Лариса Петрова
Программа по полихудожественному воспитанию старших дошкольников посредством музыки Петра Ильича Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по полихудожественному воспитанию старших
дошкольников через музыку Петра Ильича Чайковского
«Времена года»
Разработала музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Петрова Лариса Михайловна
Мошково 2016
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
Данная программа ориентирована на детей дошкольного возраста и направлена на формирование эмоционально-нравственной сферы ребенка, эмпатии и проявления активного отношения к окружающей действительности, опирается на синтез искусств: музыку, живопись, художественное слово.
В настоящее время синтез искусств приобретает особое значение в образовании, т. к. придает его целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена и возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, а для ребенка естественна синкретическая целостная ориентация в мире.
Программа составлена на основе программы «Полихудожественный подход в воспитании дошкольников» К. А. Самолдиной и Е. П. Марковой (Новосибирск, НИПКиПРО, 2007).
Цели программы :
- приобщение дошкольников к искусству, мировой и национальный культуре;
- формирование эмоционально-нравственной сферы.
Задачи:
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-целостного эстетического отношения к миру;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства;
- формирование ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия взрослых и детей;
- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
Программа основывается на принципах гуманистической педагогики:
- высокие художественные достоинства произведений искусства;
- связь искусства с жизнью;
- принцип постепенности (от простого к сложному);
- принцип доступности;
- учитывать индивидуальность ребенка;
- принцип тематизма;
- отказ от предварительной информации, т. е. не первоначально;
- принцип одномоментности (т. е. воспринимать комплекс произведений: музыку, живопись, художественной слово).
В программе используется понятие «проект», т. е. разработанный план тематического занятия по полихудожественному воспитанию.
Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, используется наиболее эффективная форма – полихудожественный подход, где «поли» - много, «художеств» - искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств ( синтез искусств: живопись, музыка и поэзия, взаимно влияя друг на друга, вызывают у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогают возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
Программа реализовывается через:
- интегрированные занятия (раз в месяц, 25-40 минут);
- совместная деятельность педагогов (музыкального руководителя, воспитателей);
- привлечение родителей к разучиванию стихов, изготовление атрибутов и т. д.
В группах старшего дошкольного возраста воспитательно-образовательная работа осуществляется как в первой, так и во второй половине дня в форме фронтальных занятий с использованием аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Главная цель таких занятий – формировать у дошкольников эмоционально-образное восприятие мира и искусства.