Лариса Петрова
Программа по полихудожественному воспитанию старших дошкольников посредством музыки Петра Ильича Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по полихудожественному воспитанию старших
дошкольников через музыку Петра Ильича Чайковского
«Времена года»
Разработала музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Петрова Лариса Михайловна
Мошково 2016
Публикация «Программа по полихудожественному воспитанию старших дошкольников посредством музыки Петра Ильича Чайковского» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
Данная программа ориентирована на детей дошкольного возраста и направлена на формирование эмоционально-нравственной сферы ребенка, эмпатии и проявления активного отношения к окружающей действительности, опирается на синтез искусств: музыку, живопись, художественное слово.
В настоящее время синтез искусств приобретает особое значение в образовании, т. к. придает его целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена и возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, а для ребенка естественна синкретическая целостная ориентация в мире.
Программа составлена на основе программы «Полихудожественный подход в воспитании дошкольников» К. А. Самолдиной и Е. П. Марковой (Новосибирск, НИПКиПРО, 2007).
Цели программы :
- приобщение дошкольников к искусству, мировой и национальный культуре;
- формирование эмоционально-нравственной сферы.
Задачи:
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-целостного эстетического отношения к миру;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства;
- формирование ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия взрослых и детей;
- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
Программа основывается на принципах гуманистической педагогики:
- высокие художественные достоинства произведений искусства;
- связь искусства с жизнью;
- принцип постепенности (от простого к сложному);
- принцип доступности;
- учитывать индивидуальность ребенка;
- принцип тематизма;
- отказ от предварительной информации, т. е. не первоначально;
- принцип одномоментности (т. е. воспринимать комплекс произведений: музыку, живопись, художественной слово).
В программе используется понятие «проект», т. е. разработанный план тематического занятия по полихудожественному воспитанию.
Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, используется наиболее эффективная форма – полихудожественный подход, где «поли» - много, «художеств» - искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств ( синтез искусств: живопись, музыка и поэзия, взаимно влияя друг на друга, вызывают у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогают возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
Программа реализовывается через:
- интегрированные занятия (раз в месяц, 25-40 минут);
- совместная деятельность педагогов (музыкального руководителя, воспитателей);
- привлечение родителей к разучиванию стихов, изготовление атрибутов и т. д.
В группах старшего дошкольного возраста воспитательно-образовательная работа осуществляется как в первой, так и во второй половине дня в форме фронтальных занятий с использованием аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Главная цель таких занятий – формировать у дошкольников эмоционально-образное восприятие мира и искусства.