Екатерина Шинкоренко
Программа по развитию математических представлений у детей 5–7 лет с использованием ИКТ технологий «Ступеньки»
▼ Скачать
Программа по развитию математических представлений у детей 5-7 лет с использованием ИКТ технологий "Ступеньки".
Разработали воспитатели: Шинкоренко Екатерина Михайловна; Ворошнина Евгения Владимировна; Зырянова Ольга Викторовна ; педагог-психолог Чегурко Татьяна Владимировна.
Публикация «Программа по развитию математических представлений у детей 5–7 лет с использованием ИКТ технологий „Ступеньки“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
Современная ситуация в системе образования характеризуется повышенными требованиями к качеству дошкольного образования. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу важных методических проблем последних десятилетий.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации подчеркивается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.
Математика по праву занимает большое место и в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
В этой связи ИКТ позволяют сделать процесс обучения увлекательным, захватывающим все стороны развития ребенка.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.
Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения, является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
С. Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
И. Ю. Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности.)
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных использованию компьютерных игр в работе с детьми дошкольного возраста (Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Г. П. Петку) указывается на то, что специфика компьютерных игр позволяет рассматривать их как особое средство развития детей.
ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, тем более, что в ДОУ оборудован и работает пока что на платной основе компьютерный класс.
Однако использование этого вида технологий осложняется несколькими обстоятельствами:
- недостаточной информационной культурой и компьютерной грамотностью педагогов;
- недостаточной готовностью педагогов к массовому использованию информационных технологий в образовательном процессе;
- недостаточным количеством компьютеров в учебном процессе;
- отсутствием методики использования ИКТ в образовательном процессе в ДОУ.
Значительно осложняется работа по использованию ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста практически отсутствием методической литературы, пособий и обобщенного педагогического опыта использования ИКТ в практике ДОУ.
Возможности ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточное количество технических возможностей и методических разработок по этой проблеме, с другой стороны, определили необходимость создания данной программы по «Использованию ИКТ в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» под названием «Ступеньки».
Новизна данной программы заключается в том, что ни ФГОС ДО, ни ООП ДОУ не выдвигают требования по ознакомлению дошкольников с работой на компьютере и использованием его в образовательном процессе, но подготовка детей к следующей ступени своего социального развития-обучению в школе, созданию условий развития мотивации ребёнка-дошкольника к познавательной деятельности и в частности развития математических познаний сподвигла нас к созданию такой программы.
Цель: Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ технологии математического развития дошкольников с использованием ИКТ.
Задачи:
1. Создать систему методической помощи в ДОУ по вопросу использования ИКТ для математического развития дошкольников.
2. Обеспечить начальную математическую подготовку детей для успешного обучению в школе;
3. Развить элементарные основы математического мышления;
4. Способствовать развитию у детей сенсорных процессов и способностей;
5. Подготовить дошкольников к использованию информационных компьютерных технологий.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.
Формы и методы использования компьютера во время НОД, конечно, зависят от содержания этой НОД, цели, которую преподаватель ставит перед собой и детьми. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
• при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
• при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
• при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
• при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Информационные технологии могут быть использованы педагогами на различных этапах НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• самостоятельное обучение с помощью воспитателя;
• самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности воспитателя;
• частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
• использование тренировочных программ;
• использование диагностических и контролирующих материалов;
• выполнение домашних самостоятельных заданий;
• использование игровых и занимательных программ.
Используя информационные технологий на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, мы исходили из следующих идей: идея гуманных отношений; идея трудной цели; идея личностного подхода; идея деятельностного подхода; идея свободного выбора.
Организация образовательного процесса с использованием ИКТ стала возможной благодаря созданию в нашем детском саду компьютерного класса для дошкольников.
Для организации рабочих мест в компьютерном классе использована специальная мебель, которая изготовлена по индивидуальному заказу с учётом возрастных особенностей дошкольников и требований, предъявляемых СанПином. Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований.
Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ по математике, использования интерактивных форм обучения в соответствии разработанного нами календарно-тематических планов работы по математическому развитию детей 5-6 и 6-7 лет.
(Приложение 1, 2)
Наша программа «Использованию ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» под названием «Ступеньки» направлена на обучение детей элементарным математическим представлениями, развитие математического мышления которое помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, так же она способствует его общему умственному развитию.
В основу построения занятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ положен принцип развивающего обучения. В структуре занятий используются методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и частично поисковой. Большое значение придается методам эмоциональной стимуляции, таким как создание атмосферы успеха и комфортности. Использование игр и игровых форм проведения занятий находят широкое применение в НОД. Мультимедийные элементы на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Появляются возможности использования методического приема, делай как я – речь идет о совместной деятельности педагога и ребёнка. Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.
Весь образовательный процесс в компьютерном классе проходит в три этапа.
На первом этапе проводятся :
• развивающие игры-задания с применением красочного материала, направленного на развитие высших психических функций у детей;
• игры-задания для подготовки руки к умению владения компьютерной мышкой;
• дидактические игры и упражнения;
• пальчиковые игры и упражнения для развития мышления, речи, мелкой моторики;
• пальчиковые игры со скороговорками, стихами, спичками, пласти-лином, игрушками, орехами, крупой и др.
(Приложение 3)
На втором этапе проводится непосредственная работа на компьютере.
А, именно, компьютерные игры:
• на развитие мыслительных операций;
• на развитие математических представлений;
• на развитие памяти, внимания;
• на развитие пространственных и временных ориентировок;
• на развитие восприятия.
(Приложение 4)
Так же можно проводить игры по обучению грамоте, игры на развитие навыков творческого рисования, конструирования, игры по ознакомлению с окружающим и миром природы и др.
На третьем, заключительном этапе проводится релаксация, гимнастика для глаз (профилактика зрительного утомления).
(Приложение 5)
Формы организации образовательного процесса в компьютерном классе – подгрупповые и индивидуальные.
Ожидаемые результаты
• При реализации программы по развитию математических представлений у детей 5-7 лет с использованием ИКТ технологий «Ступеньки» будут достигнуты следующие результаты:
• Повысится интерес дошкольников к познавательному развитию раздела «Первые шаги в математику», дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
• Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
• Повысится уровень математических способностей старших дошкольников – будущих первоклассников.
• Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
• Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством ИКТ технологий.
• Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений детей.
Средства реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность программы “ Ступеньки ” включена в реализацию задач образовательной области “Познание” раздел “Первые шаги в математику ” основной образовательной программы ДОУ по познавательному развитию и проводятся 4 раза в месяц по перспективно-тематическому плану (Приложение 3,4,5)
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог.
Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познание» воспитателем может быть широко использованы так называемые «предметные тесты», где материалы тестовых заданий используются в виде реальных предметов, кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребёнком геометрических фигур, параметров величины, сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
Мониторинг проводится 2 раза в год : в сентябре (начало учебного года) и в мае месяце (по итогам учебного года). По необходимости, проводится еще и промежуточный мониторинг в середине учебного года.
Методику проведения мониторинга смотреть научно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду»- авторы программы «Детство»-Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и др.
Протоколы проведения педагогической диагностики смотреть пособие Н. В. Верещагиной «Педагогичсекая диагностика индивидуального развития ребёнка…»-Детство-Пресс-2017 г.
Методика обследования.
Методика N 1 - Выявление умений счёта.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.
Методика N 2 - Выявление знаний цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).
Методика N 3 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика N 4 - Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Материал. По 10 ёлочек и грибов.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4, после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).
Методика N 5 - Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.
Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.
Методика N 6 - Выявление умений сравнивать две группы предметов.
Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.
Методика N 7 - Выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).
Инструкция к проведению. Воспитатель задаё т вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.
Методика N 8 - Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.
Методика N 9 - Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.
Методика N 10 - Выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.
Методика N 11 - Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.
Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.
Инструкция к проведению. Ребё нку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного - все треугольники, а внутри белого - все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.
Методика N 12 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.
Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.
Методика N 13 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.
Материал. Карточка с изображением человечков (См. "Математика от 3 до 7", стр. 133, игра "Кого не хватает?").
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.
Методика N 14 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.
Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.
ЛИТЕРАТУРА:
Литература, используемая для разработки программы и
организации образовательного процесса:
- Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе-«Детство-пресс», 2014 г.
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
– М. : Просвещение, 2002. – 385 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. :
Просвещение, 2001. – 404 с.
3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение,
2003. – 312 с.
4. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников – М. : Просвещение, 2002
– 256с.
5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших
дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В.,
Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. :
Просвещение, 2010. – 187с.
8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. –
СПб: Детство-Пресс, 2002.
9. Михайлова З. А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое
пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
10. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. – СПб. : Феникс,
2006. – 123 с.
11. Петерсон Л. Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. –
418с.
12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л.
В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
М. В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
14. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей
дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
15. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О. М.
Дьяченко и Е. Л. Агаевой. – М. : Просвещение, 2007. – 245с.
16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая
технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста
3-7 лет. – СПб., 2007
Литература, рекомендуемая для детей и родителей :
1. Васильева Н. Н. ,. Новоторцева Н. В Развивающие игры для
дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2. Волина В. В. Праздник числа – М. : Знание, 2003 – 180с.
3. Гаврина С. Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль:
Академия развития, 2006. – 382с.
4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия
развития, 2006. – 375с.
5. Дьяченко В. В. Чего на свете не бывает? – М. : Просвещение, 2011 –
208с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной
математике – https://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-
obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! –
https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. –
https://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников –
https://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-
doshkolnikov/
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников –
https://bib.convdocs.org/v14303