Ася Соколова
Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. Адресат. …. ….…. …. 3
1. Концептуальные компоненты структуры….…. 4
1.1 Целевое назначение программы….4
2. Содержательные компоненты структуры…. 4
2.1 Содержательная характеристика курса…. 4
2.2 Содержание программы…. 5
2.3 Характеристика целесообразной методики построения курса. Ожидаемый результат…. 11
3. Параметры результативности диагностики…12
4. Организационно-педагогические условия…. …12
4.1 Методические рекомендации…. 12
5. Литература…. 13
Пояснительная записка
Публикация «Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуации, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации детей.
Социально-коммуникативные навыки - это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом
При правильно сформированных социально-коммуникативных навыках ребенок :
1) понимает эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и умеет рассказать о нем;
2) умеет получать необходимую информацию в общении;
3) может выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам;
4) умеет вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, а также отстаивать свое мнение;
5) соотносит свои желания, стремления с интересами других людей;
6) принимает активное участие в коллективных делах (договаривается, уступает и т. д.);
7) уважительно относится к окружающим людям;
8) принимает и оказывает помощь;
9) спокойно реагирует в конфликтных ситуациях.
Сформированные социально-коммуникативные навыки - один из главных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Одним из средств развития социально-коммуникативных навыков является арт-терапия, которая предполагает решение данной задачи через процесс творчества ребенка.
Программа предназначена для работы с воспитанниками старшей и подготовительной группы ДОУ (5-7 лет).
1. Концептуальные компоненты структуры
1.1 Целевое назначение программы
Цель программы : развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
Задачи программы :
1. Развитие навыков совместной деятельности в коллективе
2. Установление доброжелательного отношения детей друг к другу
3. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
4. Формирование способности правильно выражать свои чувства;
5. Формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам
2. Содержательные компоненты структуры
2.1 Содержательная характеристика курса
В программе выделено 13 тем (всего 20 часов).
Программа состоит из 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме подгрупповых занятий продолжительностью 25 – 30 минут.
Занятия по программе проводятся в начале учебного года с ноября месяца, после проведенного диагностического обследования.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)
2. Разминка (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);
3. Основная часть (включение игровых упражнений)
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Учебно-тематическое планирование курса
Темы занятий Практика Теория Всего
1. «Знакомство» 1 - 1
2. «Учимся общаться» 2 - 2
3. «Общаемся играя» 2 - 2
4. «Страна эмоций» 2 - 2
5. «Почему люди ссорятся» 1 - 2
6. «Ух какой я злой!» 2 - 2
7. «Что такое дружба» 1 - 1
8. «Учимся дружить» 1 - 1
9. «Хорошо ли мы знаем друг друга» 2 - 2
10. «Взаимопомощь и выручка» 1 - 1
11. «Планета помощи» 1 - 1
12. «Объединяемся играя» 1 - 1
13. «Мы - единая команда» 1 - 2
Итого 20 - 20
2.2 Содержание программы
Тема №1 «Знакомство»
Занятие 1.
Цель: развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; развивать навыки сотрудничества; научить детей доверять друг другу.
Ход занятия
Упражнение «Нарисуй доброе животное»
Упражнение «Приклей пятачок»
Игра «Узнай по голосу»
Игра «Ласковое имя»
Завершение
Прощание
Тема №2 «Общаемся играя»
Занятие 1
Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства.
Ход занятия
Упражнение «Угадай животное».
Театрализованная игра «Встреча в лесу»
Завершение
Прощание
Занятие 2
Ход занятия
Упражнение «Волшебные очки»
Игра «Кинолента»
Завершение
Прощание
Тема №3 «Учимся общаться»
Занятие 1
Цель: Развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Игра «Хочу с тобой познакомиться»(с конвертами)
Игра «У меня зазвонил телефон»
Упражнение на отработку интонационной выразительности речи
Занятие 2
Игра «Детская радиопередача»(чтение и составление собственной сказки)
Игра «Достань мяч»
Завершение
Прощание
Тема №4 «Страна эмоций»
Занятие 1
Цель: обучение детей приемлемым способам выражения обиды и гнева. обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации, развитие умения анализировать собственное поведение.
Ход занятия
Упражнение «Ладошки с моим настроением»
Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда»
Упражнение «Опасно - безопасно»
Завершение
Прощание
Занятие 2
Упражнение «Волшебная фраза»
Упражнение «Психологический театр»
Завершение
Прощание – упражнение «Комплимент»
Тема 5 «Почему люди ссорятся?»
Занятие 1
Цель: познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.
Ход занятия
Упражнение «Я очень рад тебя видеть»
Театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики»
Занятие 2.
Упражнение «Разожми кулак»
Игра «Толкалки без слов»
Игра «Да и нет»
Завершение
Прощание
Тема №6 «Ух какой я злой!»
Цель: Обучение приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения.
Занятие 1
Упражнение «Необычное приветствие»
Упражнение-тренинг «Злюка»
Завершение
Прощание
Занятие 2
Упражнение «Ты мне нравишься за то, что»
Сказка «Про злость» (Составление и проигрывание по ролям)
Завершение
Прощание
Тема №7 «что такое дружба»
Занятие 1
Цель: создание положительного дружественного настроения в классе. Способствовать сплочению детского коллектива.
Театрализованно-ролевая игра «Если случилась беда».
Упражнение «Добрые пожелания волшебников»
Завершение
Прощание
Тема №8 «Учимся дружить»
Занятие 1
Цель: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе;
способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; повысить самооценку детей;
Чтение и обсуждение сказки В. Г. Сутеева «Кораблик».
Беседа о дружбе.
Упражнение «Мой идеальный друг»
Завершение
Прощание
Тема №9 «Хорошо ли мы знаем друг друга?»
Занятие 1
Цепь: развить социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение присоединения и чувствования; учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.
Ход занятия
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Мы тебя любим»
Упражнение «Чей портрет?»
Занятие 2
Игра «Распускающийся бутон»
Создание коллажа на тему «Наша группа»
Завершение
Прощание
Тема №10 «Взаимопомощь и сотрудничество»
Занятие 1
Цель: повышение уровня сплоченности группы; создание условий для включения детей в совместную деятельность.
Упражнение-разминка «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»…
Игра «Паутина»
Завершение
Прощание
Тема №11 «планета - сотрудничества»
Занятие 1
Цель: развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнить свои достижения с успехами других.
Ход занятия
Игра «Калейдоскоп»
Аппликация «Мое дерево»
Упражнение «Хорошие слова и чувства»
Завершение
Прощание
Тема №12 «Объединяемся играя»
Занятие 1
Цель: сплочение группы, снятие напряжения, установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе.
Ход занятия
Упражнение «Подари улыбку»
Упражнение «Здравствуйте»
Игра «Я знаю, что ты.»
Упражнение «Мы похожи — мы отличаемся»
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Завершение
Прощание
Тема № 13 «Мы — единая команда»
Занятие 1
Цель: развитие сплоченности, открытие новых положительных качеств друг в друге, развитие взаимоуважения друг к другу.
Ход занятия
Упражнение «Здравствуйте»
Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи.»
Игра «Восковая палочка»
Завершение
Прощание
2.3 Характеристика целесообразной методики построения курса. Ожидаемый результат
Ожидаемыми результатами программы являются :
1. Использование воспитанниками адекватных вербальных и невербальных средств для организации и поддержания общения со сверстниками, родителями, педагогами.
2. Умение выразить эмоциональную поддержку в вербальной и невербальной форме.
3. Умение формулировать высказывания в конструктивной форме для выражения своих чувств
4. Умение самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями.
5. Умение работать в группе.
3. Параметры результативности диагностики
В сентябре месяце проводятся диагностические методики:
1. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина, используется для исследования коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками
2. Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман)
3. Социометрическая проба «День рождения» М. А. Панфилова.
Повторная диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.
4. Организационно-педагогические условия
4.1 Методические рекомендации
Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы :
1. Груздева Ю. В. Богачкина Н. А. Классные часы с психологом. М: Издательство «Глобус» 2009.
2. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010.
4. Реана А. А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004
5. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. М. : Эксмо, 2010.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : Генезис, 2006.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М. :ТЦ Сфера, 2008.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы :
Свободное и просторное помещение для проведения занятий: помещение группы, музыкальны зал, игровая комната.
Материалы и инструментарий для занятий:
1. Ватман (3 листа, бумага для рисования
2. Акварельные краски, тряпочки и кисточки
3. Цветная бумага, ватные палочки, клей.
4. Мелки или цветные карандаши
5. Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т. д.).
6. Диски (или другой носитель) с музыкой: Моцарта, П. И. Чайковского запись музыки леса, любые сборники детской музыки.
7. Пиктограммы с эмоциями (радости, грусти, страха, удивления и гнева (нарисованные схематично лица с различными эмоциями)
8. Компьютер, проектор.
5. Список использованной литературы
Для педагогов:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
2. Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65
3. Бурно М. Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
4. Вачков И. В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М. ,2001.
5. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А. И. Копытина. СПб., 2002.
6. Дрешер Ю. Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Грабенко Т. М. "Практикум по креативной терапии". М. : ТЦ Сфера, 2003.
9. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь -2001.
10. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008.
11. Копытин А. И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002
Для родителей:
1. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
2. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 27.
3. Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000
4. Кожохина С. К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб. : Речь, 2006.
5. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь -2001.