Екатерина Голубева
Программа по работе с трудными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по работе с «трудными детьми»,
детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)
Содержание
Введение…. 3
Пояснительная записка…. 6
Содержание программы…10
Работа с детьми, склонными к правонарушениям…. 12
Работа с классными руководителями…. 14
Работа с родителями…. 15
Ожидаемый результат…16
Публикация «Программа по работе с трудными детьми» размещена в разделах
Литература…. 17
Введение
Программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания, приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического, патриотического воспитания; детская преступности, агрессии, наркомании.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т. к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе. Известный психотерапевт М. И Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции. Подростковый возраст оказывает громадное положительное воздействие на ребёнка, при этом успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных – более зрелыми, невыдержанных – более уравновешенными, глупых – более умными.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы, характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка11-14 лет. Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера, нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Ориентируясь на мои наблюдения и исследования в нашей школе, я могу выделить следующие виды групп:
Дети из неблагополучных семей;
Педагогически запущенные дети;
Дети с отклонением в поведении;
Дети, попавшие в проблемные ситуации;
Дети, испытующие дефицит общения.
Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися ООП ООО:
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся образовательная программа МКОУ школы-интернат№19 направлена на обеспечение и
решение следующих задач:
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ условий для реализации конституционного права на получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;
- социальная защита и охрана прав детства;
- соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей;
- создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и образования;
- адекватно воспринимать себя и окружающую действитнльность;
- создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;
- почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
- достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- координация усилий школьного сообщества в предупреждении и ликвидации детской беспризорности
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ : - СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА И АКТИВНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ; - СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШУНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕЗПРИЗОРНОСТИ;
-ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРИСЕЧЕНИЕ СЛУЧАЕВ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ;
- УЧЁТ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ;
- УСИЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ;
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ, В КДН, ПДН;
- АКТИВИЗАЦИЯ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОПОРЯДКА;
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ САМИХ УЧАЩИХСЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ШКОЛЕ, ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКИ, ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ;
- ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГА И ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА», «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ» В КАНИКУЛЯРНОЕ И ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ.
- СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ОТДЕЛОМ ПО МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ, ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННЛЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ.
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
дети в кризисной ситуации;
дети с проблемами в семье;
гиперактивные дети;
дети с проблемами в обучении;
дети с личностными проблемами;
дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ :
Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;
Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих
ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни;
Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;
Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и
общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой
категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает
негативное влияние на ребенка, то основная воспитательная
функция принадлежит школе;
Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
Приоритетные направления:
Исследовательская работа
Комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка;
2. Профилактическая коррекционно- развивающая работа
- предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.
3. Просветительская работа.
- консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов.
4. Воспитательная работа
- вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.
ФАКТОРЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ
В «ГРУППУ РИСКА», «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
-дисгармоничная семья;
-соматические заболевания;
-дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
-неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
-неадекватное поведение;
-нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
-средовая адаптация;
-просчёты школы в учебной деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ :
- Наблюдение;
- Психологические и педагогические методики;
- Психолого-педагогический анализ;
- Социально-психологические методы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Изучение проблемных детей.
- выявить всех проблемных детей, начиная с 1-го класса, и завести на них журнал учёта;
- установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;
- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;
- изучить включения его во внеурочную, общественно полезную деятельность;
- установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);
Организация педагогической помощи:
-вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;
- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
- вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.
3. Организация медицинской помощи.
- вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»;
4. Организация свободного времени проблемных детей.
- всех проблемных детей с учётом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
- привлечь детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, достижения в ней;
- организовать ненавязчивый контроль над поведением свободного времени;
Вести тесную связь в работе с проблемными детьми с РОВД;
Постановка на внутришкольный учёт и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями.
5. Профилактическая работа.
- коррекционная работа с проблемными детьми : тренинг психолога, тестирование, анкетирование;
- индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.
УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА
1. Администрация.
2. Педагоги школы.
3. Психолог.
4. Социальный педагог.
5. Медицинский персонал.
6. Другие специалисты.
7. Учащиеся школы.
Работа с детьми, склонными к правонарушениям.
Наименование МЕРОПРИЯТИЯ
СРОКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1. Посещение детей 5 классов, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году.
Август
Социальный педагог
2. Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сентябрь
Администрация, социальный педагог.
3. Выявить всех проблемных детей, начиная с 5 класса, с последующим оформлением нужной документации.
Сентябрь
- октябрь
Социальный педагог
Классные руководители
4. Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах.
Ноябрь-
декабрь
Социальный педагог
1) Учёт посещаемости и успеваемости детей, состоящих на различных учётах.
2) Тестирование учащихся 5 классов.
3) Проведение занятий по формированию толерантности в 5 классе.
В течение года
Классные руководители
Социальный педагог
6. Привлекать детей группы риска к
участию в культурно-массовой и
спортивной работе. Особое внимание
уделять их читательским интересам и
вкусам
В течение года
Зам. дир. по ВР
Социальный педагог
Библиотекарь
Учитель физической
культуры
7. Организовать ненавязчивый контроль за
проведением свободного времени.
В течение года
Социальный педагог
Классный руководитель
8. Вовлечение в кружки и секции.
В течение года
Социальный педагог
Классный руководитель
9. Совместно с инспекторами ПДН
проводить беседы на правовую тему
В течение года
Социальный педагог Инсп. ПДН
10. Привлечение самих уч-ся к укреплению
правопорядка в школе
В течение года
Зам. дир. по ВР
Социальный педагог
11. Выявление семей, уклоняющихся от
воспитания детей
В течение года
Зам. дир. по ВР
Социальный педагог
Психолог
12. Выявление интересов детей, имеющие проблемы в поведении.
В течение года
Классные руководители, вожатая,
Социальный педагог
13. Проявление интереса к созданию личных достижений у детей девиантного поведения.
В течение года
Классные руководители
Работа с подопечными детьми
1. Продолжить работу по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, больных детей и детей - сирот. Взять их на учет.
В течение года
Социальный педагог
2. Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.
2 раза в год
Социальный педагог
Классный руководитель
3. Посещать подопечных на дому. Оказывать посильную
помощь в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных
В течение года
Социальный педагог
4. Участвовать в рассмотрении конфликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку.
В течение года
Администрация школы
Социальный педагог
Психолог
5. Своевременно представлять в органы социальной службы сведения, направленные на защиту подопечных.
В течение года
Социальный педагог
6. Оказывать помощь в обеспечении подопечных путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря, санатории.
Во время каникул
Социальный педагог
7. Выступать на родительских собраниях по вопросам трудового и семейного законодательства, охраны прав детства, основам социальной политики
По графику
Социальный педагог
8. Изучать опыт работы социальных педагогов других школ.
В течение года
Социальный педагог
Работа с классными руководителями
1 .Собрать списки учащихся, склонных к правонарушениям, проживающих в неполных семьях, малообеспеченных и многодетных,в семьях опекунов
Сентябрь-октябрь
Социальный педагог
2. Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы
Сентябрь
Социальный педагог
Классный руководитель
3. Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся и профилактики правонарушений преступлений
В течение года
Социальный педагог
Классный руководитель
4.1. Совместно с классными руководителями посещать семьи учащихся требующих особого контроля и наблюдения
В течение года
Социальный педагог
Классный руководитель
4.2. Ознакомление педагогов с тематикой бесед по социальной адаптации на классных часах.
Работа с родителями
1. Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей
В течении первой четверти
Социальный педагог, психолог
2. Анкетирование родителей:
Определение методов семейного воспитания.
Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка.
Взаимоотношения в семье.
В течении года
Социальный педагог, психолог
3. Организация тематических встреч,
Вечеров, родителей с работниками
образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения
В течение года
Зам. дир. по ВР
Социальный педагог
Психолог
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
3. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
5. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
6. Создать условия гарантированной социальной защищё нности учащихся: - знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;
- психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
7. Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
8. эмоциональная и интеллектуальная независимость – готовность к самостоятельному жизненному выбору.
9. Умение жить вместе с другими.
ЛИТЕРАТУРА
Социальная работа с детьми группы риска /М. С. Мартынова и др. - М. : Социальный проект, 2003.- 273с.
«Трудный ребёнок – что делать?-6-е изд. - СПб. : Питер, 2004.- 128с.
Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. -сост. Л. Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008.-187с.
Социальный педагог в школе. -вып. 2 / авт. -сост И. Ю. Фоминичева (идр). - Волгоград: Учитель, 2010.-254с.
Справочник социального педагога:5-11 классы / Авт. -сост. Т. А. Шишковец. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВАКО, 2007.-336с. -(Педагогика. Психология. Управление.)
управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. - М. :»% за знания»,2006.-176с. -(Классному руководителю).
«Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе», 2009. №1, №3,№4