд в природе.
• Утренники, праздники, экскурсии, вечера развлечения, соревнования.
• Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушек»
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: продуктивной,игровой,экспериментальной.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
Диагностическое обследование проводится два раза в год :октябрь, апрель.
Уровни освоения программы по ознакомлению детей с малой родиной
1. Моя семья.
Высокий: 16-20 баллов
- знает состав своей семьи, называет их по имени и отчеству, рассказывает о деятельности членов семьи и их взаимоотношениях;
- знает свое имя (полное и краткое, фамилию, возраст, пол;
- понимает проявления гендерных отличий.
- знает традиции семьи и рассказывает о них.
Средний: 10-13 баллов
- знает членов своей семьи и ближайших родственников, но затрудняется назвать их по имени и отчеству, рассказывает о взаимоотношениях в семье с помощью взрослого;
- знает свое краткое имя, но затрудняется в названии полной версии своего имени, пол и возраст называет с помощью взрослого;
- проявляет интерес к гендерным отличиям и к правилам отношений между взрослыми и детьми;
- имеет представления о семейных традициях,но не рассказывает о них.
Низкий: 3-6 баллов
- знает членов семьи и ближайших родственников, но не называет их по имени и отчеству и затрудняется в определении взаимоотношений между ними даже с помощью взрослого;
- часто путает имя и фамилию, затрудняется назвать пол и возраст;
- интерес к гендерным отличиям и к правилам отношений между взрослыми и детьми слабо выражены;
- не имеет представления о семейных традициях.
2. Мой любимый детский сад.
Высокий:17-20 баллов
- хорошо знает название своей группы и самостоятельно ориентируется в групповой комнате, в ее центрах;
- знает название детского сада, расположение своей группы внутри детского сада; самостоятельно находит музыкальный зал, медицинский кабинет и спортивный комплекс;
- знает и называет некоторые профессии детского сада;
- самостоятельно пользуется правилами безопасного поведения в детском саду;
- выполняет элементарные правила культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Средний:10-14 баллов
- знает название своей группы, но ориентируется в центрах групповой комнаты с помощью воспитателя;
- знает название детского сада, но испытывает затруднение в ориентировке внутри помещения;
- совместно с воспитателем называет профессии детского сада;
- имеет представление о некоторых правилах культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Низкий: 4-7 баллов
- знает название своей группы, но не может ориентироваться в ее центрах даже с помощью воспитателя;
- допускает ошибки в названии детского сада;
- путает названия профессий детского сада;
- интерес к правилам безопасного поведения в детском саду снижен;
- общение ребенка с окружающими неустойчиво, проявляет робость и скованность.
3. Труд взрослых.
Высокий: 6-7 баллов
- самостоятельно и свободно рассказывает о трудовых процессах взрослых;
- проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, к технике, охотно помогает старшим.
Средний: 3-5 баллов
- рассказывает о трудовом процессе, пользуясь предметно-схематической моделью;
- проявляет уважение и бережное отношение к результату труда, но к оказанию помощи взрослому пассивен.
Низкий:1-2 балла
- отвечает на вопросы взрослого о трудовых процессах, но интереса к труду не проявляет;
- отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда.
4. Мой город.
Высокий: 23-28 баллов
- знает и называет свой город и реку, на которой он стоит;
- знает и называет близлежащие улицы;
- имеет представления о некоторых предприятиях города;
- понимает, что наш город является частью Тульской области.
Средний: 15-19 баллов
- знает название города, но затрудняется в названии реки, на которой он стоит;
- знает близлежащие улицы, но допускает ошибки в их названии;
- имеет неустойчивое представление о предприятиях города;
- путает понятия «город» и «область».
Низкий: 7-11 баллов
- испытывает затруднения в названии города и реки, на которой он стоит;
- названия близлежащих улиц путает даже с помощью воспитателя;
- не имеет представления о предприятиях города;
- не понимает отношения города к Тульской области.
5. Быт и традиции русского народа.
Высокий: 19-23 балла
- свободно и самостоятельно рассказывает о характерных особенностях народной игрушки;
- самостоятельно пользуется произведениями русского народного творчества;
- рассказывает об особенностях народного костюма Тульского края;
- охотно принимает участие в традиционных народных праздниках.
Средний: 14-17 баллов
- рассказывает о характерных особенностях народной игрушки с небольшой помощью воспитателя;
- пытается воспроизводить некоторые произведения русского народного творчества;
- находит и показывает предметы народного костюма Тульского края;
- в традиционных народных праздниках чаще всего занимает место наблюдателя.
Низкий:5-9 баллов
- знает название народной игрушки, но не называет ее характерные особенности;
- не проявляет интереса к произведениям русского народного творчества;
- называет предметы русского костюма Тульского края только с помощью воспитателя;
- к традиционным народным праздникам интереса не проявляет.
6. Родная природа.
Высокий: 17-20 баллов
- знает и различает достаточно большое количество растений, произрастающих на территории детского сада;
- проявляет интерес к особенностям жизни животных и их детенышей;
- рассказывает о назначении Красной книги;
- правильно определяет некоторые сельскохозяйственные профессии.
Средний:11-14 баллов
- знает и называет несколько растений, произрастающих на территории детского сада;
- интерес к жизни животных и их детенышей неустойчив и избирателен;
- испытывает затруднения в определении сельскохозяйственных профессий.
Низкий:5-8 баллов
- представления о растениях, произрастающих на территории детского сада незначительны;
- совместно со взрослым ребенок выделяет некоторые особенности жизни животных и их детенышей;
- не знает о назначении Красной книги;
- делает значительное количество ошибок в названиях сельскохозяйственных профессий.
Используемая литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2013 №6, с. 118-121.
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2014 №5, с. 3-10.
8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2013 №12, с. 31-36.
9. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.
10. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.