Татьяна Третьякова
Программа по работе с одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: Оказание методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми в создании единой системы выявления, эффективного развития и реализации творческой, спортивной и социальной одарённости детей.
Введение.
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребёнку, оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одарённых детей в различных областях знаний и творческой деятельности.
Публикация «Программа по работе с одарёнными детьми» размещена в разделах
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых, талантливых, способных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы дополнительного образования. Личностно-деятельный характер образовательного процесса Центра дополнительного образования позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка одарённых и мотивированных к обучению детей.
В выборе подходов к осуществлению работы с одарёнными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одарённых детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельности парадигмы. Сущность её в том, что одарённость проявляется в деятельности и оценивается по результатам.
Главным принципом нашей работы является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной деятельности. Диагностика одарё нности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребёнок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, значит он является одарённым. И поэтому мы придерживаемся подхода, что для успешного развития одарённости необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одарённость ребёнка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В МБОУ ЦДО «Радуга» разработана комплексная программа по работе с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.
Цель: обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития и реализации потенциальных способностей детей;
- развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения их в области научно-технического, художественного, декоративно-прикладного и спортивного направления;
- совершенствовать традиционные и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии;
- обеспечить повышение квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми.
Сроки и этапы реализации Программы
Организационный этап:
• Создание нормативно-правовой базы.
• Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
• Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
• Организация методического обеспечения.
• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Этап реализации:
• Апробация программы работы с одарёнными детьми.
• Мониторинг творческих показателей каждого ребёнка.
• Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми.
• Методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства педагогов.
• Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция программы.
Завершающий этап:
• Анализ и обобщение результатов развития одарённых детей.
• Анализ мониторинга достижений каждого учащегося.
• Анализ деятельности педагогов по работе с одарёнными детьми.
• Определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
• Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты Программы
• Формирование системы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
• Совершенствование форм работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
• Рост доли учащихся, охваченных системой работы в динамике развития одарённости;
• Рост доли педагогов, вовлечённых в деятельность по развитию одарённости учащихся;
• Увеличение доли участников и победителей конкурсных мероприятий различных уровней;
• Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
• Разработка методических рекомендаций для работы с одарёнными детьми.
Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить образование и воспитание к индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Программа строится на технологии дифференцированного подхода, учитывающего способности, область интересов детей.
Основным концептуальным замыслом является выявление в процессе модульного обучения детей, проявляющих особые способности к различным видам деятельности и создание для них через функционирование Клуба одарённых детей «Успех» максимальных возможностей для самореализации.
Система работы включает в себя :
• Плановое, программное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
• Непрерывный мониторинг достижений воспитанников;
• Диагностика личностных характеристик детей;
• Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов деятельности;
• Использование современных педагогических технологий.
Формы работы :
• Обучающие модули;
• Клуб одарённых детей «Успех»;
• Нестандартные формы занятий;
• Смотры, конкурсы;
• Работа в социальных сетях;
• Сотрудничество с организациями села.
Методы работы :
• Методы игры и игрового тренинга;
• Нетрадиционные занятия;
• Креативные методы, в том числе с применением сети Интернет;
• Деятельностные методы;
• Метод практических заданий;
• Метод проблемного обучения.
Основные мероприятия:
• Проведение развивающих занятий в разных направлениях деятельности;
• Подготовка и проведение досуговых мероприятий Центра дополнительного образования;
• Проведение диагностических мероприятий;
• Проведение мероприятий Клуба одарённых детей.
Критерий результативности:
• Пополнение банка данных одарённых детей, обучающихся в МБОУ ЦДО «Радуга»;
• Разработанные инновационные проекты педагогов;
• Повышение качества образования в МБОУ ЦДО «Радуга».
Нормативное обеспечение деятельности Центра дополнительного образования по работе с одарёнными и мотивированными к обучению детьми предусматривает разработку следующих локальных актов: Устав, программа «Работа с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися в условиях дополнительного образования детей», план работы с одарёнными детьми, Положение о Клубе успешных детей «Успех».
Диагностический инструментарий включает в себя визуальное наблюдение, анкетирование, выставки, конкурсы, соревнования, фестивали, концерты, анализ документов (протоколы аттестации, результаты участия детей в мероприятиях).
В работу с одарёнными детьми включены все педагоги дополнительного образования.
Координацию работы с одарёнными детьми и контроль осуществляет администрация учреждения.