Папки-передвижки

Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Ася Соколова
Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. Адресат. …. ….…. …. 3

1. Концептуальные компоненты структуры….…. 4

1.1 Целевое назначение программы….4

2. Содержательные компоненты структуры…. 4

2.1 Содержательная характеристика курса…. 4

2.2 Содержание программы…. 5

2.3 Характеристика целесообразной методики построения курса. Ожидаемый результат…. 11

3. Параметры результативности диагностики…12

4. Организационно-педагогические условия…. …12

4.1 Методические рекомендации…. 12

5. Литература…. 13

Пояснительная записка

Темочки:

В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуации, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации детей.

Социально-коммуникативные навыки - это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом

При правильно сформированных социально-коммуникативных навыках ребенок :

1) понимает эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и умеет рассказать о нем;

2) умеет получать необходимую информацию в общении;

3) может выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам;

4) умеет вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, а также отстаивать свое мнение;

5) соотносит свои желания, стремления с интересами других людей;

6) принимает активное участие в коллективных делах (договаривается, уступает и т. д.);

7) уважительно относится к окружающим людям;

8) принимает и оказывает помощь;

9) спокойно реагирует в конфликтных ситуациях.

Сформированные социально-коммуникативные навыки - один из главных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Одним из средств развития социально-коммуникативных навыков является арт-терапия, которая предполагает решение данной задачи через процесс творчества ребенка.

Программа предназначена для работы с воспитанниками старшей и подготовительной группы ДОУ (5-7 лет).

1. Концептуальные компоненты структуры

1.1 Целевое назначение программы

Цель программы : развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Задачи программы :

1. Развитие навыков совместной деятельности в коллективе

2. Установление доброжелательного отношения детей друг к другу

3. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

4. Формирование способности правильно выражать свои чувства;

5. Формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам

2. Содержательные компоненты структуры

2.1 Содержательная характеристика курса

В программе выделено 13 тем (всего 20 часов).

Программа состоит из 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме подгрупповых занятий продолжительностью 25 – 30 минут.

Занятия по программе проводятся в начале учебного года с ноября месяца, после проведенного диагностического обследования.

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)

2. Разминка (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);

3. Основная часть (включение игровых упражнений)

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Учебно-тематическое планирование курса

Темы занятий Практика Теория Всего

1. «Знакомство» 1 - 1

2. «Учимся общаться» 2 - 2

3. «Общаемся играя» 2 - 2

4. «Страна эмоций» 2 - 2

5. «Почему люди ссорятся» 1 - 2

6. «Ух какой я злой!» 2 - 2

7. «Что такое дружба» 1 - 1

8. «Учимся дружить» 1 - 1

9. «Хорошо ли мы знаем друг друга» 2 - 2

10. «Взаимопомощь и выручка» 1 - 1

11. «Планета помощи» 1 - 1

12. «Объединяемся играя» 1 - 1

13. «Мы - единая команда» 1 - 2

Итого 20 - 20

2.2 Содержание программы

Тема №1 «Знакомство»

Занятие 1.

Цель: развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; развивать навыки сотрудничества; научить детей доверять друг другу.

Ход занятия

Упражнение «Нарисуй доброе животное»

Упражнение «Приклей пятачок»

Игра «Узнай по голосу»

Игра «Ласковое имя»

Завершение

Прощание

Тема №2 «Общаемся играя»

Занятие 1

Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства.

Ход занятия

Упражнение «Угадай животное».

Театрализованная игра «Встреча в лесу»

Завершение

Прощание

Занятие 2

Ход занятия

Упражнение «Волшебные очки»

Игра «Кинолента»

Завершение

Прощание

Тема №3 «Учимся общаться»

Занятие 1

Цель: Развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Игра «Хочу с тобой познакомиться»(с конвертами)

Игра «У меня зазвонил телефон»

Упражнение на отработку интонационной выразительности речи

Занятие 2

Игра «Детская радиопередача»(чтение и составление собственной сказки)

Игра «Достань мяч»

Завершение

Прощание

Тема №4 «Страна эмоций»

Занятие 1

Цель: обучение детей приемлемым способам выражения обиды и гнева. обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации, развитие умения анализировать собственное поведение.

Ход занятия

Упражнение «Ладошки с моим настроением»

Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда»

Упражнение «Опасно - безопасно»

Завершение

Прощание

Занятие 2

Упражнение «Волшебная фраза»

Упражнение «Психологический театр»

Завершение

Прощание – упражнение «Комплимент»

Тема 5 «Почему люди ссорятся?»

Занятие 1

Цель: познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Ход занятия

Упражнение «Я очень рад тебя видеть»

Театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики»

Занятие 2.

Упражнение «Разожми кулак»

Игра «Толкалки без слов»

Игра «Да и нет»

Завершение

Прощание

Тема №6 «Ух какой я злой!»

Цель: Обучение приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения.

Занятие 1

Упражнение «Необычное приветствие»

Упражнение-тренинг «Злюка»

Завершение

Прощание

Занятие 2

Упражнение «Ты мне нравишься за то, что»

Сказка «Про злость» (Составление и проигрывание по ролям)

Завершение

Прощание

Тема №7 «что такое дружба»

Занятие 1

Цель: создание положительного дружественного настроения в классе. Способствовать сплочению детского коллектива.

Театрализованно-ролевая игра «Если случилась беда».

Упражнение «Добрые пожелания волшебников»

Завершение

Прощание

Тема №8 «Учимся дружить»

Занятие 1

Цель: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе;

способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; повысить самооценку детей;

Чтение и обсуждение сказки В. Г. Сутеева «Кораблик».

Беседа о дружбе.

Упражнение «Мой идеальный друг»

Завершение

Прощание

Тема №9 «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Занятие 1

Цепь: развить социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение присоединения и чувствования; учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.

Ход занятия

Упражнение «Комплименты»

Упражнение «Мы тебя любим»

Упражнение «Чей портрет?»

Занятие 2

Игра «Распускающийся бутон»

Создание коллажа на тему «Наша группа»

Завершение

Прощание

Тема №10 «Взаимопомощь и сотрудничество»

Занятие 1

Цель: повышение уровня сплоченности группы; создание условий для включения детей в совместную деятельность.

Упражнение-разминка «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»

Игра «Паутина»

Завершение

Прощание

Тема №11 «планета - сотрудничества»

Занятие 1

Цель: развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнить свои достижения с успехами других.

Ход занятия

Игра «Калейдоскоп»

Аппликация «Мое дерево»

Упражнение «Хорошие слова и чувства»

Завершение

Прощание

Тема №12 «Объединяемся играя»

Занятие 1

Цель: сплочение группы, снятие напряжения, установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе.

Ход занятия

Упражнение «Подари улыбку»

Упражнение «Здравствуйте»

Игра «Я знаю, что ты.»

Упражнение «Мы похожи — мы отличаемся»

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Завершение

Прощание

Тема № 13 «Мы — единая команда»

Занятие 1

Цель: развитие сплоченности, открытие новых положительных качеств друг в друге, развитие взаимоуважения друг к другу.

Ход занятия

Упражнение «Здравствуйте»

Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи.»

Игра «Восковая палочка»

Завершение

Прощание

2.3 Характеристика целесообразной методики построения курса. Ожидаемый результат

Ожидаемыми результатами программы являются :

1. Использование воспитанниками адекватных вербальных и невербальных средств для организации и поддержания общения со сверстниками, родителями, педагогами.

2. Умение выразить эмоциональную поддержку в вербальной и невербальной форме.

3. Умение формулировать высказывания в конструктивной форме для выражения своих чувств

4. Умение самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями.

5. Умение работать в группе.

3. Параметры результативности диагностики

В сентябре месяце проводятся диагностические методики:

1. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина, используется для исследования коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками

2. Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман)

3. Социометрическая проба «День рождения» М. А. Панфилова.

Повторная диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.

4. Организационно-педагогические условия

4.1 Методические рекомендации

Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы :

1. Груздева Ю. В. Богачкина Н. А. Классные часы с психологом. М: Издательство «Глобус» 2009.

2. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010.

4. Реана А. А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004

5. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. М. : Эксмо, 2010.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : Генезис, 2006.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М. :ТЦ Сфера, 2008.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы :

Свободное и просторное помещение для проведения занятий: помещение группы, музыкальны зал, игровая комната.

Материалы и инструментарий для занятий:

1. Ватман (3 листа, бумага для рисования

2. Акварельные краски, тряпочки и кисточки

3. Цветная бумага, ватные палочки, клей.

4. Мелки или цветные карандаши

5. Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т. д.).

6. Диски (или другой носитель) с музыкой: Моцарта, П. И. Чайковского запись музыки леса, любые сборники детской музыки.

7. Пиктограммы с эмоциями (радости, грусти, страха, удивления и гнева (нарисованные схематично лица с различными эмоциями)

8. Компьютер, проектор.

5. Список использованной литературы

Для педагогов:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

2. Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65

3. Бурно М. Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.

4. Вачков И. В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М. ,2001.

5. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А. И. Копытина. СПб., 2002.

6. Дрешер Ю. Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Грабенко Т. М. "Практикум по креативной терапии". М. : ТЦ Сфера, 2003.

9. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь -2001.

10. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008.

11. Копытин А. И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002

Для родителей:

1. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.

2. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 27.

3. Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000

4. Кожохина С. К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб. : Речь, 2006.

5. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь -2001.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Вежливые слова и поступки» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «ПР», «СКР», «РР», «ФР» «Речевое развитие»: - Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах;.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада»Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
Опубликовано: 2 июня 2022 в 19:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Ася Соколова (УИ 2831236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД